Неуверенность в себе к в профессионале — тема, о которой не комфортно говорить, но которая касается практически каждого терапевта.
Она оказывает колоссальное влияние на маркетинг, ведь если у вас нет уверенности в том, что вы действительно можете помочь, это будет сквозить в каждой вашей строчке и в каждом видео.
А ещё неуверенность отвлекает и мешает работать с клиентами.
Мы все сталкивались с этим: сомнения, внутренний голос, нашёптывающий «Ты недостаточно хорош». Да, тот самый синдром самозванца.
Причём он может затянуть любого — и того, кто только начинает частную практику, и того, кто работает уже много лет.
Но знаете что? Есть у меня одно средство... ,) Мне оно помогло лучше других.
Надеюсь, и вас оно вдохновит на изменения.
«Что если я недостаточно хороший терапевт?»
В процессе построения практики мы можем (и будем!) сталкиваться с армадами страхов. Это нормально. Но самый частый и коварный из них — это страх оказаться недостаточно хорошим специалистом.
Недостаточно хорошим, чтобы помочь клиентам, недостаточно опытным, недостаточно компетентным...
Это страх нашептывает, что нас вот-вот разоблачат и узнают, что всё это время мы только «притворялись» нормальными специалистами.
Да, противное чувство. Но — естественное. Этот страх есть у всех. Абсолютно у всех!
Я общалась с сотнями коллег и не встретила ни одного терапевта, который хотя бы раз не ощущал его. И что удивительно, уровень образования и опыт здесь ни при чём. Даже у тех, у кого за плечами десятилетия практики и внушительный список дипломов, иногда возникают сомнения.
Вы наверняка знаете множество способов справиться с синдромом самозванца. Но сегодня я хочу поделиться с вами нетривиальным подходом, который может стать для вас самым простым, естественным и комфортным.
Начните с того, что вам интересно
Когда я только начинала практику, ко мне приходили клиенты с разными темами — от переживания утраты до постановки целей.
И я наивно полагала, что смогу помочь каждому.
Но со временем я заметила, что мне легче и комфортнее работать с теми клиентами, чьи проблемы мне близки и понятны.
Например, будучи тогда в первом браке, я просто не понимала сложностей развода. Откуда мне было знать? Я понятия не имела о том, что любовь может остыть, а искра погаснуть.
Конечно, я могла бы что-то почитать по этой теме, сходить на семинар и т.д. Но увлекла бы меня эта тема — вопрос. Скорей всего, она так и осталась бы для меня абстрактной и скучной.
Тогда я подумала: «Почему бы мне не сосредоточиться на тех темах, которые вызывают у меня интерес и вдохновение?» Например, мне всегда нравились темы вокруг предпринимательства, потому что я сама была предпринимателем с 18 лет.
Когда я начала делиться своим опытом — через статьи в блоге и семинары — я стала привлекать клиентов, которые приходили именно с этими запросами. И это было так здорово!
Давайте посмотрим правде в глаза: далеко не во всех темах бы будете одинаково хороши. Но как частнопрактикующий специалист, вы можете ВЫБИРАТЬ, с кем и с чем работать. Не стоит работать с темами, которые слишком сложны, скучны или болезненны для вас, — потому что никто от этого не выиграет. Ни вы, ни клиенты.
Когда вы работаете с тем, что вам действительно интересно:
- Вы чувствуете себя уверенно. Вам легче понять клиента, потому что тема вам знакома.
- Клиенты вам больше доверяют. Они видят, что вы знаете, о чём говорите.
- Работа приносит радость. Вы чувствуете, что ваш труд имеет смысл, а это напрямую влияет на качество вашей работы.
Как найти свою тему
Если вы не знаете, с чего начать — взгляните на свою книжную полку. О чём вы чаще всего читаете?
Какие книги стоят в центре? Может быть про тревогу или детско-родительские отношения?
Вспомните, с каким запросом вы сами когда-то пришли в терапию. Проанализируйте свой жизненный опыт, включая прошлую работу, если в терапия — не первая ваша профессия. Часто подсказки кроются именно там.
Что вам это даст?
Вы будете работать с людьми и темами, которые вам нравятся. Терапевтические отношения, скорее всего, будут крепче, а значит, и результаты будут другими.
Ваша удовлетворенность работой будет зашкаливать. Вы сможете много и увлечённо писать или говорить на эту тему.
У вас станет больше клиентов. Они будут реже «отваливаться» раньше срока.
Ваш доход будет расти. И ваша уверенность — тоже.
Вот тебе, синдром самозванца, получи!
Как начать привлекать нужных клиентов
Если вы уже знаете, с какой темой хотите работать — обновите описание своих услуг и рассказ о себе на сайте, агрегаторах и в шапках соцсетей. Заточите их под эту тему, чтобы человеку, который читает о вас, с первых строк было понятно, в чём вы профи.
Ну и конечно, начните писать об этом. Прелесть ведения блога в том, что статьи, содержащие в себе ключевые слова по вашей теме, помогают клиентам самим найти вас.
А ещё, когда люди заходят на ваш сайт и видят посты, отвечающие на их вопросы, вы естественным образом становитесь для них тем человеком, с которым хочется работать — не нужно никаких навязчивых продаж.
Так что научитесь вести блог! Вы не пожалеете о вложенном времени)
А если вам нужна помощь — присоединяйтесь к Клубу Частных Практиков.
В «Основной программе» вы найдёте курсы и про выбор темы и про ведение блога и соцсетей.
А ещё внутри вас ждут живые семинары, супервизия, динамические встречи для работы с состоянием и тёплое, активное сообщество коллег. Всё это поможет вам укрепить практику и уверенность в своих профессиональных возможностях.
С пожеланием крепкой практики!
Ольга Кошкина
______________