«Как вы яхту назовете – так она и поплывет». Поэтому часто пароходам, поездам и самолетам присваивают имена героические. В основном их называют в честь:
- великих людей – полководцев и флотоводцев, ученых и политиков, ракетостроителей и космонавтов... Помните, кот Матроскин в мультфильмах о Простоквашино рассказывал, что его бабушка плавала на пароходе, который назывался «Иван Федорович Крузенштерн»?
Так вот, у нас, к примеру, в разные годы появились судно «Академик Сергей Королев» и научное судно «Академик Королев», причем – заметьте – из серии типа «Академик Курчатов»;
- географических точек. В частности, у нас имелись и имеются противолодочные и авианесущие крейсера «Москва», «Ленинград», «Минск» и т. д.;
- природных и погодных явлений, которые они покоряли. Так сказать, «врагу не сдается наш гордый "Варяг"»;
- и проч.
Однако порой названия словно бы демонстрируют чувство юмора, поднимая настроение всех и вся. Причем это могут быть как неофициальные, народные прозвища, так и вполне задокументированные наименования.
Давайте рассмотрим несколько интересных примеров.
Итак, порой забавно получается, например, когда транспорт называют по аббревиатуре:
- самолет Ту – «Тушка» (1). А ведь это одни из самых знаменитых и достойных самолетов, сконструированные самим Андреем Туполевым либо его последователями. И название народ дал, хоть и веселое, однако уважительное;
- самолет Ил-76 – «Илюша» (2). Данное прозвище в народе получили также достойнейшие, известнейшие самолеты, которые сконструировал Сергей Ильюшин (между прочим, единственный лауреат 7 Сталинских премий) или его коллеги и ученики.
Несмотря на современность самолетов и явную отсылку к фамилии создателя, многие не-специалисты уверены, что такое прозвище этим летающим легендам дали в память об одном из любимых на Руси богатырей;
- паровоз «Ку» – «кукушка» (3). Название подходило, поскольку такие локомотивы издавали специфические гудки, напоминающие кукование. Между прочим, существовали они не на птичьих правах. Выпускавшиеся с 1911 по 1914 г. паровозы данной серии имели самый высокий котел (высота оси над рельсами – 3,2 метра) из всех дореволюционных паровозов.
А эсминцам, сторожевым и кораблям 2-го / 3-го рангов порой присваивают бодрые имена – характеристики. Допустим, в свое время корвет Черноморского флота назвали «Ретивый» (4). Так и тянет вспомнить классика: «Что ты ржешь, мой конь ретивый…»
Но шутки в сторону. Его заложили на верфи в 2015 г. и предназначали для выполнения десантных операций, действий в ближней и дальней морских зонах. Кроме того, он способен воевать:
- на море – с кораблями;
- в глубинах моря – с подводными лодками;
- в воздухе – с самолетами. То бишь сам он, разумеется, не летает, но, что любопытно, в дальнейшем его переименовали в «Меркурий» в честь древнеримского бога торговли, который, как известно, парить в воздухе очень даже умел.
Из летающих веселых названий можно вспомнить «Пепелац» (5). Нет-нет, это не корабль инопланетян из комедии СССР Георгия Данелии «Кин-дза-дза!». Это наш родной узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный самолет SSJ-100, способный транспортировать порядка 100 пассажиров.
Или вот тепловоз 2ТЭ116 знатоки упорно именуют «Фантомас» (6), хотя никто не знает точно: почему. В советское время это был вполне дельный магистральный 2-секционный грузовой поезд.
Одни считают, что его так назвали за зеленый цвет, другие – что за сходство лобовой части локомотива с лицом героя-злодея из французских комедий. Ну, вот сравните:
Немного юмора в сторону Запада продемонстрировали те, кто назвал тепловоз 2ТЭ10 «Боингом» (7).
И тут уж не приходится догадываться о причине: всё дело в том, что на больших оборотах его турбины начинают шуметь, как реактивные двигатели.
Бронепалубный же крейсер 1-го (на минуточку!) ранга «Аскольд», по документам названный в честь легендарного киевского князя, получил неофициальное прозвище «Портсигар» (8).
А ведь он достойно участвовал в Русско-японской войне и других важных событиях.
Вместе с «Аскольдом» в Русско-японской войне участвовала канонерская лодка «Бобр» (9), причем поименованная так вполне официально.
Кстати, она была головной в серии из 2 кораблей, 2-м из которых был «Сивуч» (10), прозванный в честь ушастых тюленей.
Несмотря на столь умилительные названия, обе лодки были вполне военизированными и вели серьезные баталии, а также исследовали северную часть Тихого океана и сопредельные ему моря, в том числе защищая морских котиков.
Да что там, традицию называть транспорт забавно, причем вполне официально, заложили еще наши давние предки. Так, один из 1-х кораблей во флоте Петра Великого назывался «Три рюмки» (11) и имел девиз «Держи во всех делах меру».
А вот современный локомотив, следующий из Бологого в Великие Луки и обратно, прозвали «Горбатый» (12). И не потому, что он напоминает героя детектива СССР «Место встречи изменить нельзя» («А теперь "Горбатый"! Я сказал – "Горбатый"!»), но потому, что имеет выпуклую форму.
Одним из самых намекающих на «градусное» веселье стал наш замечательный МиГ-25, который в народе прозвали «Гастроном» (13). А всё – оттого, что в советское время на нем имелся большой бак со спиртом для охлаждения аппаратуры и омывания фонаря.
А вот советский же легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21 так и прозвали: «Веселый» (14). Между прочим, он стал наиболее распространенным среди сверхзвуковых самолетов.
Впрочем, автор данного поста все же отдает первенство в ироничности поездам, курсирующим в Хакасии, Иркутский области и Казахстане: им в народе дали кличку «Мотаня» (15). Догадайтесь: почему? :)
П. с. Названные в посте примеры ни в коем случае не принижают достоинства кораблей, поездов и самолетов, их создателей и участников экипажей.
П. п. с. Уважаемые читатели, а какие любопытные примеры можете назвать вы?
И на близкие темы читайте посты «"Рулило", "извозник", "шеф"… как еще в народе называют водителей», а также «Где отдыхают пилоты и стюардессы во время рейсов и между ними».
#транспорт #история #общество #водный_транспорт #водныйтранспорт #историятранспорта #история_транспорта #Россия