Люблю я 1 января. Мучительные приготовления к Новому году и беготня за покупками закончены, подарки подарены, вкусняшки съедены, и утром голова чистая и мозги перезапускаются на новый круг и думают о важном и интересном. А мне вот интересны… двоечники.
В одной из самых первых статей тут я писала, что этот вопрос мне был интересен еще со школы. Как это так какие-то ребята предпочитают, чтобы их постоянно ругали и мучили выговорами и осуждением вместо того, чтобы просто взять и выучить? Когда в университете я сама пополнила их ряды, вопрос перешел на новый уровень и получилось посмотреть изнутри. Ну а когда занялась преподаванием и репетиторством, найти ответ на вопрос переросло уже в профессиональный интерес.
Кстати, тут в комментариях я регулярно встречаю людей, которые спрашивают, не с больными ли детьми я работаю, раз они не знают элементарных вещей, и тех, кто возмущается моими советами по подготовке к ОГЭ, потому что нормальные дети итак должны это все знать, а двоечников они в расчет не берут. А я вот беру. И в расчет, и на обучение, и даже сдаю с ними экзамены и даже временами на 4. Поэтому, если чье-то мнение заключается в том, что дети плохо учатся, потому что ленивые, глупые, ничем кроме гаджетов не интересующиеся и вообще время нынче такое, то в этом блоге понимания такие комментаторы точно не найдут. Дети учителям и тем более репетиторам даются, чтобы их учить. Все остальное – рабочие задачи, требующие решения. А расскажу я сегодня о своих наблюдениях касательно разновидностей этих самых двоечников, которых мне доводилось встречать.
1. Двоечник от физиологии
«Больной» - это не всегда «ненормальный». И было бы здорово, если бы учителя и родители это понимали. Физиологические причины плохой успеваемости могут быть совершенно разные. Это может быть реальная умственная отсталость, может быть СДВГ, иные психические диагнозы. Это может быть плохое зрение, плохой слух. Это могут быть болезни опорно-двигательного аппарата, когда отсидеть урок банально больно. В конце концов, нехватка витаминов тоже не шутка. А есть еще депрессия. Не та, которая «че-т грустно», а та, которая «родители развелись, но грустить нельзя, мама расстроится».
Решается?
Решается. Походом к врачу решается. Отсутствием стеснения касательно собственного ребенка. Переводом в специальные классы, если диагноз реально касается психики. Всегда лучше выучить немного и то, что реально освоить, чем просто просидеть девять лет, чувствуя себя изгоем и лузером, зато как «нормальный».
Из опыта. Ребенок с СДВГ и категорическим нежеланием учиться титаническими усилиями матери на комиссии был таки переведен на спец.программу. Улучшилась не только успеваемость, но и в целом отношение ребенка к учебе. Он стал сам что-то делать, проявлять интерес, чувствовать себя лучше других в чем-то, и сейчас, конечно, не суперуспешно, но вполне сносно учится в колледже и осваивает профессию. Кстати, связанную с образованием.
2. Двоечник от незнания
Самый простой и классический тип. Когда неуспеваемость случается от того, что ребенок действительно ничего не понимает. Он и рад бы учиться получше, даже что-то там ищет в гдз, в интернете, списывает у друзей, пытается учить. Иногда заметно расстраивается и плачет от того, что не получается. Хорошо, если родители адекватно воспринимают проблему. Однако доводилось сталкиваться и с противоположными вредными реакциями. Если родитель и сам в свое время ничего не понимал, то и тут может решить, что и так сойдет. А вот если понимал и очень хорошо, то реакция «да что тут сложного, ты просто ленишься» тоже еще никому не помогала.
Решается?
Решается, конечно. Дополнительными занятиями. Их в наше время очень много. Можно нанять репетитора, можно найти онлайн курс, можно вообще найти бесплатные видео по теме. Единственное, что нужно понимать, так это то, что если ребенок уже не понимает ничего, то просто плохо понимать он начал год-два назад. И курс или уроки с репетитором должны быть не от того класса, в котором у вас два, а на класс раньше. Хотя бы на класс раньше. А в идеале прямо с начала этого предмета. Скажем, если в 7 классе двойка по английскому, то нужно начать с алфавита. Если окажется, что ребенок знает и алфавит, и читать умеет, и в курсе, что такое времена Simple и как сравнивать прилагательные, то на это повторение уйдут несколько уроков, и действительно удастся найти корень всех проблем. Выражаясь бытовым языком, нет смысла учить человека варить идеальный борщ, если он не умеет правильно держать нож. Начинать всегда следует с начала предмета.
Из опыта: К счастью, таких учеников все же большинство. И да, проблемы с успеваемостью при условии стараний с обеих сторон обычно выправляются на втором году обучения, если все совсем запущено, или на первом, если подтянуть надо чуть-чуть. А если стараний со второй стороны нет, то, скорее всего, мы ошиблись с определением разновидности, и наш случай – один из следующих.
3. Двоечник от перфекционизма
Странная, на самом деле, разновидность. Не так часто мне встречалась, и весьма быстро такие ребята «встают на путь истинный», но суть заключается в том, что если не получается сделать правильно, то они лучше вообще делать не будут. Тут же боязнь отвечать у доски (вдруг не ответит идеально?), нежелание даже приступать к контрольной (все ведь решить не сможет), ну и можно этот список дальше продолжать в зависимости от фантазии. Что самое грустное лично для меня – опытным путем мне так и не удалось выяснить, откуда они берутся. Проблема, несомненно, психологическая, однако такие дети, которых мне удалось видеть, были из самых разных семей. И со строгими родителями (тут вроде бы все ясно), и с невозможно понимающими и добрыми. И с проблемами в отношениях со сверстниками, и без. Если тут есть психологи, будет интересно послушать ваше мнение в комментариях.
Решается?
Решается. Однако решается это дело либо взрослением, либо работой родителей, либо работой психолога. Мне работа с такими ребятами дается с большим трудом.
Из опыта: Их несложно узнать. Они, скорее всего, скажут, что ничего не знают, даже если вопрос был элементарным. Буквально на днях мальчик, прочитав элементарный текст по английскому, сказал, что перевести он не может вообще ничего, и закрыл книгу. Пришлось забрать, открыть снова, переспросить «Вот тут написано «Hello». Ты реально не знаешь, что это?». Оказалось, что он не только это знает, но и вообще с легкостью перевел текст полностью. Или сдадут работу со словами «Наверное, неправильно». И как будто все время ждут какой-то страшной кары свыше за любые ответы и попытки.
4. Двоечник от лени
Ну вот, к сожалению, и они тоже бывают. Эти самые безответственные, ленивые, с наплевательским отношением, у которых хронически ничего не задали, училки придираются, и вообще их просто не любят. Они же в первых рядах прогульщиков, они же с пятого раза сдают математику, когда понимают, что уже точно-точно надо, и они же треплют родителям нервы, потому что родители часто уже просто не знают, что делать, чтобы заставить чадушко хоть чем-то заняться. Эти чаще всего случаются от переизбытка или строгости, или понимания, а потому так важно все же не перегибать палку в любую сторону. Зачем что-то делать, если родители все равно не похвалят? А то и найдут, за что поругать? Зачем что-то делать, если за тебя все сделают и тебя любым любят? То есть, конечно, безусловная любовь – штука важная, дети должны знать, что любят их любыми, но есть разница между «любить» и «допускать». Можно любить своего ребенка, но не допускать в своем доме бардак и немытую посуду. Можно любить ребенка, но не допускать безответственного отношения к делам. И очень важно донести, что учеба вообще к родителям и любви отношения не имеет. Просто однажды родители не смогут давать деньги, содержать и кормить, и тогда он должен будет иметь навык делать что-то, что будет приносить доход. А если ребенок мечтает стать блогером, чтоб грести деньги лопатой, то рассказать ему, сколько в реальности работают блогеры, чтобы эти деньги получать. Даже те самые, которые, казалось бы, снимают чушь, вынуждены снимать ее на регулярной основе.
Решается?
Скорее всего. Донесением до маленького человека мысли, что каждый должен за себя отвечать. Не хочешь делать уроки – не делай. Двойка за несделанное домашнее задание ведет к отключению интернета на два дня. Не хочешь идти в школу – не ходи. Детей до 9 класса, не проходящих обучение, отслеживают органы опеки. Не надо отбирать у детей ответственность за их же обучение, дайте им выбор.
5. Двоечник по убеждению
Недавно вот тут была статья про убежденных плохишей. Увы, такие же убежденные «молодцы» есть и по части учебы. Им кто-то долго говорил, что они двоечники и должны брать пример с Кати/Васи/Маши. Они где-то увидели героев, которые плевали на учебу и спасали мир. Они сотни раз слышали, что в жизни преуспевают троечники, что кто-то из миллиардеров вообще в школу не ходил, и что не учеба/оценки в жизни главное. У них все в порядке и с мышлением, и с головой. Иногда они могут даже получить хорошие оценки, но вдруг спохватываются и тут же начинают идиотничать и рассказывать, что сделали все наугад. Постепенно первопричина забывается, и это «двоечник» становится частью самоопределения. Родители и репетиторы могут хоть об стену убиться, пытаясь заставить учиться такого ученика, но это бесполезно, потому что даже если он все понимает, он будет делать вид, что нет. Спать на уроках, отвлекать других, лидировать по количеству сорванных уроков за учебный год, с трудом тянуть хоть что-то к экзамену, а на экзамене, вероятно, проставит ответы наугад / левой рукой / не читая задание.
Решается?
Иногда. Если ребенок еще маленький и учится в начальной школе, и это удалось уловить, то решается так же, как с убежденными плохишами. Если всеми силами стараться показать, что эти двойки и неуспеваемость никак и никому неинтересны, а вот физкультуру, по которой 5, давай обсудим, это ж классно, то есть шанс… какой-то.
Из опыта: А вот со старшими школьниками с этим убеждением полный провал. И очень обидно, когда ты видишь, что ты то вообще-то свою работу сделал. Ученик буквально вот только что ответил правильно и выполнил все задания. Но пройдет полчаса, и он спохватится. И будет выдавать какой-то рандомный набор ответов по той же теме, усмехаясь и говоря, что это не его и он ничего не понимает. Как тут быть? Буду, опять же, рада почитать комментарии психологов.
А в наступившем году я желаю всем родителям, учителям и ученикам успехов. Пусть эта статья имеет к вам как можно меньше отношения, а ваши отношения с учебой и школой будут приятными и нестрашными.