Те, кто близок к музыке и имеет музыкальное образование, наверняка знают и Моцарта, и что такое реквием, и всю тёмную историю с якобы отравлением великого композитора. Но история с последним произведением Вольфганга Амадея Моцарта будет интересна не только тем, кто заканчивал консерваторию. По ней можно снять целый детективный сериал.
Вообще «реквием» ― в переводе с латыни это «заупокойная месса». Раньше было вполне нормальным явлением, когда обеспеченные люди заказывали у композиторов реквием, который будет исполняться после смерти родственника или даже его самого. Даже сами композиторы при жизни писали себе Реквиемы.
И вот в июле 1791 года к Моцарту пришёл человек в чёрном, и, в обстановке странной секретности, дал тому заказ на музыкальное произведение. Неизвестному требовалась заупокойная месса. По некоторым данным Моцарт получил аванс ― около 100 дукатов (это около 6500―6700 евро по современному курсу). Вторую половину суммы незнакомец должен был отдать по завершении работы.
Позднее стало известно, что «Реквием» заказал граф Франц фон Вальзегг, у которого в феврале 1791 года умерла молодая супруга Анна фон Фламберг. Тем самым «неизвестным» человеком в чёрном оказался управляющий графа Лойтгеб. Заказ для Моцарта был оформлен как стандартное деловое письмо.
При этом надо понимать, что Моцарт, будучи известным на весь мир, никогда особо не сидел без работы: на момент получения заказа на «Реквием» он работал над несколькими произведениями (например, в процессе ему пришлось прерваться на «Волшебную флейту» и оперу «Милосердие Тита»). Однако оплата за «Реквием» оказалась неплохой, а долгов у живущего «на широкую ногу» Моцарта, было много, так что он взялся за заказ.
К осени 1971 года Моцарт, по словам его жены Констанции, стал чувствовать себя плохо. На одной из прогулок он сказал, что пишет «Реквием» как будто для себя, что уже чувствует, что жить осталось недолго, что его могли отравить (тут вспоминаем про Сальери, да?). Однако никаких документальных подтверждений внезапной болезни композитора историки не нашли.
В середине ноября, он, ещё будучи относительно бодрым, даже дирижировал своей Масонской Кантатой, однако спустя пару дней уже полностью слёг. При этом Амадей Моцарт продолжал писать свой «Реквием» до самой смерти, до пятого декабря.
Широко известна история, что всего за сутки до смерти уже прикованный к постели Моцарт вместе с находящимися у его постели тремя друзьями пели часть «Реквиема» под названием Lacrimosa dies illa. По легенде, Моцарт тогда сказал, что дописать эту часть не успеет. И в самом деле: композитор успел создать лишь первые восемь тактов.
Однако такое сообщение одного из друзей о последнем дне Амадея вряд ли бы соответствовало действительности. По данным свояченицы композитора, Софи Хайбль, к четвёртому декабря он уже оказался при смерти, а потому на пение сил иметь не мог. Только вот такой интересный и поэтичный сюжет не могли не подхватить художники: последние часы жизни знаменитого композитора, где он якобы исполняет свой «Реквием», изображены на многих картинах.
А умирал Моцарт долго и мучительно. И этот процесс, вопреки распространённому мнению, не особо был похож на обычное отравление, пусть даже преднамеренное. Тело композитора распухло и стало издавать ужасный запах, как будто гнило изнутри. Врачи тех времён предположили чуть ли не несколько сотен диагнозов, современные же настаивают на стрептококковой инфекции, поразившей почки. Композитор, путешествуя на лошадях, вероятно, пил непастеризованное молоко, из которого и подцепил инфекцию.
Разумеется, вскрытие никто не делал. Предполагая невесть какую опасную болезнь, ни один врач не решился бы проводить исследование. Версия об отравлении была самой популярной и логичной версией гибели композитора. В теории, отравить его мог и Сальери, который был явным соперником, и просто завистники, и даже родственники его любовницы. Только вот вся информация об отравлении исходила исключительно из уст жены Амадея.
Женщина просто давила на жалость. Разумеется, интереснее «продавать» творчество покойного мужа (Констанца долгое время получала прибыль с концертов, на которых играли мелодии Амадея, а также пенсион лично от императора), который был убит при загадочных обстоятельствах, а не умер от какой-то неприятной и прозаичной болезни. Но вернёмся к Реквиему.
После смерти супруга, вдова Моцарта, Констанца, побоялась, что заказчик потребует вернуть задаток за недописанное произведение. Естественно, деньги были уже потрачены, а долги, на которые планировалось потратить остальную часть гонорара, никуда не делись. Поэтому Констанца приняла следующее решение: отдать наполовину готовый «Реквием» тому, кто его мог бы завершить. Сперва она обратилась к Йозефу Эйблеру, но тот вскоре отказался от сложной работы.
Следующим кандидатом стал друг и ученик Амадея Франц Ксавер Зюсмайер, который в итоге сделал готовое произведение из набросков своего учителя. Ему пришлось не только кое-что подправить, но и с нуля написать три части из восьми, кое-что переписать и подделать не только стиль, но и подпись Моцарта. Так или иначе заказчик получил готовое произведение в 1792 году.
Насколько много изменений внёс в произведение Моцарта Зюсмайер, специалисты-музыковеды спорят уже много лет. Попытки «очистить» работу Амадея либо дописать «Реквием» в запланированном великим композитором виде, к особым успехам не привели до сих пор.
Тут ещё стоит сказать о том, что заказчик Реквиема граф Франц фон Вальзегг, как впоследствии выяснилось, был известен тем, что заказывал произведения у других композиторов и выдавал их за свои. Таким образом получилось, что граф планировал всех обмануть и выдать произведение Моцарта за Реквием своего собственного сочинения, но в итоге сам был обманут женой Моцарта Констанцией.
Зюсмайер же никогда не афишировал того, что доделывал работу Моцарта и в полной мере может считаться как минимум соавтором Реквиема, но в то же время, когда, спустя 9 лет после смерти Моцарта, журналисты одного немецкого издательства уточняли у него подробности авторства Реквиема Ре минор, Зюсмайер честно рассказал о своей работе. Правда, зря он это сделал.
Когда обманутый обманщик граф Вальзегг узнал об этом из газет, он тут же заявил протест, что обернулось для Констанции юридическим разбирательством. Но так как сам граф тоже был обманщиком, каких-либо серьёзных успехов он не добился. Интересно, что к тому времени как Реквием стали исполнять в Вене как произведение Моцарта, Вальзегг успел исполнить его под своим авторством. В общем, случился конфуз. Чтобы графу совсем уже не опозориться, ему пришлось городить огород из ещё большего вранья.
Он говорил всем, что сочинил произведение сам, но отправил рукопись Моцарту в качестве консультации. И тут вдруг Моцарт неожиданного скончался, рукопись осталась у него, а так как почерк графа как две капли воды похож на почерк Моцарта, все подумали, что это произведение Вольфганга Амадея.
Не знаю, поверил ли ему хоть один человек, но больше всего в итоге досталось самому Зюсмайеру, а граф и Констанция вышли из всей этой ситуации с подлогами сухими. Хотя, как супруге Моцарта удалось не понести серьёзных материальных потерь не известно, ведь она не только обманула графа, она ещё злостно нарушала договор, который он заключил с её супругом, потому как сделала копии нотного текста и тайна продала их сначала королю Пруссии, а потом ещё и продала права на произведение, которые ей, как ни крути, не принадлежали сразу двум разным издательствам. При это Реквием неоднократно исполнялся с её ведома на разных мероприятиях. В общем, нажилась вдова Моцарта на произведении не то Моцарта, не то Зюсмайера, как могла. Живи она в наше время, её бы затаскали по судам и засудили за нарушение авторских прав, подлог и другие нарушения. Но тогда её пожалели. Возможно, из уважения к покойному супругу и из жалости к их совместным маленьким детям.
Как вам история? Достойна экранизации? Некоторые подробности я упустил, дабы не напрягать не всем понятными тонкостями, но суть, надеюсь, была понятна. Если было интересно, ставь лайк и подписывайся на мой Телеграм для своих. А ниже я собрал ещё несколько интересных статей: