У меня была статья про дуэли Пушкина, ссылку оставлю в конце. Но там не была подробно раскрыта история самой нелепой дуэли Александра Сергеевича.
Кишинёв. Танцевальный зал. Мазурка играет один раз, потом сразу второй раз, третий раз. Всем уже надоело. Подходит молодой офицер к музыкантам и просит музыкантов сыграть что-то другое. Вальс, например.
Музыканты говорят:
— Простите, у нас оплачено ещё две мазурки.
— Ну раз оплачено, прошу прощения, — говорит офицер и уходит за свой столик. Снова играет мазурка. Тогда его подзывает командир полка и спрашивает, почему опять играет мазурка, а не вальс?
Офицер объясняет ему, что вот тот чернявенький (показывает на Пушкина) уже оплатил ещё две мазурки.
— Иди вызывай его, это оскорбление, — говорит командир полка.
— Какое оскорбление? Я его даже не знаю, первый раз вижу, — говорит офицер.
— В таком случае, сударь, вы осуществляете офицерскую честь офицера моего полка. Почему вы не настояли на вальсе? — говорить командир.
Офицер подходит к Пушкину и говорит:
— Отменяйте свои мазурки, давайте вальс!
— И не подумаю, — отвечает Пушкин.
— Тогда я требую сатисфакции! — говорит офицер.
— Да, пожалуйста! — отвечает Пушкин.
Всё, дуэль назначена. Как вам повод? Оба друг друга даже не знают, впервые видят, никто никого не оскорблял. Но офицер был вынужден назначить дуэль потому что командир за спиной, а Пушкин не мог отказаться, потому что тогда все будет считать его трусом.
Тут надо, кстати, сказать, что от дуэли отказаться было нельзя. Точнее говоря, можно было, но тогда ты становишься бесчестным дворянином, что, как говорили Лермонтов и декабристы, хуже смерти.
Назначается дата, выбираются секунданты. Вот они проходят, встали друг напротив друга. А погода была холодная, снег, из-за метели Пушкин и офицер, когда разошлись на условленное расстояние (условия дуэли обговаривались письменно), не видели друг друга.
Офицер говорит:
— Может сойдёмся, сократим дистанцию?
— Давайте, хоть согреемся, — отвечает Пушкин.
Они подошли, посмотрели друг на друга, кажлый выстрелил в сторону, пожали руки и разошлись.
Честь восстановлена, все смельчаки, все удовлетворены, конфликт исчерпан.
Говорят, что после этой дуэли к Пушкину несколько раз подходили и говорили, что офицер-то, мол, сдрейфил стреляться из-за мазурки, на что Александр Сергеевич отвечал, что офицер тот смелейший человек чести, а если ещё раз кто такое скажет, Пушкин сам вызовет того на дуэль. Такие были нравы.
И вот ещё какой любопытный момент. Если один дуэлянт не хотел стрелять в другого, он мог выстрелить вверх или в сторону. Но не вниз. Потому что бывали случае когда пуля рикошетила от камня и попадала-таки в человека. Причем, учитывая непредсказуемость движения, могла попастьив секунданта.
Если было интересно, подписывайтесь на мой Телеграм, а ниже ещё несколько статей по теме: