Найти в Дзене
Злобный урбанист

Вызовы для российских городов в 2025 году

Вы думаете главное в городе - улучшение городской среды? Готов поспорить.

В части комфортной городской среды - что бы ни скрывалось за этим расплывчатым понятием, в России в последние годы делается довольно много. Ежегодно растет федеральное финансирование городского благоустройства и, как следствие, Индекс качества городской среды неуклонно растет во всех городах, о чем нам сообщает специальный сайт. И вырастет еще в полтора раза до 2030 года - даже не сомневайтесь.

Тюмень - по индекусу КГС занимает 4-5 позицию среди городов от 250 тысяч до миллиона. Мост влюбленных, октябрь, вечер. Общественное пространство есть, а люди где-то в другом месте.
Тюмень - по индекусу КГС занимает 4-5 позицию среди городов от 250 тысяч до миллиона. Мост влюбленных, октябрь, вечер. Общественное пространство есть, а люди где-то в другом месте.

Однако, есть мнение, что это качество - просто фантик от конфеты. Повышая красивость наших городов, мы особо не решаем их структурные проблемы, а зачастую даже усугубляем их. Конфета при этом вкуснее не становится, - теряет срок годности и содержит все больше несъедобных ингредиентов.

Какие же городские проблемы можно считать действительно серьезными? Еще в сентябре я спросил об этом аудиторию телеграма. Где-то за месяц проголосовали около 90 человек. О результатах трехмесячной давности я коротко написал здесь.

Голосовалка помогла продвижению Школы урбанистики и городских исследований, которая, как сейчас уже понятно, провела очень успешную осеннюю обучающую кампанию и готовится к весенней. Про школу напишу отдельно. На 90 участниках голосование не закончилось. С помощью нескольких известных телеграм-каналов, которым я весьма признателен, удалось охватить почти 550 респондентов. Можно считать, что получилась неплохая выборка.

Вероятно, по сравнению с первоначальным голосованием в ответы добавилось больше мнений городских активистов и просто интересующихся урбанистикой. Вот что получилось:

На 1 января - 545 голосов
На 1 января - 545 голосов

Первое место среди проблем с большим отрывом заняла нехватка денег. Что лично для меня - странно. Я больше склонен к точке зрения кота Матроскина - деньги то есть, а вот ума к городскому развитию ответственные лица прикладывают все меньше и меньше. И деньги это отсутствие ума не всегда компенсируют.

Проблема, которая опустилась на 4 место - отсутствие самостоятельности у городов в принятии решений - кажется мне гораздо более серьезной. Однако урбанисты со мной не согласились и оценили этот вызов примерно как проблему городского расползания. Современная тенденция кажется мне очень опасной - все больше решений по городской политике принимается где-то в Москве, все чаще звучат идеи о каких-то "единых" подходах, внедряется механистичная рейтинговая оценка, по итогам которой в перспективе нескольких лет и будут раздавать федеральные деньги. Которых как обычно будет не хватать (смотри проблему № 1).

В то же время, будучи самостоятельным и ответственным можно проводить грамотную градостроительную политику даже при дефиците средств. Что, собственно характерно для 95% городов мира. Но нашим городам, похоже, на это надеяться не приходится. Грядущие изменения в муниципальное законодательство, которые перенесли на 2025 год, не добавят городам ни денег, ни самостоятельности. Так что эти два вызова в перспективе остаются пока без ответа.

Что касается планировочных, а не управленческих вызовов - здесь с большим отрывом лидирует тема водно-экологического каркаса. Деградация природной компоненты городской среды очевидна и никаким "комфортным" благоустройством отдельных парков ее не замаскировать. Разницу отношения к природе простых граждан и властей отлично показала текущая катастрофа с разливом мазута вдоль побережья ЧПК. В городах по сути та же картина - жителям важны любые островки естественной растительности в городе и они встают на их защиту. Власти называют это самосевом, неухоженными зарослями и при любом удобном случае стремятся застроить природное пространство.

Пример повышения плотности застройки в одном из проектов КРТ в Екатеринбурге
Пример повышения плотности застройки в одном из проектов КРТ в Екатеринбурге

А это в представлении урбанистов, ответивших на опросник, как раз - третья по остроте проблема. Высокая плотность (и высотность, конечно) новой застройки. Что такое высокая плотность - наглядно показано в статистике по проектам комплексного развития Екатеринбурга. На месте старой застройки плотностью около 2000 кв.метров/га появляется новый высотный комплекс. Плотность застройки, как и этажность, вырастает в 15 раз, численность населения - почти в 10 раз... Для сравнения - плотность среднего района 5-этажных хрущоб - около 7000 кв.метров/га.

Замыкает пятерку проблем расползание городской застройки. По подсчетам специалистов Высшей школы урбанистики за прошедшие 20 лет численность населения России практически не выросла, а вот площадь городов в утвержденных границах выросла более чем в 2 раза. Бывшие сельхозполя вокруг городов застраиваются не только дачами и коттеджными поселками, но и многоэтажками.

Один из подобных проектов в пригороде С-Петербурга я разбирал здесь. Скоро напишу о планах застройки окрестностей Нижнего Новгорода 24-этажными высотками. Нижний, между прочим, теряет население. Но вокруг города активно строятся новые микрорайоны на десятки тысяч человек.

Новый Нижегородский КРТ незастроенной территории в районе деревни Ольгино к юго-западу от города
Новый Нижегородский КРТ незастроенной территории в районе деревни Ольгино к юго-западу от города

Расползаются Краснодар, Самара, Волгоград, Иркутск, Челябинск. При этом все перечисленные города кроме Краснодара теряют населения. А строители все жалуются и жалуются, что им не хватает свободных территорий для застройки.

Между строк, наверное, надо заметить, что разумные ответы на вызовы расползания, уплотнения и уничтожения природы в городах практически не требуют какого-то финансирования - только грамотного анализа и управленческих решений.

Проблемы дефицита объектов социальной инфраструктуры и рабочих мест урбанисты не считают особо актуальными. Я склонен согласиться. 20 лет основной задачей развития городов было строительство новых школ, больниц, детских садов. Построили много. Теперь остается начать нормально лечить и учить. Ведь сами по себе школы не дают образования, а больницы - не оздоравливают. Нужны врачи и учителя. Иными словами - нужно забрать немного финансирования у стройкомплекса и передать в здравоохранение и образование.

Скоро нас ожидает проблема с обратным знаком - детские сады и школы не будут заполнены учениками и тем более - учителями. Особенно в проектах КРТ - где все строится по нормативу. Это уже произошло с рабочими местами, создание которых было одним из важнейших критериев правильного планирования еще несколько лет назад. Теперь же, в ситуации дефицита кадров, которая с нами, пожалуй, на десятилетия, рабочие места создавать не надо - их просто некем заполнить.

Отсутствие внимания в результатах опроса к вызовам мобильности и городской связанности меня лично удивило и расстроило. Первые две проблемы - про низкую плотность улиц и пропускную способность - это ведь не только о пробках. Да и пробки в городах мы кажется еще не победили? У нас катастрофически не хватает уличной сети - особенно в новой застройке, при редевелопменте промышленных территорий и в застройке окраинных районов.

Один из районов Якутска с новой многоэтажной застройкой. Есть несколько магистральных проспектов, а местной уличной сети просто нет. За ненадобностью?
Один из районов Якутска с новой многоэтажной застройкой. Есть несколько магистральных проспектов, а местной уличной сети просто нет. За ненадобностью?

Однако молодые урбанисты сегодня увлечены велосипедом или общественным транспортом и, видимо, не считают важным повышать плотность традиционной уличной сети. Более того - в той же Москве существует несколько улиц, где пропускная способность намеренно понижена якобы в пользу общественного транспорта. Не думаю, что мобильность улучшилась, однако этот дурацкий опыт перенимают и другие города.

Примеры, подобные Якутску на карте, можно найти в любом российском городе. Уличная инфраструктура категорически не успевает за строительством новых микрорайонов. И лично мне это кажется самой главной проблемой современной городской структуры.

Якутск занимает в индексе КГС предпоследнее место в своем классе городов совершенно несправедливо. Посмотрите какие оригинальные панудсы к подъездам сделаны чтобы скрыть дома на ножках! Между прочим - это социальное зилье для переселенцев из аварийного фонда
Якутск занимает в индексе КГС предпоследнее место в своем классе городов совершенно несправедливо. Посмотрите какие оригинальные панудсы к подъездам сделаны чтобы скрыть дома на ножках! Между прочим - это социальное зилье для переселенцев из аварийного фонда

В опроснике не упоминаются проблемы ветхого и аварийного жилья, изношенности коммунальных сетей, прежде всего - канализационных, отсутствие городских очистных сооружений и ряд других, которые конечно можно на время замаскировать новым мощением, подсветкой фасадов, расстановкой красивых лавочек и высадками деревьев в кадках, что повысит локальный комфорт, добавит городской движухи и несколько баллов в рейтинг КГС и губернатора лично. Но эффективнее работать город от этого не станет. Поддержание качественного уровня жизни будет обходиться со временем дороже и дороже.

В общем, пора бы уже российской урбанистике переходить от успешного освоения федеральных средств на общественные пространства к более глубокой работе с городской инфраструктурой.