Найти в Дзене
Прощай, Союз!

Секретная миссия американских дипломатов в Москве / Фатальный просчет

Перейти к первой части статьи>>> Связь с источниками информации — ахиллесова пята любой разведки; самым рискованным американцы считали личные встречи со своими агентами, завербованными из числа советских граждан, или закладку тайников для них. Именно в этот момент происходило больше всего провалов. Радиосвязь была куда безопаснее: шифрованные сообщения из-за рубежа агент мог получать, сидя дома, с помощью обычного транзисторного приёмника; он записывал цифры, которые читал в эфире диктор, откуда-нибудь из Франкфурта-на-Майне, а затем расшифровывал сообщение. Но одностороннее общение делает такой способ связи ограниченным. Транзисторный приёмник может получать информацию, но не позволяет отправлять её обратно. Поэтому в ЦРУ в середине 70-х был разработан компактный передатчик, позволяющий не только получать, но и мгновенно отправлять информацию; он легко помещался в карман пиджака или пальто. Действовало это устройство на расстоянии не больше 300 метров, что в условиях жёсткого контро
Оглавление

Перейти к первой части статьи>>>

Часть 2

Связь с источниками информации — ахиллесова пята любой разведки; самым рискованным американцы считали личные встречи со своими агентами, завербованными из числа советских граждан, или закладку тайников для них. Именно в этот момент происходило больше всего провалов.

Радиосвязь была куда безопаснее: шифрованные сообщения из-за рубежа агент мог получать, сидя дома, с помощью обычного транзисторного приёмника; он записывал цифры, которые читал в эфире диктор, откуда-нибудь из Франкфурта-на-Майне, а затем расшифровывал сообщение. Но одностороннее общение делает такой способ связи ограниченным. Транзисторный приёмник может получать информацию, но не позволяет отправлять её обратно.

Поэтому в ЦРУ в середине 70-х был разработан компактный передатчик, позволяющий не только получать, но и мгновенно отправлять информацию; он легко помещался в карман пиджака или пальто.

-2

Действовало это устройство на расстоянии не больше 300 метров, что в условиях жёсткого контроля со стороны КГБ не делало этот способ связи абсолютно безопасным.

Совершенно иными возможностями обладало новое устройство RS-804, которое в московской резидентуре ЦРУ получили осенью 1982-го года. Мощный портативный спутниковый передатчик, толщиной всего 2 см и размером с коробку конфет, легко умещался в любой сумке. Текст набирался при помощи миниатюрной клавиатуры, автоматически шифровался и сохранялся в памяти устройства, после чего оставалось выйти на открытое пространство и нажать кнопку: беззвучный радио-выстрел уходил в эфир.

-3

А направлялся он на спутники Marisat военно-морского флота США, которые находились в экваториальной зоне над Тихим, Атлантическим и Индийским океанами — это за 1000 км от Москвы.

Три спутника Marisat были запущены в 1976-ом году для обеспечения потребностей флота США в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Они были расположены на геосинхронной орбитальной дуге на определённых долготах.

Новое устройство позволяло посылать сообщения откуда угодно 24 часа в сутки, что делало передачу информации не просто безопасной, а практически неуловимой. Единственная сложность — антенну прибора надо было направлять определённым образом.

* * *

До повсеместного распространения смартфонов с функцией глобальной спутниковой навигации оставалось ещё почти два десятилетия, и новое американское портативное устройство было совершенно прорывной технологией. В ЦРУ приняли решение снабдить спутниковыми передатчиками наиболее ценных агентов из числа советских граждан. Образец, который американские разведчики с жёнами испытывали в московских парках, предназначался для самого оберегаемого из них.

Кем же был этот ценный источник информации?

Работать на американскую разведку Советский инженер Адольф Георгиевич Толкачёв начал в 1979-ом году по собственной инициативе. Он был ведущим конструктором в закрытом радиоэлектронном НИИ в Москве и за свои услуги получал от ЦРУ огромные деньги, но ценность сведений, которые он поставлял, многократно превышала его гонорары. Инженер снабжал ЦРУ информацией о параметрах новых строящихся советских реактивных истребителей.

Толкачёв передал ЦРУ информацию о системах бортового радиоэлектронного оборудования истребителей-перехватчиков МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. В итоге американцы оказались хорошо осведомлены о советской технике радиоэлектронного подавления атак вражеских самолётов и методах отражения крылатых ракет. На основании этих данных ВВС США полностью переработали электронику истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle, сэкономив десятки миллионов долларов на исследованиях.
Также американцы смогли проникнуть в советскую систему распознавания «свой-чужой». В результате самолёты США и НАТО могли беспрепятственно летать над территорией СССР, отвечая на запросы ПВО.

Информация, полученная от Толкачёва, давала такое преимущество американским ВВС, что в случае войны самолёты Соединённых Штатов просто выбили бы советские истребители из воздушного пространства. Вот почему кураторы из ЦРУ не жалели никаких усилий, чтобы защитить Толкачёва от провала.

Американцы даже продумали, в чём Агенту будет сподручней носить передатчик — в атташе-кейсе или, как тогда говорили, в дипломате.

Изначально они предназначались для посольских работников, но в конце 70-х вошли в моду и быстро стали привычным атрибутом советских служащих, сотрудников НИИ, студентов и даже школьников.

-5

Приличный кейс с кодовыми защёлками производства Московского завода «Салют» можно было приобрести за 30 рублей. Для передатчика RS-804 он подходил не только по габаритам; его пластмассовые боковины с тиснением под кожу хорошо пропускали радиосигналы, идущие на спутник.

Но подробности о новом американском передатчике в оперативной группе КГБ пока не знали. Помогли кубинские товарищи: они, как оказалось, уже столкнулись с радио-выстрелами со своей территории, которые шли на спутники военно-морского флота США (кубинцы арестовали шпиона, у которого оказалась эта аппаратура, и передали его характеристики в КГБ). Теперь членам оперативной опергруппы стало понятно, почему сигналы из московских парков не совпадали с расписанием пролёта разведывательного спутника США над Советской территорией.

Предстояло придумать самое главное — как оказаться в точке очередного радио-выстрела в момент сеанса связи?

Площадь Москвы в 1982-ом году составляла 900 квадратных километров. Каждый сеанс проводила новая семья американских дипломатов, места передач всё время менялись.

Не следить же за передвижением всех семейных пар посольства?

-6

Серьёзно беспокоила оперативников КГБ и юридическая сторона вопроса. Ведь чета американских дипломатов, которая гуляет в парке, не совершает явных шпионских действий: нет ни встречи с агентом, ни закладки тайника. Да и на спутник, скорее всего, отправляется тестовое сообщение, а не секретная информация.

Безупречное правовое основание было всё же найдено: радиопередатчик, который тестировали американцы, не был официально зарегистрирован на территории Советского Союза, как того требовало законодательство.

Руководство КГБ приняло решение захватить сотрудника ЦРУ с поличным при очередном сеансе связи со спутником. В оперативной группе приступили к разработке операции, получившей название «Капкан».

Очередной радио-выстрел был запеленгован в воскресенье, 6 февраля 1983-го года, из парка на Поклонной горе. На связь со спутником вышел второй секретарь посольства США, большой любитель бутербродов на свежем воздухе, Билл Планкерт, со своей женой.

-7

От наружного наблюдения они ушли, использовав простой трюк: у супругов в руках были одинаковые сумки, и на одной из плохо просматриваемых дорожек они разошлись в разные стороны. Минутного замешательства оперативников им хватило, чтобы выпасть из поля зрения.

Потерю визуального контакта с американцами в оперативной группе КГБ оценили как недоработку, но был в этом и плюс. Поведение Планкерта однозначно подтверждало, что он разведчик. Правда, об истинной его роли в этой истории в комитете госбезопасности тогда не догадывались: именно Биллу Планкерту после завершения испытаний предстояло передать агенту американской разведки Толкачёву новое устройство связи.

На какие только ухищрения не шёл Планкерт, чтобы обезопасить личные встречи и уйти от наблюдения КГБ; ещё за два месяца до прогулки по Поклонной горе он с женой и супругами Гебхардт, прихватив с собой большую коробку с тортом, выехал из посольства якобы на празднование дня рождения.

На одной из улиц, сразу после резкого поворота, Карл Гебхардт притормозил. Планкерт выпрыгнул из машины, успев снять модный плащ, под которым было потрёпанное пальто, и натянул на голову кроличью шапку. В тот же момент его жена привела в действие хитроумное устройство, спрятанное в коробке вместо торта: из неё на том месте, где сидел Планкерт, выскочил плоский манекен, совпадавший с ним по очертаниям.

-8

Через секунду, когда из-за поворота вылетел автомобиль наружки, его фары высветили лишь бредущего куда-то по своим делам пожилого москвича. В тот вечер Биллу Планкерту удалось встретиться с Толкачёвым и рассказать о новом устройстве связи, которое готовилось специально для него.

В оперативной группе уже знали, что американцы работают по определённой схеме: все радио-выстрелы приходились на выходные и предпраздничные дни и велись из разных парковых зон Москвы. При этом, выбирая новое место для испытаний, разведчики двигались по часовой стрелке, начиная с северо-востока Москвы. Получалось, что неосвоенные ими пока парки находились где-то на северо-западе; там и решено было сосредоточить мобильные группы захвата, которые по выходным находились в повышенной готовности.

Контрразведчики понимали, что надо торопиться: американцы могли завершить испытание в любой момент и передать новое устройство связи своему агенту. Судя по тем усилиям, которые они предпринимали для проверки передатчика, этот человек для них был невероятно ценен: как только устройство окажется у него, поймать его станет очень сложно.

7-го марта 1983 года, в канун женского праздника в юго-восточной части филёвском парка (западный район Москвы) был зафиксирован очередной радиосигнал.В тот момент в парке находился первый секретарь экономического отдела посольства США Ричард Осборн с женой и двумя дочерьми.

Наружное наблюдение зафиксировало, как на высоком берегу Москвы-реки он пристраивает свою сумку, ориентируя её плоской стороной на юг. Брать Осборна намеревались на выходе из парка, когда он будет подходить к машине.

О решении доверить одно из последних испытаний любителю кабинетной работы — Ричарду Осборну глава посольской резидентуры ЦРУ Карл Гебхардт впоследствии сожалел не раз. Передав сигнал, Осборн настолько расслабился, что допустил фатальный просчёт: вместе с женой и детьми он отправился на детскую площадку и этим лишил себя последнего шанса ускользнуть — КАПКАН захлопнулся!

Действия группы захвата были чёткими и стремительными, шпион-дипломат находился в шоке; он долго не мог осознать всего случившегося, это был полный провал! Взятый с поличным, первый секретарь экономического отдела вместе с семьёй был доставлен в приёмную КГБ.

Допрос дипломата вёл руководитель американского отдела контрразведки, легендарный охотник на шпионов Рэм Красильников, который и придумал название операции.

Осборну был зачитан акт о задержании с поличным при проведении им разведывательной акции и предъявлены неопровержимые улики его шпионской деятельности. В итоге Осборн был объявлен персоной нон-грата и вместе с семьёй выдворен из Советского Союза!

А вот другим сотрудникам резидентуры ЦРУ, принимавшим участие в испытаниях новейшего шпионского устройства, удалось избежать этой участи. Как говорится, «не пойман — не вор».

Но для контрразведки КГБ важнее было другое: захват с поличным Ричарда Осборна нарушил планы ЦРУ использовать систему спутниковой шпионской связи в Советском Союзе (в итоге американцы отказались от её применения).

Это выяснилось в 1985-ом, когда комитет госбезопасности вычислил и арестовал агента номер один американской разведки, ведущего конструктора НИИ Фазотрон А. Г. Толкачёва — ради которого и затевалась эта масштабная операция.

9 июня 1985 года Толкачёв был арестован в результате операции под руководством полковника группы «А» 7-го Главного управления КГБ СССР Владимира Зайцева.
9 июня 1985 года Толкачёв был арестован в результате операции под руководством полковника группы «А» 7-го Главного управления КГБ СССР Владимира Зайцева.

Более детально о жизни и предательстве Адольфа Толкачёва будет рассказано в одной из следующих статей на канале Прощай, Союз!

Не забудь подписаться, чтобы узнать все подробности этой захватывающей истории.

Друзья, мой канал не является коммерческим!

Вы можете отблагодарить меня за представленную информацию следующими способами:

  • поставить лайк
  • написать любой короткий комментарий под этой статьёй
  • сделать репост на своей странице, в социальных сетях или личных сообщениях
  • подписаться на канал Прощай, Союз!

Другие статьи автора на Дзен: