В Анапе бульварчик сквозь парк 30-летия Победы выводит прямиком на пляж, на самый конец песков - легко ли вон в той террасе чуть дальше по берегу признать оконечность Кавказа?!
Но именно эта граница сред и определила всю историю Анапы, а пески её бухт скрывают тысячи греческих амфор. И логично было бы предположить в ней греческий полис вроде Пантикапея (Керчь) или Гермонассы с Фанагорией (Тамань), основанный две с лишним тысячи лет назад колонистами из Милета... Однако - всё было несколько сложнее.
У набережной, за бульваром от моря, стоят три одноэтажных домика, построенных в 1887, 1900 и 1914 годах. Но главная дата - 1977 год, когда весь квартал между ними стал Анапским археологическим музеем "Горгиппия". И билет сюда неприятно дорог, а вход может в любой момент закрыться на час-другой из-за приезда школьной группы, но обойти его стороной - нельзя, а внутри я провёл около 3 часов с чувством, что этого мало.
Чёрное море - тёплое лишь по мерком нашей Гипербореи: для древних греков его берега являли самый что ни на есть Крайний Север. Богатый ресурсами: тут и в чернозёмной степи прекрасно всходили хлеба, и леса сочились мёдом и воском, и в рыбьих косяках вязли триремы, но как бы не лучше рыбы ловились белокурые рабы.
Только вот и сам эллин запросто мог стать добычей, и если в Крыму колонисты нашли удобные плацдармы вроде Гераклеи или Тарханкута, то в степях и плавнях на восточном берегу было негде спрятаться ни от скифского всадника, ни от гениохской камары. Впрочем, те и другие тут сами были гостями незваными: земли между Кавказом и Доном носили у античных географов собственное название Меотида, ну а меотами греки именовали полтора десятка племён, объединяя их скорее образом жизни, чем языком.
Родственные скифами, хурритам и адыгам, меоты были не кем иным, как протокубаноидами - народом оседлым, но при этом злым и разобщённым. Живя в крупных сёлах из овальных глинобитных хижин с соломенными крышами, они растили просо, рожь, овёс, чечевицу и лён, держали свиней и коров, рыбачили и ковали железное оружие, готовые всегда пустить его в ход.
Греки охотно покупали у этих куркулей зерно, скот, рыбу и рабов, налаживая контакт с их многочисленными "царями" и отбиваясь от скептухов (атаманов), но селиться дальше удобного в обороне Таманского полуострова не решались.
Зато варвары, покупая греческие товары, понемногу проникались высокой античной культурой. Так из меотов выделились синды - общность приморских племён, где начали давать детям греческие имена, молиться греческим богам и цитировать греческих философов. Эпицентром этой "античности по фрашнизе" стала Синдская Гавань:
Царство Синдика сложилось около 2600 лет назад между горами и Гипанисом (Кубанью), и уже тогда в нём начали чеканить примитивную серебряную монету, строить каменные крепости и насыпать высокие курганы для царей. У последних греки даже не фиксировали имён... но только до поры до времени. В 438 году до нашей эры тиран Спарток в обороне от скифов уплотнил весьма рыхлый союз полисов по обе стороны Боспора Киммерийского в единое Боспорское царство, а его сын Сатир I нашёл повод втянуть в него Синидку.
Тамошнего царя Гекатея свергла собственная жена, меотянка Тиргатао, ярая сторонница независимости и, судя по описаниям её похождений, прототип Зены Королевы Воинов. Сатир вернул Гекатея на трон и дал ему в жёны гречанку, Тиргатао же сбежала из под стражи, степными травами ушла в родное племя иксоматов и, с оружием в руках, повела их на реванш. Несколько раз на неё покушались агенты Сатира, но Тиргатао раз за разом побеждала их в рукопашную. В итоге меотянка так и осталась непобеждённой, а Синдскую Гавань у неё по сути купил только следующий царь Левкон I. И для надёжности послал туда наместником своего брата Горгиппа, имя которого ещё до похорон в 349 году перешло на город.
Оставшийся на несколько веков одним из главных полисов Причерноморья, этаким Зейтуном, Манилой, Гонконгом отдельного взятого региона. За 10 дней отсюда можно было добраться на Родос, за две недели - в Александрию, а на амфорах теперь находят клейма самых разных полисов и стран. Митридатовы войны не пошатнули богатства Горгиппии, и даже напротив - Pax Romana лишь увеличил торговые обороты.
Расцветом города считаются теперь первые два века нашей эры, задолго до которой население окончательно эллинизировалось, а синды остались достоянием трудов Страбона и Геродота. Только достоверная площадь Горгиппии - около 40 гектар, однако стройка очередного отеля или торгового центра за официальными пределами городища то и дело стопорится от того, что какой-нибудь уроженец Бактрии и Согдианы вдруг наткнется на античный слой.
Фундаменты Горгиппии лежат под центром нынешней Анапы на глубинах от 1,5 до 5 метров, главная площадь под санаторием "Кубань" (с длинными балконами) не копана до сих пор, а музеефицирован по сути заурядный район в её окрестностях:
Так что мозаичных полов, резных колонн или могучих башен тут ожидать не приходится - лишь мостовые, по которым запросто проехал бы грузовик, да подвалы домов. "При жизни" они были примерно такими:
Жизнь Горгиппии же восстановлена в первую очередь по мемориальным доскам, которых археологи откопали около 120 - больше среди черноморских полисов их найдено только в Пантикапее. Из них, например, известно, что городом правил целый бюрократический аппарат с должностями стратега, архитектора, казначея, попечителя сирот, гимнасиарха и других, а основой общественной жизни были фиасы - профессиональные гильдии во главе со жрецами богов-покровителей.
Городу покровительствовал бог-коммерсант Гермес (чёрная статуэтка слева), в честь которого тут дважды в год устраивались спортивные игры с 4 видами состязаний: длинный бег, бег с факелами, борьба и что-то ещё, безнадёжно затёртое. Найденная в 1895 году плита с именами 61 чемпиона (причём десяток имён явно скифо-синдские) ныне хранится в музее Керчи.
Немногим менее популярен был Геракл (внизу) - он и со скифами состоял в родстве, и до Урала доходил в своих подвигах, да и просто когда рядом Кавказ, культ силы не бывает лишним. Также в городе действовали храмы Артемиды (ещё с синдских времён), Афродиты, Посейдона и таинственного Бога Справедливого, в котором мне хочется заподозрить индоарийского Митру.
А вот - вполне смертный человек, наместник Неокл, которого увековечил в 186 году сын Мойродор. По одежде и причёске вроде он эллин... да только подвеска на шее, видимо местный символ власти, кажется какой-то очень уж степной.
Другая знаковая находка - сцена пира времён Горгиппа. Но разбросанные на 600 лет по времени, в пространстве оба они украшали главную площадь.
На соседних витринах - наследие бесчисленных торгово-ремесленных кварталов. Античность как она есть:
Куда более понятная и современная, чем Средневековье:
В целом, в Анапе коллекция, конечно, поскромнее, чем в Керчи, но явно масштабнее, чем где-либо ещё в России.
А как бы не лучше всего изученным оказался некрополь со стелами от степняцких "каменных баб" до плит с греческими надписями (обе на кадре выше) и целых сцен на барельфах:
Кладбище горгиппийской знати и богатых купцов находилось примерно там, где теперь Белая Шляпа - большинство находок сделаны в 1972-79 годах при строительстве Летней эстрады. На улице - целый парад греков, римлян и синдов, Бессмертный Фиас ушедших эпох:
Рядом - огромные каменные саркофаги:
Фрагменты зданий, наводящие на мысли, что Горгиппия когда-то была весьма красивым городом - просто сохраниться так же, как хотя бы Херсонесу, ей было не суждено.
Город не единожды горел, но особенно катастрофическим был пожар 240 года, начавшийся явно не от молнии или упавшего факела: полис разграбили готы из племён тетракситов и эвдусиан и союзные им аланы, и оправиться от того разгрома Горгиппия уже не смогла. Окончательно её добили в 370-х гунны, а оставшееся готское селение Эвдусия где-то в 5 веке зачахло само собой.
Долговечнее изящных барельефов оказались пифосы для дрянного северного вина, каменные купели для засола рыбы, винодавильни и жернова:
Главный из уцелевших памятников древней Горгиппии пока выглядит так - это разобранный Склеп Геракла, обнаруженный в 1975 году при строительстве 12-этажки на улице Горького.
Вновь сложить его блоки - не то чтобы трудно, однако на блоках этих археологи нашли почти стёртые, просоленные фрески, покрывавшие почти всю погребальную камеру изнутри:
И с тех пор, вот уже почти полвека, кропотливо восстанавливают их, очищая от соли и поновляя краски. То, что уже спасено - можно увидеть в музее:
Геракл, согласно мифам, вознёсся на Олимп, где стережёт его ворота, а в свободное время пирует с богами, и даже старая стерва Гера млеет, слушая про его подвиги. Поиски могилы Геракла - занятия ещё более бесплодное, чем поиски могилы Чингисхана: склеп получил своё название по сюжетам фресок.
...В отдельном здании музея - экспозиция "До и после Горгиппии", возникшая, как я понял, из более поздних находок с курортных строек. Вот например якоря разных эпох, в том числе каменный из древнего мира, деревянный со свинцовыми наконечниками из высокой Античности и целиком металлический из русского 18 века.