Я слышала про эту книгу ещё до Нобелевской премии Хан Ган. Меня она заинтересовала, но поскольку её не было в физическом виде, я не решалась её прочесть - большие произведение в электронном виде читать не могу. Но вот прошёлся Нобель, и АСТ перевыпустили книгу - сразу же выкупив книгу, я поставила её на полочку. И вот, наконец прочитала. Это моя первая азиатская книга, из Южной Кореи.
Сюжет таков, хотя как-то конкретно описать книгу тяжело: замужняя девушка Ёнхе из-за странного сна решает перестать есть мясо, стать вегетарианкой. Но это её решение вызывает бурю эмоций в семье - муж, родители, сестра... Именно после этого в семьей начинает всё рушится.
ЗАМЕЧАНИЕ: По сути, главная героиня не вегетарианка, а веганка. Поскольку, Ёнхе отказывается от всех мясных продуктов и от одежды из животных - это именно веганство. Вегетарианство же разрешает есть морские продукты и некоторые продукты животного происхождения.
Книга поделена на три части - в первой рассказ ведётся от лица мужа Ёнхе, во второй про мужа сестры Ёнхе, а третья про сестру Ёнхе. И на всех этих людей как-то влияет отказ от мяса самой Ёнхе. К слову, имена других персонажей нам особо не называются. А сами "рассказчики" показывают именно развитие истории.
Я хочу постепенно обсуждать как-то каждую из частей романа.
Часть мужа. "Вегетарианка"
Муж не называет жену по имени - её имя нам становится известно под конец первой части. Он совершенно не знаком с её внутренним миром - воспринимает, как прислугу; не готов принять ее вегетарианство, потому что ему неудобно. Он не хочет ее понять - хочет исправить.
А потому он звонит ее родне, чтобы они повлияли (!мама извиняется перед зятем за вегетарианство её дочери!), ибо его крики - на минуточку, вечные крики - больше не влияют на его скромную и тихую жену.
Повествование в этой части периодически прерывается рассуждениями жены, её снами и воспоминаниями. Но основное повествование - это муж; и он ужасен, противен, отвратителен - буквально абьюзер и насильник.
НЕБОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР: К концу первой части кажется, что Ёнхе и правда сумасшедшая, что душевнобольная, и ей нужна медицинская помощь. У неё было тяжёлое детство, и оно дало о себе знать в будущем.
Часть мужа сестры. "Монгольское пятно"
Во второй повествование ведётся про мужа сестры Ёнхе - он ее хочет. Что удивительно, этот мужчина не настолько мерзок, как муж Ёнхе, но смотрит на неё, как на девушку из определённых фильмов, хотя это отрицает. Он художник, и находит в сестре жены вдохновение - в одной её черте. И не считает своё поведение каким-то плохим, хотя для общественности наоборот.
При этом его отношение к жене и ребёнку меня смущает - будто они что-то должное; ощущение такое, что он не хотел семьи, и женился потому что так надо, по инерции. При этом осуждает поведение предыдущего рассказчика, но и сам грешит тем же...
Советую посмотреть в интернете, что такое "монгольское пятно".
Рассказ сестры. "Пламя деревьев"
Эта часть рассказывается от лица сестры. Это очень сильная женщина, которая за время известной нам истории пережила очень много тяжелого и ужасного. Нам становится известно, что сестра Ёнхе хотела отдать всю себя мужу - это так грустно, ведь она успешная самостоятельная женщина. Еще более грустно, что при этом между супругами нет ничего общего, никаких интересов и тем для общения, кроме общения.
НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ: Странно, что старшая не оформила развод. И ужасает, что с девочками перестали общаться родители и брат. Просто за что?
Книгу читать мне было тяжело, хоть читалось всё быстро - у меня ушло три дня. От некоторых описаний тошнит - особенно, когда описывается мясо. Самое интересное, что на время самой хочется отказаться от мяса.
Из-за моего незнания корейских имен и обращений иногда путаюсь и не понимаю, кто именно что говорит.
Мои мысли
Для меня это довольно феминистический роман. Хотя, конечно, там есть темы, которые будут понятны обоим полам - жизнь по инерции, жить так, как принято, невзирая на собственные желания. Посмотрим на мужа сестры - он ведь явно не создан для семейной жизни, так зачем ему супруга и сын, которыми он вовсе не занимается? Но корейское общество очень традиционно и строго - если ты живёшь не так, тебя будет ломать родня и общество. И вот муж уходит... А ребёнок остаётся на женщине.
В этой книге несколько главных героев - Ёнхе, как будто оба мужа сестёр, и сама сестра. Но для меня основными являются сёстры - это две женщины, которые выбрали не ту жизнь. И в этой странной истории они пересматривают свой жизненный путь.
Конечно, изначально пересматривает Ёнхе - она жила по традициям корейского общества, но захотела другого. У меня не получается винить её хоть в чем-то - это история об очень сломанной женщине, которую кидает по жизни от одних абьюзивных отношений к другим. Но потом тебе становится известно отношение обоих мужей к сестре Ёнхе, об отношении отца к обоим девочкам и их брату, и всё становится на места, всё становится таким ясным... И таким грустным.
Для меня это история о двух сестрах, которые жили не как им хочется, а как надо; и об их многочисленных травмах из детства и в супружеской жизни; о том, что иногда после такого нет сил жить дальше. И о том, что надо давать себе отдохнуть и пересмотреть жизнь.
Существует экранизация этой книги - был 2009 год. И у экранизации 5.7/6.5 баллов на агрегаторов. Смотреть мне её не захотелось.