Две прекрасные книги обрамляют мой 2024-й. Начался он с Vita activa, или о деятельной жизни Ханны Арендт, а закончился Осенью Средневековья Хёйзинги. И эти две книги, без сомнения, вошли у меня не только в лучшее года, они стали любимыми, я уверена, что перечитаю их, и, возможно, не раз.
Поскольку сегодня канун нового года, я не буду откладывать описание рецепта)
Тост в честь Хёйзинги и Арендт я произношу, держа в руках бокал с мандариновым шпритцем 🥂🍾🍊
Хотя шпритцы принято пить в теплое время года, мандарины позволяют мне выпить этот коктейль и сегодня) К двум унциям мандаринового сока я добавила 3/4 унции кампари (и не просто так, кампари с тоником любила пить Ханна Арендт) и две унции игристого (если бы это было шампанское, то оно послужило бы отсылкой к театру военных действий столетней войны, во многом сформировавшей Осень Средневековья).
В своей книге Арендт ещё в конце 50-х годов прошлого века задается провидческий вопросом, что будет делать современный человек, когда достижения прогресса освободят его от ежедневного труда? Готов ли он к деятельной жизни за пределами производства и потребления?
Как всякий философ, она не даёт однозначного ответа, но раскрывает перед нами широкую панораму человеческой деятельности, разделяя ее на три вида: труд (направленный на циклическое поддержание нашего биологического существования, производство объектов потребления), создание (изготовление объектов искусственной природы, того, что разрывает цикл биологического существования и устремляет нас в будущее) и действие (поступки людей в сообществах, политика в смысле управления полисом). Она предостерегает нас от движения по инерции в рамках первых двух видов деятельной жизни, призывая не забывать о третьем, поскольку, мы видим это уже сейчас, спустя столько лет, многое можно отдать на откуп технологиям и искусственному интеллекту (я сама занимаюсь разработкой системы поддержки принятия решений в медицине), но что-то главное отдавать нельзя, чтобы не оказаться однажды батарейкой в матрице.
Я пока не написала большой отзыв на эту книгу, так что этот долг останется за мной на 2025-й год)
На Осень Средневековья отзыв и коктейль у меня уже были:
Издание от иллюминатора действительно впечатляющее, но, конечно, его не возьмёшь с собой в дорогу, поэтому постепенно я перешла на карманный формат. А перед новым годом мне захотелось почитать книгу о франко-бургундском дворе среди картин этого периода, и я отправилась в ГМИИ.
Копии статуй легендарных рыцарей напоминают об одном из основных аспектов мировоззрения позднего средневековья - о рыцарстве, которое, конечно, к 15-му веку уже приняло несколько театральный облик. Типичным для этого периода является эпизод, когда Филипп Добрый собирает прекрасные корабли для нового крестового похода - отвоевать Константинополь у турок (это происходит на следующий год после завоевания), рыцари дают обеты, устраивается празднество в честь этого события (с пиром и торжественным шествием с участием слона (!), несущего изображение святой церкви в трауре). События, которое так никогда и не произойдет. Маньеризм поздесредневековой культуры напоминает роскошное до вычурности здание, которое, как Нора Уизли, держится исключительно на магии. И отчасти это магия рыцарства.
Другая составляющая магического коктейля осени средневековья это, конечно, религия. Нам уже не представить теперь, насколько всепроникающей она была. Как малейшие действия, даже в быту, символизировались и сопоставлялись с универсалиями. У философов средневековья шел спор о реальности универсальных представлений, того, что мы называем платоновскими идеями. И реалистами (!) называли себя люди, верящие в реальное существование универсалий. Тем же, кто считал, что это просто названия для абстрактных понятий, досталось прозвище номиналистов)
Поэтому жизнь в средние века без всяких натяжек была пропитана божественным присутствием.
Мы не найдем никогда четкой грани между Средневековьем и Возрождением, но определенным маркером изменений является, конечно, гуманизм. И он постепенно проникает в литературу и искусство, поскольку старые формы бытия уже не отвечают запросам времени. Третье сословие, для средневековых хронистов представлявшееся какой-то неразличимой массой, заявляет о себе и постепенно становится определяющим. Но это очень долгий путь.
Всех поздравляю с наступающим 2025-м годом и желаю, чтобы каждый в этом году прошел тот путь, который для себя наметил 🥂