Не смотря на то, что данная публикация адресована в первую очередь узкому кругу специалистов и углубленным любителям авиации, но возможно, что окажется интересной и для далеких от темы людей, решивших расширить свой кругозор и узнать что-то новое.
На сегодняшний день, единственной книгой, в которой подробно рассказана история авиационных и космических скафандров, созданных в СССР в послевоенные годы, является книга И. Абрамова «Космические скафандры России». Для многих она стала настольной книгой и не раз цитировалась в интернете, включая блог «Прогулки в стратосфере».
В разделе, посвещенном докосмической эре, в описании первых авиационных скафандров можно достаточно часто встретить фразу «…скафандр имел пространственный гермошлем…».
В этой статье я дам объяснение тому, какие авиационные шлема назвали «пространственными», как они появились и где используются в настоящее время.
Появление «пространственных» шлемов относится к так называемой «дозвездовской» эпохе второй половины 30-х гг. ХХ века. В те времена в СССР сразу две конструкторских школы (в ленинградском НИИ гражданской авиации под руководством Е.Е. Чертовского и подмосковного ЦАГИ под руководством А.И. Бойко) боролись в социалистическом соревновании за продвижение своей концепции авиационного скафандра для нужд военной авиации.
Первые скафандры создавались в условиях отсутствия хоть малейшего опыта в этой области, и никто толком до конца не понимал, каким в конечном итоге должен быть скафандр. В первых моделях шлемы имели достаточно маленькие смотровые окошки, которые существенно сужали углы обзора и ухудшали видимость летчика во время пилотирования и ведения воздушного боя.
На тот момент конструкторы были еще далеки до создания эффективных шарниров и подшипников, способных обеспечить движение гермошлема, из-за чего шлемы имели неповоротную конструкцию и еще больше ухудшали обзор пилота. Фактически, управление самолетом осуществлялось через небольшую «форточку» и ни к чему хорошему привести не могло.
Решением проблемы стало создание шлемы с увеличенным панорамным углом обзора, который у модели скафандра ЦАГИ-5 достигал 270 градусов по горизонтали. Однако, что бы эффективно использовать большую площадь остекления, необходимо было увеличить и внутренний объем шлема до такой степени, что бы летчик мог в нем свободно двигать головой т.к. в противном случае, смысл панорамного остекления пропадал.
В результате, «пространственным шлемом» начали называть шлемы скафандров с большой панорамной площадью остекления и внутренним объемом, позволявшим летчику свободно двигать головой не приводя в движение сам шлем.
В каждой последующей модели скафандров ЦАГИ и «Ч», площадь остекления увеличивалась все больше и больше. На скафандре ЦАГИ-8 образца 1940 года, помимо лицевого остекления с углом обзора по горизонтали 270 градусов появился дополнительный иллюминатор в верхней части.
Своего расцвета пространственные шлемы достигли в 50-х гг ХХ века и были популярны не только в СССР, но и в США. Пространственными шлемами обладали отечественные авиационные скафандры серии ВСС и серии СИ у которых шлем представлял собой практически полностью прозрачные сферы.
К сожалению, печальную знаменитость пространственный шлем скафандра СИ3-М получил после гибели П. Долгова во время парашютного прыжка из стратосферы с высоты 28 км, когда при выходе из гондолы он ударился головой и пробил плексигласовое остекление шлема.
С появлением высотных компенсирующих костюмов и созданием надежных гермоподшипников, проблема подвижности шлема постепенно стала отпадать. Площадь остекления снова уменьшаться, а площадь металлической каски, выполняющей защитную функцию, напротив, увеличиваться. Условно небольшого размера остекление можно встретить у гермошлемов ГШ-4, ГШ-6, ГШ-9, ГПШ-3 и космического ГНШ-2 (описание всех этих шлемов можно найти на страничках блога «Прогулки в стратосфере» подборке «Авиационные шлемы».
В то же время, пространственные шлемы нашли применение в космонавтике. Если обратить внимание на фотографию Ю. Гагарина в его шлеме, то можно легко увидеть насколько большой сам шлем и площадь его остекления.
Пространственные шлема используются и посей день на космических скафандрах «Сокол» всех производные, такие как скафандр "Стриж" для космического корабля "Буран" и его авиационного собрата "Баклан" для самолета Ту-160.
Не смотря на то, что понятие «шлем» в космическом скафандре «Сокол» очень условно, не стоит забывать, что принцип его конструкции берет свои истоки от скафандров серии ВСС разработки 50-х гг. прошлого века.
Конструкция шлема настолько хорошо себя зарекомендовала, что стала классическим примером отечественного пространственного гермошлема из мягкой оболочки.