Найти в Дзене

Какой шлем в авиации называют «пространственным»?

Не смотря на то, что данная публикация адресована в первую очередь узкому кругу специалистов и углубленным любителям авиации, но возможно, что окажется интересной и для далеких от темы людей, решивших расширить свой кругозор и узнать что-то новое. На сегодняшний день, единственной книгой, в которой подробно рассказана история авиационных и космических скафандров, созданных в СССР в послевоенные годы, является книга И. Абрамова «Космические скафандры России». Для многих она стала настольной книгой и не раз цитировалась в интернете, включая блог «Прогулки в стратосфере». В разделе, посвещенном докосмической эре, в описании первых авиационных скафандров можно достаточно часто встретить фразу «…скафандр имел пространственный гермошлем…». В этой статье я дам объяснение тому, какие авиационные шлема назвали «пространственными», как они появились и где используются в настоящее время. Появление «пространственных» шлемов относится к так называемой «дозвездовской» эпохе второй половины 30-х гг.

Не смотря на то, что данная публикация адресована в первую очередь узкому кругу специалистов и углубленным любителям авиации, но возможно, что окажется интересной и для далеких от темы людей, решивших расширить свой кругозор и узнать что-то новое.

На сегодняшний день, единственной книгой, в которой подробно рассказана история авиационных и космических скафандров, созданных в СССР в послевоенные годы, является книга И. Абрамова «Космические скафандры России». Для многих она стала настольной книгой и не раз цитировалась в интернете, включая блог «Прогулки в стратосфере».

В разделе, посвещенном докосмической эре, в описании первых авиационных скафандров можно достаточно часто встретить фразу «…скафандр имел пространственный гермошлем…».

В этой статье я дам объяснение тому, какие авиационные шлема назвали «пространственными», как они появились и где используются в настоящее время.

Появление «пространственных» шлемов относится к так называемой «дозвездовской» эпохе второй половины 30-х гг. ХХ века. В те времена в СССР сразу две конструкторских школы (в ленинградском НИИ гражданской авиации под руководством Е.Е. Чертовского и подмосковного ЦАГИ под руководством А.И. Бойко) боролись в социалистическом соревновании за продвижение своей концепции авиационного скафандра для нужд военной авиации.

Первые скафандры создавались в условиях отсутствия хоть малейшего опыта в этой области, и никто толком до конца не понимал, каким в конечном итоге должен быть скафандр. В первых моделях шлемы имели достаточно маленькие смотровые окошки, которые существенно сужали углы обзора и ухудшали видимость летчика во время пилотирования и ведения воздушного боя.

Скафандр ЦАГИ-4. Вырастание скафандра, небольшая площадь остекления и неповоротный шлем в совокупностм являлись кашмаром.
Скафандр ЦАГИ-4. Вырастание скафандра, небольшая площадь остекления и неповоротный шлем в совокупностм являлись кашмаром.

На тот момент конструкторы были еще далеки до создания эффективных шарниров и подшипников, способных обеспечить движение гермошлема, из-за чего шлемы имели неповоротную конструкцию и еще больше ухудшали обзор пилота. Фактически, управление самолетом осуществлялось через небольшую «форточку» и ни к чему хорошему привести не могло.

Решением проблемы стало создание шлемы с увеличенным панорамным углом обзора, который у модели скафандра ЦАГИ-5 достигал 270 градусов по горизонтали. Однако, что бы эффективно использовать большую площадь остекления, необходимо было увеличить и внутренний объем шлема до такой степени, что бы летчик мог в нем свободно двигать головой т.к. в противном случае, смысл панорамного остекления пропадал.

Первый пространственный шлем скафандра ЦАГИ-5. Еще не совершенство, но уже что-то.
Первый пространственный шлем скафандра ЦАГИ-5. Еще не совершенство, но уже что-то.

В результате, «пространственным шлемом» начали называть шлемы скафандров с большой панорамной площадью остекления и внутренним объемом, позволявшим летчику свободно двигать головой не приводя в движение сам шлем.

В каждой последующей модели скафандров ЦАГИ и «Ч», площадь остекления увеличивалась все больше и больше. На скафандре ЦАГИ-8 образца 1940 года, помимо лицевого остекления с углом обзора по горизонтали 270 градусов появился дополнительный иллюминатор в верхней части.

Шлем скафандра ЦАГИ-8, истрибительная модификация с открывающимся щитком остекления (ранняя версия - щиток поднимается вверх). Кроме трех вертикальных секций остекления, имелась еще одна на верхнем основании шлема.
Шлем скафандра ЦАГИ-8, истрибительная модификация с открывающимся щитком остекления (ранняя версия - щиток поднимается вверх). Кроме трех вертикальных секций остекления, имелась еще одна на верхнем основании шлема.

Своего расцвета пространственные шлемы достигли в 50-х гг ХХ века и были популярны не только в СССР, но и в США. Пространственными шлемами обладали отечественные авиационные скафандры серии ВСС и серии СИ у которых шлем представлял собой практически полностью прозрачные сферы.

Шлем скафандров серии "СИ"
Шлем скафандров серии "СИ"

К сожалению, печальную знаменитость пространственный шлем скафандра СИ3-М получил после гибели П. Долгова во время парашютного прыжка из стратосферы с высоты 28 км, когда при выходе из гондолы он ударился головой и пробил плексигласовое остекление шлема.

Злосчастный раскол на шлеме Долгова привел не только к гибели парашютиста, но и поставил крест на  пространственных шлемах в авиационном исполнении.
Злосчастный раскол на шлеме Долгова привел не только к гибели парашютиста, но и поставил крест на пространственных шлемах в авиационном исполнении.

С появлением высотных компенсирующих костюмов и созданием надежных гермоподшипников, проблема подвижности шлема постепенно стала отпадать. Площадь остекления снова уменьшаться, а площадь металлической каски, выполняющей защитную функцию, напротив, увеличиваться. Условно небольшого размера остекление можно встретить у гермошлемов ГШ-4, ГШ-6, ГШ-9, ГПШ-3 и космического ГНШ-2 (описание всех этих шлемов можно найти на страничках блога «Прогулки в стратосфере» подборке «Авиационные шлемы».

Эльвира Фомичева в шлеме ГШ-6А ранней модификации (кислородный шланг с левой стороны). Отсутствие места внутри шлема и небольшая площадь остекления компенсируются возможностью поворота головы вместе с шлемом.
Эльвира Фомичева в шлеме ГШ-6А ранней модификации (кислородный шланг с левой стороны). Отсутствие места внутри шлема и небольшая площадь остекления компенсируются возможностью поворота головы вместе с шлемом.

В то же время, пространственные шлемы нашли применение в космонавтике. Если обратить внимание на фотографию Ю. Гагарина в его шлеме, то можно легко увидеть насколько большой сам шлем и площадь его остекления.

Гагаринский шлем имел большой объем не просто так. Неподвижность шлема компенсировалась большой площадью остекления и возможностью поворота головой.
Гагаринский шлем имел большой объем не просто так. Неподвижность шлема компенсировалась большой площадью остекления и возможностью поворота головой.

Пространственные шлема используются и посей день на космических скафандрах «Сокол» всех производные, такие как скафандр "Стриж" для космического корабля "Буран" и его авиационного собрата "Баклан" для самолета Ту-160.

Автор блога "Прогулки в стратосфере" когда-то там, в минулой жизни в "пространственном шлеме" скафандра "Сокол-КВ2". Обратите внимание наплощадь остекления и углы обзора.
Автор блога "Прогулки в стратосфере" когда-то там, в минулой жизни в "пространственном шлеме" скафандра "Сокол-КВ2". Обратите внимание наплощадь остекления и углы обзора.

Не смотря на то, что понятие «шлем» в космическом скафандре «Сокол» очень условно, не стоит забывать, что принцип его конструкции берет свои истоки от скафандров серии ВСС разработки 50-х гг. прошлого века.

Шлем скафандра ВСС
Шлем скафандра ВСС

Конструкция шлема настолько хорошо себя зарекомендовала, что стала классическим примером отечественного пространственного гермошлема из мягкой оболочки.

Наука
7 млн интересуются