Найти в Дзене
Сады и цветы

"Мой юный старый волшебный сад с флоксами", 52 фото

Оглавление

Яна Соколова - многодетная мама, у неё семеро детей. На своем Дзен-канале обычно она пишет про них, но и свой сад очень любит и планирует рассказывать о нем чаще. А сегодня Яна решила поучаствовать в конкурсе флоксов.

Яна Соколова | Дзен

"Мои отношения с садом развивались совсем не так, как у большинства читателей этого блога. Потому что я никогда не мечтала о собственном саде. У меня столько детей и столько хлопот! Ну какой сад, когда бы и зачем бы я стала им заниматься.

1. Но теперь он у меня есть! Живой и прекрасный. Это поразительно
1. Но теперь он у меня есть! Живой и прекрасный. Это поразительно

В моем детстве у нашей семьи была дача под Москвой, стандартные шесть соток, распаханные под грядки. Чего там только не росло! Меня вечно усаживали полоть какую-то морковку или собирать смородину, это было скучно, дачу я не любила. И когда в девяностых годах жить стало не на что и старшие решили продать дачу, меня это нисколько не опечалило.

Но моей маме хотелось, чтобы у нас была дача. Мы несколько раз что-то снимали летом, с переменным успехом. Мама убеждала меня купить дачу, но мне совсем не хотелось всем этим заниматься. Шли годы. В конце концов мама заявила, что без участка, на котором она построит себе домик для постоянного проживания, она погибнет от тоски. Я вздохнула, заручилась готовностью друзей одолжить мне денег, взяла кредит в банке и отправилась на поиски участка. У нас была идея купить заброшенный и недорогой участок, но в хорошем месте. Предполагалось, что свое жильё мама продаст и вырученных денег хватит для реализации этого смелого плана.

После некоторых поисков я нашла участок, который меня поразил. Очень заброшенный и очень живописный, со старыми яблонями и огромными елями, на северном склоне. Я влюбилась в него с первого взгляда. Ещё и ручей за забором тёк! В овраге. И старый дачный домик там был, он стоял наверху – странный, низенький, почти без окон. А за оврагом, на холме, через сосновый перелесок проносились бойкие электрички. Прямо как в мультиках Хаяо Миядзаки. Волшебство! Романтика!

Агент, дядечка средних лет, который показывал мне участок, сказал, что продает его уже три года и совершенно отчаялся. Всем не нравится северный склон («Придется выравнивать бульдозером, работа огромная, а расти всё равно ничего не будет, только мох»). Всем не нравятся вековые ели («А если они упадут прямо на дом?!»). Близость электрички напрягает («Постоянный шум»). Напрягает и ручей («Постоянная влажность, от него холодом несёт»). Дом пугает («Лучше бы его вообще не было, это убожество надо сносить, лишние траты»). Вдобавок ко всему дом стоит практически в лесу, в тупике, и само место кажется людям слишком зловещим («Идеально для грабителей и бандитов, ори не ори – никто тебя не услышит»). Моё воодушевление агента изумило. Он даже попытался меня вразумить. «Давайте, – говорит, – я вам какие-нибудь другие участки покажу. Ровные, солнечные. Тут место всё же ну очень специфическое. Не для многодетной семьи. Это только для Бабы Яги идеальная локация, а вы же не Баба Яга!» «Почему же? Вы меня недооцениваете», – сказала я.

Так я стала хозяйкой этого чудесного места. Точнее, не совсем хозяйкой – покупалось-то всё для мамы. Мы иногда приезжали туда с детьми погулять. Никогда не ночевали, ничего не привозили, только пили чай. Я радовалась, что в траве – а сад совершенно зарос пыреем, крапивой, снытью, одуванчиками – мелькают какие-то цветочки. Поначалу я даже не знала, как многие из них называются. Узнавала лилейники, флоксы, пионы, розы. А с астильбами, гортензиями, монардами, купенами, хостами только знакомилась. Не сомневаюсь, я и раньше их встречала! Просто не обращала на них внимания.

Поначалу я совсем не занималась садом. Он был вроде как маминым, а у нее были свои представления об идеальном саде, она хотела сосны и газончик. При этом мама там почти не бывала.

Прежняя хозяйка Тамара Иванна перестала ездить на дачу несколько лет назад, продажей занимался её пожилой сын, к саду он был совершенно равнодушен. В отличие от своей мамы – как я позднее выяснила, она жила этим садом с середины шестидесятых, и при ней он блистал. Вот бы поглядеть, как это было! Увы, к моему появлению от того блеска осталось не слишком много. Помимо травянистых сорняков, на сад набросилась ещё и орехо-березо-кленовая поросль, а с ней цветам было совсем сложно сражаться.

Время шло, и в какой-то момент моя мама смущённо сказала, что жить в собственном доме она раздумала. Подруги отсоветовали. Квартира лучше, спокойнее, а она уже не молода. И даже ездить на нашу дачу ей что-то не хочется. Там всё так заросло! И столько надо делать! А сил нет.

Я была ошарашена. Стало непонятно, зачем же мы тогда всё это купили. Мы с детьми уже успели привязаться к нашей даче и полюбили тамошние места. Конечно, разумнее было бы снова выставить дачу на продажу – раз мамины планы изменились, а денег у нас не то что мало, а почти совсем нет. Но мне было ужасно жаль потерять это место. Мне не хотелось, чтобы его выравнивали бульдозером, от мысли, что кто-то спилит наши старые ёлки, мне буквально становилось плохо. Я повздыхала, повздыхала. И решила, что как-нибудь да отдам эти деньги. Постепенно, по чуть-чуть. Но со своим северным склоном не расстанусь.

7. Старые сосны и ели за спиной юного клематиса. Кто он – не знаю, прибыл пересортом. Предполагаю, что Venosa Violacea
7. Старые сосны и ели за спиной юного клематиса. Кто он – не знаю, прибыл пересортом. Предполагаю, что Venosa Violacea

С того момента я почувствовала себя реальной хозяйкой этого заброшенного сада. Первым делом я вырыла в сосновом перелеске четыре маленькие сосенки (потом были куплены ещё три сортовые сосны) и гордо посадила их в честь своих детишек вокруг дома. Огромные ели – это прекрасно, но как-то мрачновато. А сосны вдохновляют, тут я была согласна с мамой. На удивление все сосны прекрасно прижились.

8. Вот так подросли за прошедшие годы те сосны
8. Вот так подросли за прошедшие годы те сосны

Я честно попыталась заняться садом. Принялась спасать флоксы с пионами от злых сорняков. Посадила голубику с клубникой, приобретенные в Тимирязевской академии. Но всё это было робко и бестолково. Я совала свои саженцы прямо в сныть и одуванчики, и мои растения совсем не хотели развиваться. Помню, купила смесь семян каких-то случайных цветочков, высыпала их под старой яблоней, подсыпала сверху земли. И недоумевала, где же они, почему у меня ничего не выросло.

9. По не вполне объяснимым причинам через некоторое время сад пустился в безудержный рост. Он всё же волшебный. Не удивлюсь, если и те семена вдруг где-нибудь прорастут
9. По не вполне объяснимым причинам через некоторое время сад пустился в безудержный рост. Он всё же волшебный. Не удивлюсь, если и те семена вдруг где-нибудь прорастут

Но потом начался коронавирус. И тут со мной что-то случилось, меня потянуло в сад с невероятной силой, он вдруг стал пространством свободы. Тогда же я открыла для себя интернет-магазины с растениями – раньше даже понятия о них не имела. В общем, в 2020 году я принялась покупать и сажать всё подряд. И совсем иначе увидела те цветы, которые уже росли в моем саду. Мне вдруг стало очевидно, что они не только статные красавцы и героические борцы (так долго выживали безо всякого ухода!), но еще и мои друзья, товарищи по всем несчастьям. Я пропиталась к ним уважением и огромной нежностью.

10. Вот они, мои друзья! Как зовут большого белого друга – не знаю. Он остался от старой хозяйки, идентифицировать чисто белый флокс сложно. Зацветает первым и сочетается совершенно со всеми, очень его за это ценю
10. Вот они, мои друзья! Как зовут большого белого друга – не знаю. Он остался от старой хозяйки, идентифицировать чисто белый флокс сложно. Зацветает первым и сочетается совершенно со всеми, очень его за это ценю

И с тех пор это наваждение только крепнет. Я начала читать про сады, про растения, про селекционеров. И так увлеклась! Столько теперь про всё это знаю! Сама удивляюсь.

Мне очень повезло с соседями – убедившись, что я не собираюсь ничего сносить и равнять бульдозером, они пропитались ко мне симпатией. И радовались, когда я начала приводить сад в порядок. «Как будто Тамара Иванна вернулась!» – сказала мне одна соседка. «Как будто в тебя вселился её дух», – уточнила другая. Иногда и мне самой так кажется. Если человек вдруг с упоением начинает заниматься тем, о чем раньше и не думал, – может, в него действительно вселился чей-то дух? Мне стало необычайно важно растить сад, который нравился бы неведомой Тамаре Иванне. Я никогда её не видела – даже на фотографии – а будто пытаюсь ей угодить.

От прежней хозяйки мне досталась небольшая коллекция флоксов. Возможно, кто-то из них пропал на перепутье. Но дюжина сортов выжила. Они росли в самом большом, парадном цветнике – было очевидно, что хозяйка ими особенно увлекалась. Я принялась дополнять старые цветники и разбивать новые, подсаживать к флоксам розы, клематисы, злаки, хосты, астильбы, физостегии с монардами. Кто-то из них уже рос в саду, но большинство новых цветов я купила или вырастила из семян. При этом я чаще покупаю другие сорта, чем другие виды растений. Моя концепция в том, чтобы поддерживать тех, кто сумел выжить в заброшенном саду. Поразительно, что и некоторые розы с этим справились, и даже один клематис. Так что роз и клематисов у меня теперь множество.

11. Флокс Blue Paradise («Блу Парадайз») с остинкой Mary Rose («Мэри Роуз»)
11. Флокс Blue Paradise («Блу Парадайз») с остинкой Mary Rose («Мэри Роуз»)

Никаких роскошных миксбордеров у меня нет – и, наверное, не будет, сад лесной и тенистый. А ещё и северный склон! На котором, как говорили, растёт только мох. Но мне нравится, что сад лесной и тенистый. И у нас с Тамарой Иванной растёт не только мох. Флоксы наш расклад точно устраивает – и прекрасно. С тех пор, как я стала за ними ухаживать, тьфу-тьфу, они становятся всё краше и краше. И кажутся мне всё более восхитительными.

12. На первом плане стойкий оловянный солдатик West («Вест»)
12. На первом плане стойкий оловянный солдатик West («Вест»)

Отдельно восхищает способность флоксов выживать даже в самых унылых раскладах. Я в них верю, именно флоксы меня никогда не подводили. Так, сорт Юрия Репрёва «Радомир» – а он считается капризным – был куплен на распродаже в прошлом октябре и тусовался на моем городском подоконнике до конца ноября, дети по очереди болели ветрянкой и я никак не могла выбраться на дачу. На подоконнике «Радомир» совершенно засох, ещё и паутиной покрылся, и выглядел абсолютно нежизнеспособно. Наконец я добралась до сада, там уже снег лежал. Копнула в случайном месте и засунула несчастный «Радомир» в землю без особой надежды на успех. И что же? Летом он стал вот таким принцем.

Сколько у меня сейчас сортов флоксов – и не знаю. Наверное, около семидесяти. В каких-то сортах я уверена, про некоторые только предполагаю, что это может быть. Помимо сложности в определении сортов, которые росли в саду ещё до моего появления, есть проблема и с пересортом. Например, я аж три раза пыталась купить флокс «Европа» – и все три «Европы» оказались чем-то другим.

Интересно и то, что в разных уголках сада, в зависимости от условий, один и тот же сорт может выглядеть совсем иначе. Самые удивительные коллизии у меня происходят с сортом Карла Форстера Rosa Pastel («Роза Пастель»). Я рассадила его в несколько мест, и везде он выглядит по-разному. Больше того: он выглядит по-разному ещё и в зависимости от ракурса и освещения. Этот сорт так заинтриговал меня своей непредсказуемостью, что я начеренковала целую грядку, буду более внимательно исследовать его поведение и переливы. Наверное, это мой самый любимый сорт. Он изящный и крепкий одновременно, цветет большими шапками, напоминающими по форме метельчатые гортензии, – замечательный флокс. Помимо прочего это и самый высокий мой флокс, его стебли достигают 150-170 сантиметров.

Но и другие сорта мне милы. Обожаю фотографировать флоксы, покажу вам портреты тех, кто особенно порадовал меня в этом сезоне.

Cool Water («Кул Вотэ»). Как хорош! Какой крепыш! И как энергично разрастается! В первый же год принялся теснить соседей, пришлось рассаживать. Но и отлично, пусть его будет больше. Расцветает одним из первых, цветёт до заморозков. Очень удачный сорт.

Monica Lynden Bell («Моника Линден-Белл») в сочетании с «Сиреневым инеем». По отдельности обоим как будто чего-то не хватает. «Моника» норовит завалиться, а «Сиреневый иней» сам по себе не слишком интересен, зато вместе ребята отлично смотрятся. Расцветают одновременно, в августе.

«Седая дама» Юрия Репрёва – замечательный сорт, зацветает одним из первых, держится до заморозков, огромные цветы, причем все немного разные, а ещё и постепенно меняются. Сорта Репрёва меня неизменно привлекают, очень особенные флоксы, живописные, благородных кровей. Подсадила в прошлом сезоне ещё несколько, надеюсь летом полюбоваться.

«Иван-Заря» Павла Гаганова. Ух! Огонь. Самый яркий сорт сада. Начинает цвести одним из первых и цветёт до заморозков. Совершенно не сочетается с другими флоксами, слишком оранжевый, зато прекрасен в огороде, подсадила его к кабачкам. Неудержимо разрастается, неизменно восхищает.

И гагановский же «Дракон», драматичный и мрачноватый. Умеет загадочно синеть.

«Волшебная флейта» Елены Константиновой – милая, лёгкая, воздушная.

Orchid Yellow («Орхид Еллоу»), нежное сочетание розового и зеленого. Вечером честно желтеет. Высокий, стройный флокс, выдает несколько шапок на одном стебле, долго цветёт.

Neon Flare Blue («Неон флэйр блю») – как будто акварельные разводы на цветах, яркое сочетание белого, розового и сиреневого. Кажется, что весь кустик светится. Маленький флокс, растёт в ногах больших. Немного игрушечный, как из пластмассы сделан. Но такой хорошенький – особенно на фоне тёмной зелени. Не могу пройти мимо, останавливаюсь и любуюсь.

«Пятый океан» – стабильный сиренево-белый боец с синими бутонами, хорошо дополняет бело-розовых дам, высокий и статный сорт, бодро разрастается. Расцветает поздно, держится до заморозков.

Rainbow Dancer («Рэйнбоу Дэнсер») – как будто сероватый, особенно на солнце, флокс; интересное сочетание серо-бело-розово-фиолетового. Лепестки кажутся прозрачными, редкий эффект. И тоже прекрасно разрастается. И черенкуется, и делится. Здоровый энергичный сорт. Хотя с Cool Water – по крайней мере, в моем саду – по здоровью и энергии никто не сравнится.

Оставшийся от старой хозяйки сорт, который я определила как Eva Foerster («Ева Форстер»). Хотя, возможно, это и не он. Подскажите, если знаете! Такой тёплый, приветливый, аккуратный, весёлый флокс с не слишком крупными цветочками. Всегда приятно на него посмотреть. Разрастается лениво.

На этом я бы закончила, а то текст грозит превратиться в бесконечный. Потому что и другие мои флоксы мне очень нравятся. И их фотографий у меня сотни. Больше флоксов, хороших и разных!

И удачного всем нам нового года, дорогие садоводы! Пусть волшебство случается и 2025 год порадует нас больше, чем прежний."

52
52

Больше фотографий вы увидите на канале "Яна Соколова"

Как поучаствовать в фотоконкурсе флоксов:

По промокоду КАЛЯКИН10 до 28 февраля 2025 года на сайте питомника "Северная Флора" можно заказать растения со скидкой 10% на сумму заказа.

Реклама. ИП Белокоскова Юлия Александровна, ИНН 471910441170. erid: 2VtzqxQa6zn

Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.