Найти в Дзене
Строительный мир

В суровых климатических условиях: на БАМе и Транссибе построили новые объекты

В последний месяц уходящего года на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях ввели ряд важных объектов, призванных увеличить пропускную способность железной дороги по направлению к тихоокеанским портам. Всего в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона за шесть последних лет построили около 800 км пути и свыше 550 различных искусственных сооружений; смонтировали не менее 350 км контактной сети, проложили 4,5 тыс. км линий для систем управления движением и отсыпали порядка 17 млн куб. м земляного полотна. Все это позволит увеличить совокупный объем транзита грузов через БАМ и Транссиб до 180 млн тонн ежегодно.

© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd
© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd

В декабре 2024-го, несмотря на сложные погодные условия, отечественные специалисты точно в срок завершили работы на перегоне Высокогорная – Датта (линия Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань), проходящем через Сихотэ-Алиньский хребет. Здесь открыли двухпутное движение, ликвидировав разъезд Дакка. Первую очередь сдали в конце 2023-го. Тогда работы велись на участке Датта – Дакка. В 2024-м — между станцией Высокогорная и разъездом Дакка, где уложили 7,6 км дополнительного пути, возвели два мостовых перехода и смонтировали семь водопропускных труб, рассчитанных на движение тяжеловесных составов. Объем земляных работ превысил 200 тыс. куб. м. Параллельно продолжаются работы по электрификации линии Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. С начала года (по данным на середину декабря) установили 12,7 тыс. опор под контактную сеть.

© АО «Бамстроймеханизация» / oaobsm.ru (С начала года на участках Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань под контактную сеть смонтировали 12,7 тыс. опор. Работы одновременно ведутся на 37 перегонах и 34 станциях)
© АО «Бамстроймеханизация» / oaobsm.ru (С начала года на участках Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань под контактную сеть смонтировали 12,7 тыс. опор. Работы одновременно ведутся на 37 перегонах и 34 станциях)

В Забайкалье на линии Таксимо – Новая Чара двухпутные вставки появились на участках Куандинский – Таку и Сюльбан – Наледный. На завершающем этапе кампании строительство новых объектов велось в тридцатиградусный мороз. Было уложено около 10 км новых путей и четыре стрелочных перевода; возвели четыре моста, проложили две водопропускные трубы и протянули 65 км автоблокировки и связи. А в Амурской области на отрезке Вельбеткан – Олекма (линия Хани – Тында) уложили 8,6 км пути, девять стрелочных переводов и возвели четыре моста.

В Иркутской области на перегоне Ния – Таковка линии Лена – Таксимо построили почти 11 км второго пути, смонтировали три стрелочных перевода и протянули 54 км новых линий связи. Железная дорога, как и на упомянутых выше участках, проходит здесь по территории, относящейся к району глубокого сезонного промерзания грунтов. В теплое время года в этих местах происходят постоянные подтопления. Этим и объясняется большое количество мостовых переходов и водопропускных труб — в данном случае три и восемь соответственно.

© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd
© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd

На южном ходу Транссиба в Красноярском крае специалисты дивизиона «Железные дороги» Нацпроектстроя завершили строительство вторых путей (всего около 30 км) на участках Унерчик – Козыла и Козыла – Ирбейская линии Абакан – Тайшет. Объем земляных работ составил 470 тыс. куб. м. Для пересечения водных преград было построено семь мостов. Также смонтировали 23 водопропускные трубы и реконструировали действующую инфраструктуру, включая 36 км контактной сети.

© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия «Абакан – Тайшет» на карте)
© Svetlov Artem / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия «Абакан – Тайшет» на карте)

В последний месяц этого года на стыке Транссиба и БАМа на перегоне Волочаевка-1 — пост Тунгусский построили разноуровневую развязку, что позволит поездам следовать на данном участке без остановок. В рамках проекта возвели мост протяженностью более 100 м, уложили 4 км нового пути. В общей сложности переработали 420 тыс. куб. м грунта — земляное полотно подняли на высоту 12 м.

© ОАО «РЖД» / rzd.ru (Разноуровневая развязка на перегоне Волочаевка-1 — пост Тунгусский)
© ОАО «РЖД» / rzd.ru (Разноуровневая развязка на перегоне Волочаевка-1 — пост Тунгусский)

Напомним, суммарная протяженность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали составляет 4,3 тыс. км. В 2024 году отмечалось 50-летие с начала строительства БАМа. Хотя историю этого проекта можно отсчитывать с XIX в., когда выбирали трассировку Великого Сибирского пути. Уже тогда предлагалось проложить маршрут через северную оконечность Байкала, проводились соответствующие исследования. Но реализацию этого варианта с технической точки зрения в то время посчитали невозможной.

© Petr Malinovskiy / RIA Novosti archive / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 3.0 (Митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Усть-Илимск, Иркутская область, 1979 г.)
© Petr Malinovskiy / RIA Novosti archive / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 3.0 (Митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Усть-Илимск, Иркутская область, 1979 г.)

Тем не менее через несколько десятилетий, когда уже действовал Транссиб, на повестку дня вышел вопрос строительства дублера. 13 апреля 1932 года было опубликовано постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Однако воплотить задуманное в полной мере тогда не удалось. Работы были прерваны из-за войны. Затем их возобновили, но после смерти Сталина снова остановили. Лишь в 1974-м началось активное сооружение магистрали одновременно по нескольким направлениям. БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

© MOROVICTOR / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 3.0 (Обелиск в честь окончания строительства Северомуйского тоннеля)
© MOROVICTOR / Wikimedia Commons / CC-BY-SA 3.0 (Обелиск в честь окончания строительства Северомуйского тоннеля)

Завершить этот масштабный проект планировали за десять лет. Формально «золотая» стыковка состоялась в 1984 году на разъезде Балбухта в Каларском районе Читинской области. Через пять лет БАМ приняли в постоянную эксплуатацию. Хотя полным завершением кампании можно считать 2003 год, когда был достроен Северомуйский тоннель. Сегодня Байкало-Амурская магистраль переживает второе дыхание. Ее значение в последние годы на фоне резкого роста торговли со странами Восточной Азии существенно возросло. Ожидается, что к 2035 году пропускная способность БАМа и Транссиба составит 270 млн тонн.

Изображения в статье — «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd, ОАО «РЖД» / rzd.ru и АО «Бамстроймеханизация» / oaobsm.ru