Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ЧЕГО ВЫ ЖДЁТЕ ОТ КОРРЕКЦИИ ПОЧЕРКА?

Это не риторический вопрос и не сарказм. Это прямой вопрос. Ответы на него могут быть самыми разными. И ответить нужно всем участникам: педагогу, ребёнку и родителям. Например, у родителей могут быть такие варианты:  И т.д. Ответ педагога немного другой по своей сути. Он может быть таким: Ребёнок чаще всего отвечает: Это честный открытый ответ. С ним тоже можно работать.И мне, на самом деле, очень нравится, когда дети сразу мне раскрывают истинное положение дел. Но об этом в другой раз. А сейчас мы продолжим тему ожиданий.  Я начала раскрывать её в статье Результат в обучении письму и коррекции почерка, и в ней мы говорили о том, что ожидания входят в более широкое понятие запроса. Который, кроме ожиданий, включает в себя ещё очень много всего. И я хотела тогда рассказать именно о запросе в продолжении статьи. Но, начав раскрывать тему ожиданий, поняла, что она достойна отдельного разговора. Почему? Потому что ожидания всех участников (именно всех!), их совпадение или несов

Это не риторический вопрос и не сарказм. Это прямой вопрос.

Ответы на него могут быть самыми разными. И ответить нужно всем участникам: педагогу, ребёнку и родителям.

Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Например, у родителей могут быть такие варианты: 

  • Я жду, что мой ребёнок будет писать, как в прописях 40-х, 50-х годов, которые «гуляют» в интернете.
  • Мне нужен читаемый, понятный почерк. Можно, чтобы он не был даже слишком ровным – просто читался.
  • Мой ребёнок ненавидит письмо. Моё ожидание – он не будет испытывать отвращения к этому занятию.
  • Мой ребёнок будет любить писать.

И т.д.

Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Ответ педагога немного другой по своей сути. Он может быть таким:

  • Мои ученики всегда должны достигать наилучшего из возможных результатов. И от этого ученика я тоже его жду.
  • Моя задача – помочь ребёнку достигнуть нужного ему результата. Поэтому я жду от своей работы, что нам удастся выяснить, что нужно ребёнку и прийти к этому.
  • Я считаю, что ребёнок не в силах осознать необходимости наших занятий, поэтому я буду делать то, о чем мы договоримся с родителями. И стремиться к тому результату, который нужен им.
Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Ребёнок чаще всего отвечает:

  • мне не нужна коррекция почерка, это маме (папе, бабушке, учителю и т.д.) нужно.

Это честный открытый ответ. С ним тоже можно работать.И мне, на самом деле, очень нравится, когда дети сразу мне раскрывают истинное положение дел. Но об этом в другой раз. А сейчас мы продолжим тему ожиданий. 

Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Я начала раскрывать её в статье Результат в обучении письму и коррекции почерка, и в ней мы говорили о том, что ожидания входят в более широкое понятие запроса. Который, кроме ожиданий, включает в себя ещё очень много всего.

И я хотела тогда рассказать именно о запросе в продолжении статьи. Но, начав раскрывать тему ожиданий, поняла, что она достойна отдельного разговора.

Почему?

Потому что ожидания всех участников (именно всех!), их совпадение или несовпадение, характер, проявленность и др. очень сильно влияют на весь ход событий

Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Прояснение ожиданий:

  • участвует в определении вектора (направления) работы,если принято решение эту работу начать
  • служит основанием для оценки результата (почему мы и начали этот разговор именно в статье про результат),
  • помогает определить зоны ответственности ребёнка, педагога и родителей,
  • помогает оценить реальность или нереальность запроса в целом, его соответствие (или несоответствие) возможностям самого педагога, методов, которые он использует в работе, возможностям родителей и ребёнка.

Разберу несколько примеров того, как прояснение ожиданий влияют на занятия по коррекции почерка.

  • Когда родители обращаются за помощью, то часто называют занятия по коррекции почерка каллиграфией. И тут сразу нужно развести две эти вещи: каллиграфию и коррекцию почерка. Да, некоторые каллиграфы занимаются коррекцией почерка именно каллиграфическими методами. Но сама по себе каллиграфия – это искусство. На ней пишут перьями и другими инструментами. Она развивает внутренние опоры ребёнка и создаёт предпосылки и основания для формирования и развития почерка. Это осознанное письмо, которое не имеет отношения к автоматизмам и высокой скорости. В то время как почерк – это автоматизированный навык. И строится он на ученическом, простом, схематичном шрифте, который можно воспроизводить на высокой скорости шариковой ручкой или карандашом. 

  • Когда выяснилось, что нужна постановка почерка определенным способом (ученическое письмо или каллиграфия), нужно уточнить, о каком именно почерке идёт речь. Часто родители представляют каллиграфический почерк, когда обращаются за коррекцией. При этом каллиграфический почерк – это результат долгих занятий и такого режима письма, который не подразумевает высокой скорости не только до момента автоматизации, но и вообще.

ЛЮБОЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК РАЗРУШАЕТСЯ, КОГДА СКОРОСТЬ ПИСЬМА ПРЕВЫШАЕТ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Поэтому здесь важно сопоставить свои ожидания (каллиграфический почерк) и возможности (желание и возможность ребёнка тренировать этот почерк, возможность писать в своём темпе до окончания обучения, длительность работы с педагогом, помощь со стороны родителей в организации систематических занятий, если это понадобится и др.).  

  • Очень частое ожидание родителей, детей и некоторых педагогов, которые ищут для своей работы быстрые решения – это короткие сроки коррекции.
Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Об этом я подробно писала в статье Самые популярные мифы о коррекции почерка. Поэтому здесь сильно останавливаться не буду. Скажу только, что чудес в коррекции почерка не бывает.

Любой результат – это либо отсутствие трудностей связанных со здоровьем ребёнка, либо систематическая планомерная работа всех участников, либо своевременное подключение к работе других необходимых специалистов, а также грамотное построение программы педагогом и многое другое. А иногда и сразу всё.

  • Последнее в нашей статье, но далеко не последнее в жизни, очень распространенное ожидание связано с тем, что педагог возьмёт все тяготы на себя, а от родителей требуется только оплата его труда.
Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Нет, это не так. Есть вещи, которые напрямую зависят от педагога: уровень его профессионализма, объем и характер знаний, которыми он владеет, умение простраивать индивидуальный маршрут обучения ребёнка, умение совмещать методики в работе и многое другое. Но есть вещи, которые точно от педагога не зависят (см. статью Когда невозможно исправить почерк?). 

Все ожидания связанные с тем, что всё зависит от педагога, необходимо развеивать в самом начале.

Это можно сделать с помощью честного открытого разговора, в котором педагог рассказывает: 

  • какие могут выясниться трудности и что тогда нужно будет делать
  • как работает сам педагог и те методы, которыми он пользуется
  • о природе навыка письма и что необходимо для его формирования
  • и т.д. 

 

Когда все ожидания ясны, и ясны возможности сторон, можно двигаться дальше: корректировать эти ожидания, договариваться о том, кто за что будет отвечать для их воплощения в жизнь, приступать к работе или расставаться и т.д.

 

Изображение от ru.freepick.com
Изображение от ru.freepick.com

Поэтому вопрос «чего вы ждете от коррекции почерка?», действительно, очень конкретный. И от ответа на него, на самом деле, очень многое зависит.

Поэтому его нельзя недооценивать ни родителям, ни педагогам. Честный и открытый ответ на него фактически раскрывает тему возможности или невозможности занятий конкретного ребёнка в конкретной ситуации у конкретного педагога и с конкретной долей участия родителей.

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.

Заходите к нам в гости. Мы регулярно проводим открытые круглые столы, на которых делимся профессиональным мнением и опытом ☕️
Академия письма 🎓