Найти тему
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

РЕЗУЛЬТАТ в обучении письму и коррекции почерка.

Часть 1

Первое занятие всегда диагностическое. На нём мы:

  • оцениваем уровень развития навыка ребёнка,
  • выявляем возможные трудности в овладении письмом,
  • определяем запрос на предстоящую работу.

Все эти задачи, которые мы решаем на первой же встрече, во многом определяют ход работы и критерии ее оценки по окончании, то есть помогают нам оценить результат в будущем.

Как именно это происходит?

Первое, что я хочу сказать о результате в принципе, - он бывает условно трех видов:

  • первичный,
  • промежуточный,
  • автоматизированный.

Первичный результат наступает после 2-3 занятий (иногда 4-5). Он самый нестабильный и самый вдохновляющий, одновременно.

Его может быть очень хорошо видно или еле заметно. Но это тот первый сдвиг, который произошёл просто от того, что ребёнок начал идти. Начал двигаться в направлении формирования навыка. Сдвиг от сдвига, если можно так сказать. При этом наличие этого первого, зыбкого, но реально существующего, результата – и есть свидетельство того, что движение началось.

-2
Если его нет, то нужно насторожиться, как минимум. А еще лучше – забить тревогу. 

Промежуточный результат более стойкий, стабильный, ярко выраженный и отчётливый, чем первичный. Он появляется примерно после 10 занятия, когда изменения в почерке набрали силу, но при этом промежуточный вариант требует:

  • усиления, улучшения некоторых вещей в нём (ровности линий, размера букв, пропорциональности букв, размера соединений и др.),
  • автоматизации (промежуточный результат не стабилен и распадется со временем, если он не автоматизирован; хотя автоматизированные почерки тоже могут распадаться при определенных условия, но это отдельная тема),
  • доработки, изменения (например, может возникнуть необходимость смены матрицы по форме или размеру),
  • увеличения скорости письма и уменьшения размера почерка.
-3

Автоматизированный результат можно условно назвать окончательным.

Условно, потому что почерк может развиваться в любых направлениях и меняться в соответствии с изменениями, происходящими в человеке.

Но из всех возможных результатов автоматизированный почерк - наиболее стабильный при соблюдении условий сохранности почерка.
-4

Кроме первичного, промежуточного и автоматизированного результат может быть соответствующим ожиданиям и требованиям и не соответствующим им.

И если, говоря о времени появления, факте наличия (даже если изменения небольшие, но всё равно они есть, мы признаем наличие результата с оговорками на эту небольшую степень) и конкретных показателях изменений в почерке (буквы стали выше-ниже, соединения длиннее-короче и т.д.) мы имеем дело с некой более или менее объективной реальностью, то, сверяясь с ожиданиями, мы встречаемся с субъективными представлениями человека о письме и почерке.

-5

Здесь важно отметить несколько моментов.

Первое: эти ожидания могут принадлежать педагогу, ребёнку, родителям.

И, в зависимости от того, кому они принадлежат, встреча с этими ожиданиями будет происходить по-разному.

Второе: всё субъективное трудно измеримо.

От этого оценить субъективное становится очень сложно. И поэтому здесь может возникать много споров и разногласий.

Чтобы сделать субъективное более или менее объективным, нужно ввести систему измерений.

Смотрите, когда мы говорили о соединениях, то могли измерить их длину. Так же мы можем измерить высоту, ширину букв и их элементов. Можем измерить читаемость: можно прочитать или нельзя, за какое время, легко или с усилиями и т.д. Ровность линии тоже измеряется: количеством углов, характером амплитуды и т.д. 

Но как (или чем) можно измерить ожидания? Ожидания можно, И НУЖНО ЭТО СДЕЛАТЬ НА САМОМ ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ, перевести на язык объективных измерений.

Как это делается?

Вспомним первый абзац статьи. Первое занятие всегда диагностическое. На нём мы оцениваем уровень развития навыка ребёнка, выявляем возможные трудности в овладении письмом и определяем запрос на предстоящую работу.

Когда мы оцениваем уровень развития навыка, то обозначаем точку, от которой будем двигаться. И рассказываем родителям, что означают те или иные исходные позиции (наши с ребёнком). Например, если ребёнок не умеет писать, то мы говорим, сколько нужно времени, чтобы научиться писать. Если ребёнок писать умеет, то мы имеем дело с коррекцией почерка и у неё другие сроки.

Однако, и сроки обучения письму, и сроки коррекции почерка (в нашем случае сроки – это время появления результата) зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и того, есть ли у него дополнительные трудности.

Поэтому про их выявление мы тоже уже сказали в первом абзаце. Кроме сроков от их наличия, характера и степени, зависит и сам результат. Например, дети со сложностями в координации движений или с заболеваниями ОДА не могут писать мелко и быстро. 

После диагностики трудностей мы начинаем формулировать запрос на занятия, который, по факту, воплощает соединение потребностей, желаний, возможностей и ограничений всех участников процесса (родителей, ребёнка и педагога).

О том, как формируется запрос и как он влияет на восприятие результата мы поговорим в продолжении статьи…

Автор статьи: Юлия Назарян, педагог, психолог, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо+» в Академии письма.

Академия письма

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц