Проходят годы, жизнь не стоит на месте, возникают новые события, а то что было остается далеко от нас в прошлом, понемногу как бы стирается и лишь фотографии из семейного альбома способны воскресить в памяти подробности событий глубокой давности. С интересом разглядываются пожелтевшие фотографии. Такие раньше были в каждой семье. Сделанные на толстом картоне, с медалями под изображением в коричневых тонах и красивой надписью с вензелями например - С. Петербург. Фотография Конарскаго или Москва. Фотография Верещинскаго... Иногда и дата 1898 год или 1910 год и так далее. А если на оборотной стороне есть надпись то вот вам и зацепочка для стареющего родственника но, хорошо если он жив, носитель информации, а если нет... Тогда семейные предания перестают жить как сожжённое письмо превратившееся в пепел и история рода навсегда утеряна для последующих поколений. Торопитесь! У каждой семьи своя история, а каждый человек в пределах своего рода или родовых ветвей - личность. Он, личность даже тогда, когда не участвует в великих событиях, ведь он даёт жизнь другим коленам в своем роду и тем самым заслуживает большого уважения потомством.
Удивительны старые фотографии, изображения на них очень выразительны и если они не испорчены, не выцвели, то кажется человек на них вот вот моргнёт, настолько резко проработаны все мельчайшие детали, мелкие черты лица и костюмов. А ведь фотобумагу делали раньше сами фотографы.
- Баба, а что это за дяденьки с саблями, как гусары?
Я держал детскими ручёнками старинную фотографию и с интересом разглядывал её. На ней стояли два бравых солдата Русской Императорской армии с обнажёнными саблями, не в фуражках, а в киверах на голове и с султанчиками. Один был в шинели с эполетами - офицер, а другой без шинели с крестом на груди. Надпись под изображением и медальки частично стерлись но что то можно было прочитать и я запомнил - С. ПЕТЕРБУРГ. 1899 год. Лейб-гвардии З.... канская рота.
- Это прадедушки твоего, моего папы отец - сказала бабушка Клавдия Григорьевна - он в царской армии служил. Мы эти фотографии раньше прятали, нельзя было показывать, а то на "чёрном вороне" увезут.
- А что такое "чёрный ворон" ? - спросил я.
- "Чёрный ворон" это такая машина, приедут на ней, арестуют и больше тебя неувидят. Вот раньше бывало сосед на соседа если зло держит на душе, "напраслину" наговорит, приедут и разбираться не будут, арестуют и расстреляют. У нас, у дяди Паши, моего брата, что в г. Грязи живёт сейчас, жена Шура, а у неё отец Тихон священник старовер был в с. Пустошь. Она маленькая была, помнит что сидела у окна, на подоконнике, в куклы играла и подъехала машина, из неё вышли в штатском люди, вошли в дом и забрали отца. Больше они его невидели, даже могила не знают где.
Его расстреляли как врага народа. До этого, он ездил в Белоруссию на какой - то их староверский сход. Им с матерью даже ничего необъяснили. Время такое было Игорёк, тебе этого непонять пока, многих тогда увозили. Страшное было время в 30х годах - закончила эту историю бабушка.
Она встала, затрещали половицы старинного частного дома и пошла замешивать тесто на пироги, а я продолжал смотреть старые фотографии хранившиеся просто - в папке для бумаг в перемежку с документами и трудовыми грамотами. Вот так, с детства, я знакомился с историей семьи по старым фотографиям, спрашивал и узнавал что-то интересное и лишь сейчас, когда уже давно нет прабабушки Анны Ивановны Никифоровой, бабушки Клавдии Григорьевны Кузьминой, я, уже зрелый мужчина, стал более подробно расспрашивать старушку мать, о семье и родственниках. Мама последняя кто ещё хранит память о событиях связаных с нашими семейными корнями в непростой и тревожной истории отечества. Вдумайтесь в эти слова - Родина - мать и Отечество! Отношение к своей родине как к семье, как к матери и отцу. Судьбы русских людей в каждой семье тесно переплетены с судьбой отечества в тяжёлые времена, когда дочери и сыновья поднимались на его защиту, а иногда переживали гонения...
В детстве, я не любил ходить в садик из - за тихого часа. Мне не нравилось отдыхать днём и однажды я сел у своей кроватки, достал карандаш и стал рисовать. Воспитательница была строгая, сейчас бы её пожалуй уволили но,тогда она заметила меня, подошла, вырвала из рук карандаш, скомкала листок, карандаш переломила и всё это выбросила. Это врезалось в мою память навсегда и я не взлюбил детские сады, а позднее и все коллективное. Я не любил пионерские лагеря с их, казалось мне - "дурацкими" речёвками и ненавистной муштрой. Пионерский галстук я часто носил в кармане скомканым и снимал сразу как только заканчивались уроки в школе. Но всё это было во мне не идеологическое, а просто детская неприязнь.
Помню своё детство, когда сидел с уже прикованой болезнью к постели прабабушкой Анной и слушал её рассказы о прошлом дореволюционном времени, детстве её и юности проведенных в родной деревне Иваново Клочковского сельсовета. Серьёзно и печально смотрели на меня лики старинных икон - Спаса Вседержителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Прабабушка Анна рассказывала мне старинные предания, подвиги святых, о том как ходила в лес по грибы и ягоды маленькой девочкой одна.
- Ягод и грибов раньше было Игарь - "уйма"! Солили грибы кадушками(боченками), варили много варенья летом, тем и жили зимой. У нас много было скотины - две коровы давали молоко. Лошади были. Надо было косить много сена. На месте никто не сидел, все работали в поле. Ухаживали за скотиной. Ягоды ходили собирать на Ивановскую гору там много земляники росло, черника была, а клюкву собирали на болоте. Вот однажды пошла я по ягоды, набрала уже и в лесу заплуталась никак тропочку не найду. Вдруг передо мной появилась незнаю откуда женщина в черном огромного роста.
- Старая? - Горбатая?.. - нетерпеливо перебил я, вспоминая бабу Ягу из сказок.
- Нет, она была не старая и не молодая, средних лет - уточнила прабабушка и продолжила - Она стояла передо мной вся в чёрной одежде и сказала
- Беги девочка!Сейчас будет сильная буря с грозой!
- Но я незнаю как мне выйти к деревне - сказала испуганно девочка Аня
- Беги туда и найдешь свою деревню - женщина в чёрном показала рукой направление и так же неожиданно исчезла.
Девочка со страхом побежала домой, валились ягоды из корзинки, а она бежала и бежала. Добежав до своего дома она увидела как небо сделалось тёмным от туч, загрохотали молнии и поднялся сильный ветер от которого потом находили в округе сломаные и вывороченые деревья.
Можно назвать меня сказочником, но прабабушка Анна утверждала всё именно так и было и бабушка Клавдия Григорьевна рассказывала эту историю уже позднее про свою мать именно так. Рассказывали и другие "аномалии" связанные с деревнями Иваново и Кло'чково... Однажды прабабушка Анна шла по тропинке на Ивановской горе к деревне и увидела перевёрнутую вверх дном квашню. Квашнёй в крестьянских семьях называли большую посудину из глины в которой замешивали тесто. Она остановилась и хотела перевернуть квашню, но горшок так и не поддался. Тогда она его пнула ещё и ещё раз. Он не разбился и даже не сдвинулся с места. Придя домой, она рассказала про это взрослым и с тятенькой (отцом) пришла на это место. Но горшка не оказалось, его как будто тут никогда небыло. Земля была всюду утоптаной и каких то следов что здесь что-то было, ненашли вообще. Тятенька (отец - ласковое) Иван Андреев, сказал девочке
- Похоже дочка, тебе клад давался , а ты его не смогла взять...
Верить или нет, дело читателя, но это было. Такие рассказики я слышал и от прабабушки, и от бабушки выросших в районе деревень Иваново и Клочково. Сейчас деревни Иваново нет, она влилась в Клочково. Интересны предания о Ивановской горе. Местные жители из поколения в поколение передавали сведения что когда - то именно на этой горе стоял город крепость но, потом исчез. В старину, в дореволюционное время, на горе местные крестьяне находили клады - золотые и серебряные монеты, серьги, кольца, бусы и т. д. Гора перекапывалась много раз. Ходили рассказы что время от времени, по склону горы, в сторону небольшого природно - образованого водоема катилась горящая бочка и исчезала в нём . Некоторые люди видели мужчин с горящими факелами выкатывающих на вал старинную пушку, которые также исчезали когда к ним подходили. С огромным интересом слушал я рассказы об этих призраках от своей прабабушки и через много лет я нашел подтверждение её словам, то что люди превратили с веками в легенду было на самом деле реальным историческим событием. Однажды, ещё учась в университете на естественно - географическом факультете , я прочитал в газете про археологический кружок который занимался раскопками на Ивановской горе и там обнаружены некоторые находки - арабские динары (монеты).Ранее из книги "Археологические памятники Ивановской области " имеющейся в моей домашней библиотечке, я узнал, что там был древний портовый Иван - город, вероятно побольше чем Шуя. Этот город в 17 веке взяли штурмом и сожгли польско - литовские отряды. Наверняка жители д. Иваново, к которой фактически перешло название города и были уцелевшие защитники рассказывавшие о последних днях цитадели и подробности её осады. Надо было как - то жить и они основали небольшое селение вблизи разорённого города. Впоследствии при пересказах, события всё более и более принимали легендарный, уже сказочный характер и дошли в таком виде до нашего времени. Из этих легенд о Иван - городе ясно, что в городе была артиллерия, были пушкари и стрельцы защищавшие город. Защитники скатывали горящие бочки по склону с крепостного вала на отряды захватчиков, что и отражено в легенде о катящейся по валу призрачной горящей бочке. Очевидно одно, так же как и Шуя, город героически оборонялся. Конечно город имел большое фортификационное значение, охранял водные рубежи Владимиро - Суздальской Руси. Через Волгу (Итиль по древнеарабски) сюда приплывали торговые караваны с Востока. То, что рассказала мне в детстве прабабушка Анна Ивановна Никифорова обернулось правдой. На Ивановской горе по её свидетельствам, был целебный родник, а жители окрестных деревень поставили там крест и вешали на нем детскую одежду и панамки чтобы исцелить своих больных детей. В этой воде иногда их купали.Родник был с краю у тропки, ведущей от горы в сторону деревни Иваново.
Мне довелось побывать на этой горе в шесть лет. Мы приехали с матерью Татьяной Георгиевной, бабушкой Клавдией Григорьевной и моим дядей Евгением Ивановичем . На красивом берегу Тезы, её повороте, возвышалось это живописное место. Под берёзами местные жители соорудили стол и скамейки. Здесь отдыхали и гуляли в свадебные дни местные жители. Левый берег реки под горой был красиво усыпан белым песком и похож на морской пляж с картинки. По рассказам бабушки и прабабушки, в старину, "когда богатыри ещё были" этими местами прошли татары и появились широкоскулые жители деревень Иваново, Клочково и других деревень.
- Жителей нашей деревни называли в народе татарами - говорила бабушка Клава - Некоторые бабы рожали и шли детей на болото топить или в реку, а некоторые не могли, оставляли,вот от них и пошли такие ребятишки.
- Откуда ты знаешь баба? Ведь ты не жила тогда! - спрашивал я.
- Так старики же сказывали Игарь, чай из колено в колено передавалось и мне мама да бабушка рассказывали и папа сказывал тоже - отвечала Клавдия Григорьевна.
И в самом деле, женщины у нас в роду все маленького роста, кругленькие и широкоскулые. Отметилась в наших местах когда то Батыева орда и растворилась в русской крови...