На углу Пречистинки с Лопухинским переулком- одна из лучших московских усадеб в стиле ампир (№11).
Как многие считают.
Послепожарная постройка. Архитектором А.Г.Григорьев построна. Для гвардии поручика Василия Абрамовича Лопухина.
- Поручик? – удивится читатель – И особняки строит?
Лопухины- старинный дворянский род. Владельца усадьбы звали Лопухин (Меньшой). Чтобы от деда отличать. Тоже Василия Абрамовича Лопухина. Но генерал- аншефа.
В отличие от деда Меньшой к воинским подвигам не стремился. В 24 года в отставку вышел. Как бы хворым оказался.
А чего армейскую лямку тянуть? Имения в Московской и Звенигородском уездах Московской губернии. А еще в Тульской, Рязанской, Ярославской губерниях.
В новой усадьбе Меньшой даже новоселья не успел справить. Помер в 1821 году.
- Понятно – скажет читатель – Хворый.
Хворый- хворый, а 75- летний юбилей сумел отпраздновать.
Усадьба детям досталась. И оставалась у Лопухиных до конца XIX века.
В 1894 году дом купила некая Е.И. Станицкая.
Усадьбу с тех пор называют «Усадьба Лопухиных-Станицкой».
Имя последнего владельца усадьбы к названию не прилипло.
В 1911 году Станицкая продала особняк Фёдору Васильевичу Челнокову. Учредителю, на паях с братьями, «Товарищества для производства и продажи строительных материалов В.К. Шапошников, М.В.Челноков и К°».
Владельца кирпичных заводов, почему-то, говоря об усадьбе, не вспоминают.
За сто лет усадьбу, конечно, перестраивали. Но главный дом при этом не трогали.
Так он и дошел до наших дней.
А в 1920 году решили тут Музей Л.Н. Толстого открыть. Как бы к десятилетию со дня смерти автора «Войны и мира».
Почему здесь? Наверное потому, что Лев Николаевич здесь не только никогда не жил. Но даже и не бывал ни разу. Зато, по мнению организаторов музея, здание отлично соответствовало времени и духу творений классика.
Ну а что? Рядом Музей Пушкина. Так Пушкин там тоже ни разу бывал. В усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых. Почти полной копии этой усадьбы. Те же колонны. Похожие барельефы.
И не удивительно. Автор один и тот же. А.Г.Григорьев. Так бывший крепостной поставил себя в один ряд со светилами русской словесности.
Музей то открыли. Только вот экспозицию довольно долго собирали. Да и помещения ремонта требовали. На начало 1920-х годов: «Весь дом вообще был уже разорен и страшно запущен. Мебель из незанятых комнат исчезла неизвестно куда, без остатка, до последнего стула».
Пока суть да дело, дом для ритуальных мероприятий использовали.
В 1921 году с анархистом Кропоткиным попрощались.
Но потом музей обжился. В 1972 даже памятник писателю поставили. Скульптора Меркурова.
Вообще-то, Меркуров Льва Николаевича еще до революции памятник изваял. Но Москва тогда памятник не взяла. Хотя уже и место выбрали. На Миусской площади.
Церковники возмутились: «Мы его анафеме предали. А вы памятник?».
После революции все изменилось. Сначала решили памятник на Цветном бульваре поставить. Рядом с мастерской скульптора. Чтобы гранитную махину далеко не таскать. Нот там уже стояли два творения Меркурова.
Решили в парке Девичьего поля установить.
Но и там Лев Николаевич покоя не нашел.
Кому-то пришла в голову гениальная мысль. Заменить стоячего Толстого работы Меркурова на сидячего работы Портянко.
А стоячего куда? Куда- куда. Сюда.
Только увидеть его не так-то просто. Стоит за усадьбой в саду . Который на Лопухинский переулок выходит. Спрятался за деревьями- кустарником. Да еще к улице спиной повернулся.
Похоже, специально спрятался. Не дай бог, кто увидит. Еще куда потащит.