Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Почему произведения монументального искусства на Цветном бульваре не приживались?

Цветной бульвар проходит от Трубной площади до Садового кольца.

В старину на месте бульвара река протекала. Ну не река. Речка. Неглинка.

Неглинка начиналась в районе Марьиной рощи.

Примерное русло Неглинки на карте Москвы
Примерное русло Неглинки на карте Москвы

При впадении в Москва-реку у стен Кремля действительно на реку была похожа.

Акварель неизвестного художника. Московский университет и река Неглинная
Акварель неизвестного художника. Московский университет и река Неглинная

А в районе Трубной-

А. Васнецов Лубяной торг на Трубе.
А. Васнецов Лубяной торг на Трубе.

так. Ручеек.

Узенький. А по мере роста окружающего населения- еще и вонючий.

Вот Неглинку 1817-19 годах и упрятали в трубу. Разбили бульвар. Назвали, недолго думая, Трубным.

В середине XIX века бульвар торговцам цветами приглянулся. Даже павильоны для них поставили. И бульвар получил современное название- Цветной.

Как эти павильоны выглядели и насколько бульвар украшали- неизвестно. Павильонов давно нет. Хотя некоторые из них каменными были.

Зато с момента образования бульвара неоднократно пытались его украсить произведениями монументального искусства. Но как то все не очень удачно.

В 1820 г. в правой боковой аллее бульвара был установлен водоразборный фонтан в виде чугунной чаши с мордами львов.

28 июля 1779 года Екатерина II приказала «произвести в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». И даже деньги выделила. 1 100 тыс. руб.

Провели «казённым иждивением водовод, который имеет свое начало за две версты от села Больших Мытищ из находящихся там источников». А по всей Москве водоразборные фонтаны поставили.

Здесь- работы знаменитого скульптора Ивана Петровича Витали.

-4

Больше ста лет фонтан простоял. Никого не трогал.

Но… 12 августа 1928 года в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького.

-5

Забрали фонтан туда. Чтобы трудящиеся во время культурного отдыха любовались.

Только не спешите в парк культуры. На фонтан посмотреть. Нет его там. Когда и куда он исчез- никто не знает.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых на центральной аллее открыли обелиск.

Уже смекнули, видимо, что на этом месте памятники долго не стоят. А раз так- чего на гранит, мрамор тратиться. Цветочный обелиск сделали.

-6

Но и тут прогадали. Якобы, пока цветочки не увяли, поближе к Кремлю обелиск перетащили.

Чуждые предрассудков победившие пролетарии с большевистской энергией взялись за решение, казалось, непосильной задачи. Украсить бульвар творениями монументального искусства.

В 1918 году молодая советская власть приняла план монументальной пропаганды- установить скульптуры выдающимся деятелям. По специальному списку.

Прослышав про это, в комиссию(председатель комиссии Анатолий Васильевич Луначарский) пришел скульптор Меркуров. Его мастерская как раз на Цветном бульваре была.

В 1911 году он изваял Достоевского.

По заказу одного миллионера. Тот деньги заплатил. А скульптуру так и не забрал. Так и стояла в мастерской. Только место занимала.

«Возьмите Достоевского. Бесплатно отдам». Мол, миллионер- меценат один раз уже заплатил.

Посмотрели список. Есть такая позиция. Годится. Берем.

«А у меня еще Толстой есть»- вспомнил скульптор. Раз такой фарт пошел.

Меркуров делал посмертную маску Льва Николаевича. А потом и скульптуру изваял. Но Москва тогда памятник не взяла. Церковники возмутились: «Мы его анафеме предали. А вы памятник?».

Комиссия посмотрела. В списке есть. Хорошо. Ставим галочку.

«А у меня еще мысль есть!» - не унимался скульптор.

«Какая еще мысль?» - изумилась комиссия.

Показал. Задумавшийся гранитный мужчина. Чуть побольше Достоевского.

«Нет! - твердо отвечала комиссия- нет у нас в списке никакой мысли!»

«Как же так- стал горячо убеждать ваятель- Революция- и без мысли?».

Устыдил. Взяли и мысль.

Скульптор на радостях сам помогал работягам вытаскивать шедевры из мастерской. Способом, изобретенным еще рабами Рима. Ставили на бревнышки и катили.

Достоевского докатили до центра Цветном бульвара.

фото 1931 г.
фото 1931 г.

«Мысль»- до Трубной.

-8

Достоевский вдалеке виден. Позади "Мысли" оказался.

А Толстого к Новодевичьему монастырю отправили.

Но и на Цветном ваяния скульптора недолго задержались.

В 1936 году Достоевского перевезли на одноименную улицу. К Мариинской больнице.

-9

Сгорбленный писатель в халате похож на мрачного монаха.

Чего он так Федора Михайловича сгорбил?

"Это фигура о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры..." - пояснил свой замысел скульптор. Оси и центр вне фигуры на фото не получились.

Может так?

-10

Позировал ему Александр Вертинский. Знаменитый шансонье, отец будущих красавиц советского экрана Марианны и Анастасии.

-11

«Как же так- говорили друзья скульптора- Они же совсем не похожи. И бороды нет.».

«Лицо не главное- отвечал ваятель- главное- руки».

А «Мысль» пригодилась, когда думали какое надгробие умершему скульптору сделать.

Так и стоит теперь. Над могилкой ваятеля.

-12

На Новодевичьем кладбище.

Но не все так плохо.

в 1958 году, у боковой аллеи, поставили скульптурную композицию "Песня".

-13

Так до сих пор стоит. То ли спрятались девчата хорошо. В тени деревьев. За лавочками. То ли поют тихо.

В 1994 году на месте «Мысли» поставили Памятник сотрудникам внутренних дел, солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга.

Похожий на Александрийский столп.

Ну и, конечно, Церетели пришел помочь. Украсить Лужковскую Москву.

Целая стая клоунов на месте «Достоевского» резвится.

Черные клоуны выглядят мрачновато. Видно догадываются. О заклятье Цветного бульвара.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь