Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

Корейский символизм по мотивам дорамы «Хватай Сон Джэ»

Оглавление
Красная нить не всегда означает судьбу
Красная нить не всегда означает судьбу

Корейский символизм, вдохновленный дорамой "Хватай Сон Джэ и беги" по мнению Оксаны, рисует мир, где тени прошлого переплетаются с настоящим, а каждый шаг наполнен тайной и трепетом. В этом танце судьбы, где любовь и страх, надежда и отчаяние сливаются в единое целое, а каждый символ несет глубокий смысл, раскрывая перед зрителем сложные и многогранные чувства.

Все цитаты ниже (орфография сохранена) из комментариев к статье «Корея или Китай» для желающих проверять первоисточник.

Сначала Оксана рассказывает о своем видении дорамы, мои критические размышления будут в самом низу.

Оксана Поткина пишет

Итак, давайте попробуем рассмотреть Сон Дже с позиции "Это не баг, а фича" То есть, предположим, что ответы на ваши вопросы это не потому что "у них не было денег, а 16 сценарий надо было чем-то заполнять и сценарий тоже был не написан", а "они это придумали и сняли потому что именно это они и хотели показать".
Носители культуры контекст художественного произведения своей культуры воспринимают и принимают как мирообразующий лет до трёх - на сказках, колыбельных, прибаутках, картинках, обрядах и прочем, потом тренируют воспринимать на произведениях культуры - стихах, художественной литературе и прочем.
В культурном коде Кореи есть три главных понятия, которые чужды нам, воспитанникам православной культуры. Эти три понятия очень важны и присутствую практически в любом произведении. И решаться они будут корейским способом, потому что только так их можно решить правильно.

  1. Отношение с Судьбой в целом (и со Смертью в частности)
  2. Красная нить судьбы
  3. Настоящая любовь возможна т о л ь к о в разлуке.

В пресловутой парадигме Восток/Запад это будет выглядеть так

  1. Судьбу нельзя победить, ей можно принести личную жертву/Судьбу можно победить, обмануть, восхитить своей стойкостью, у неё можно выиграть.
  2. Красная нить это не любовь, это - важнее любви/Любовь движет Солнце и светила
  3. Настоящая любовь подобна тлеющим уголькам, это не жар, а тепло.

Настоящая любовь начинается после разлуки. И растит её боль от невозможности быть вместе и греющие душу воспоминания. Желание остаться с любимым не смотря ни на что - это не великая любовь, а эгоистическое злоупотребление и фактически поступок против великой любви. Истинная возлюбленная должна уйти – вот тогда их отношения будут совершенными.
Итак, рассматриваем Сон Дже с этих исходных культурных корейских посылок, анализируем поступки героев как идеальных возлюбленных, связанных красной нитью и спасающих друг друга от смерти, которая есть Судьба.

(следующий комментарий)

Будущее не в прошлом, маньяк в "Сон Дже" не только "взялся ни откуда", не только "странно одержим", он ещё и показывается фрагментарно (по-моему я не помню кадра, где бы его показали целиком, а не как часть руки, лица или машины). Если корейцы хотят рассказать о маньяке и о природе монстра в человеке, они снимают "Подойди и обними", "Кто-то", "Белое рождество", да даже "Незнакомцы из ада" - все эти маньяки будут выписаны любовно и крепко, они будут очень социализированы, будут искать себе последователей и рассказывать этим последователям как правильно быть маньяком. Они будут очень человечными монстрами.
В Сон Дже - не так. Почему? Потому что маньяк здесь это олицетворение Смерти/Судьбы. Его нельзя победить активными действиями. Нельзя убить, сбить машиной, посадить в тюрьму пожизненно. В дораме он, конечно, человек, но это человек-символ, человек-образ - персонализация неотвратимой Судьбы. Ничто, что активно пытаются сделать герои не приводит к победе над маньяком, он возвращается и убивает/забирает Сон Дже.
Маньяк здесь нужен - забрать кого-то из парочки. Ему всё равно кого. И он заберёт свою жертву. (в чём-то это перекликается с "Пеплом" - ничто из того, что делают герои Пепла не сможет помешать тому, что бы Тань Тай Цзинь избегнул судьбы стать Тёмным Властелином. Просто потому что это его судьба - он для этого рождён.)

(следующий комментарий)

Будущее не в прошлом, отдельно хотела бы отметить момент, что маньяк в Сон Дже сроднился с машиной. Давайте не будем рассуждать, что таксист - отличное прикрытие для маньяка. Давайте посмотрим на это как на корейский дорамный канон. (и не будем путать с шаблоном)
Далее цитата

"То, что мы называем общим словом «канон», можно, в принципе, условно подразделить на «чисто каноны», «стандартные сюжетные ходы» и «особенности национального менталитета/бытовую специфику».

К стандартным сюжетным ходам - сценарным штампам - я бы отнесла месть за папу, амнезию, бодрых коматозников, внезапную глиому, обмен телами, путешествия во времени/все было сном/компьютерной игрой.

К бытовым особенностям – катание на спине, алкоголичек-нерях-беднушек, тридцатилетних девственников, всепрощение, бесящих мамаш.
А теперь – про каноны! Каноны всегда не просто так!
Это – метаязык. Каноны – языком кинообразов – описывают нам смысл других кинообразов. Короче, просто привожу примеры.
Грузовик (телега, лошадь, мотоцикл…) – некое неотвратимое транспортное средство, которое катит на персонажа и вот-вот задавит его насмерть. Второй персонаж спасает первого двумя способами: либо отталкивает и сам попадает под грузовик, либо они оба падают на обочину и при этом «случайно» целуются. Грузовик – это образ судьбы, понимаемой как неизбежность смерти. Поэтому персонаж и застывает сусликом – смерти-то не избежать! Второй поддается порыву и бросается наперерез… Но за этот порыв ему придется платить. Потому что он вмешивается в судьбу. И самое «простое» здесь – заменить собой обреченного, судьба получает свою жертву и уходит. Второй вариант – мучиться остаток жизни, потому что теперь у персонажа номер два со спасенным персонажем установилась мощная кармическая связь. И непонятно, кстати, как она аукнется в следующих перерождениях. Вмешательство в судьбу даром не проходит."
Вспомним - героиню маньяк не убивает (хотя других жертв убивает), а сбивает на машине. И сам потом гибнет - сбитый машиной, падая в реку и пропадая из дорамы "в никуда", точно так же как пришёл к в сюжет "ниоткуда"

(следующий комментарий)

Будущее не в прошлом, Сон Дже и Соль - не просто возлюбленные, они корейские соулмейты. Дальше опять цитата:

"Соулмейт - не синоним подходящего кандидата в мужья, женихи. Вашим соулмейтом может быть кто угодно. И выйти замуж вы можете не за него. У вас есть выбор... ... как работает эта связь, в чем ее, скажем так, отличия, как определить, что перед вами соулмейты, а не просто парочка возлюбленных?
Главная особенность:
У них общий энергетический канал, астральный, если хотите. Только соулмейты могут друг друга спасать, буквально вытаскивать с того света. Они могут делиться друг с другом жизненной энергией, чувствовать боль друг друга на расстоянии, поэтому и могут прийти на помощь в трудную минуту. Боль, раны, болезнь, даже смерть - только истинный соулмейт может буквально вытащить другого, вылечить, спасти, даже обменять свою жизнь на жизнь другого
Но такую "терапию" могут проводить только соулмейты. Вас может безумно любить другой человек, но, если он не ваш соулмейт, он не сможет сделать и сотой доли того, на что способен только соулмейт."

Итак, Соль сбивает на машине маньяк-судьба, а вытаскивает её Сон Дже.
Никто во всём мире не смог бы её спасти - только он. Соулмейт.
И он обменял свою жизнь на её, поэтому в последствии, от рук маньяка-судьбы гибнет только он. И маньяк настигает его везде - в первой жизни, во второй, в третьей... И только когда Соль принесёт свою личную жертву (не жизнь, а расставание с возлюбленным) маньяк-судьба уйдёт в реку Хан не забрав никого.
Цитата:

"Всем хорошо известные тропы - "общая песочница", приходит постоянно на помощь, спасает - прямые отсылки на связь соулмейтов. Часто многие смеются: дескать, опять "песочница", как глупо, как надоело, - но именно таким образом вам сразу показывают - перед вами соулмейты. Постоянное спасение, герой всегда оказывается в нужном месте и в нужное время, фразы типа "у меня сердце болит", когда ей/ему плохо, - всё это отсылки к этой связи. Выражаться она может через физическую боль - связь бьёт через физику, чтоб дошло быстрее))) Ну и через что ей ещё бить, это же самое явное. Плюс вся физика связана с энергетикой. Вся восточная медицина держится на этом."

Будем считать, что школа это всё-таки "детство"

(следующий комментарий)

Будущее не в прошлом, о совершенной любви между Сон Дже и Соль я уже писала. Она отказалась от личного счастья быть с любимым и заслужила этим право быть с ним и в этой и в будущей жизнях.
А зачем на дан её "придурок-брат" с его смешной любовью?
А это как раз - противопоставление! Эта парочка с туалетным юмором - земные, а не совершенные возлюбленные. Прожив свою жизнь - любя, ругаясь, воспитывая детей, в следующей жизни они не встретятся. Или пройдут мимо не узнав друг друга. Не доросли, не заслужили, не выстрадали.

«Ну женюсь, и что будет? Стану целыми днями ходить в халате да играть в карты с гостями… А жена моя, особа, которая должна служить идеалом любви, будет, гремя ключами, бегать в амбар. А то и… совсем страшно… закажет при мне лапшу и начнёт её кушать?» (из Обломова)

(следующий комментарий)

Будущее не в прошлом, теперь про Друга - третий угол.
Как я уже говорила (да и вы это говорили, но про Китай) не в любви счастье и смысл корейской жизни. У Полицейского - свой кармический путь.
Цитата:

"Задача персонажа – не кардинально измениться, а полностью раскрыться, прийти в гармонию с собой. Чтобы в следующей жизни не родиться баобабом. Столько поколений трудились, перерождаясь без устали, - ни у кого из героев (понимаемых как следствие или даже «плод» этой череды перерождений) нет ни права, ни возможности что-то кардинально менять, надо просто понять, принять и создать гармоничного «себя»."

Его путь - принять своего отца и продолжить его дело, а не получить совершенную возлюбленную. Когда-нибудь, в следующей жизни он пройдёт и это квест, но не сейчас и не с этой девушкой.

Думаю, что Соль наставляя и помогая ему пройти свой путь платит ему за что-то ))) Я даже могу предположить, что она его в прошлой жизни или кинула, или убила. Но это как раз лично моя фантазия 😆
Пожалуй на этом "я прекращу дозволенные речи"
Добавлю только, что то что дорама зашла корейцам служит доказательством моей точки зрения. Корейцы считывают художественные образы своей культуры глубже и объёмнее, чем я тут попыталась написать. Кроме того как бы не был шикарен Пен У Сок и Сон Гон Хи - актёры не могут вытянуть провальный сценарий. А значит в этой дораме есть больше, чем история "жениться на девушке и сбить маньяка на машине" - это история (вечная как мир) о том как Смерть отступила от двух совершенных возлюбленных, рассказанная на современный лад.

Иногда на той стороне краной нити тебя ждет настоящий, а не дорамный демон
Иногда на той стороне краной нити тебя ждет настоящий, а не дорамный демон

Будущее не в прошлом отвечает:

Это то, что мне хотелось видеть - полный набор мыслей, что избавляет меня от необходимости быть взвешенным и позволит писать только критику.

  1. Всё, что вы написали, не доказывает, что сериал тянет на 16 серий, просто потому, что множественное употребление одинаковых символов не добавляет нового к содержанию. Повторение сюжетных ходов ничем не отличается от повторения символических сюжетных ходов.
  2. У меня большие сомнения, что о вашем представлении корейского культурного кода знают сами корейцы. Хотелось бы увидеть цифры статистики. И чисто из логики, в разных корейских дорамах «красная нить, соулмейт» (родственные души) трактуется по-разному. По крайней мере, по одной дораме сделать вывод о глубинном содержании мыслей корейцев слишком надуманно, в такое поверит только тот, кто хочет в это поверить.
  3. Следуя из пункта 2, не сходятся и размышления о символизме. Иногда грузовик — это просто грузовик, если нет доказательств другого. Вы никак не обосновываете, что в дораме именно символизм, а не режиссерское «просто не обращайте на это внимание». Но даже если это символ чего-то, то он ничего не дает для глубины дорамы. Так можно ответить на любой вопрос о сюжете: «А что это?» — «А это символ судьбы!», «А вот это что?» — «Тоже символ судьбы!». Так отвечают детям, когда читают сказки. Т. е. «Сон Дже» — это сказка для детей? А что делать взрослым?
  4. Из пункта 3 следует и размышления о персонажах. А почему вторая романтическая линия тупая? Это у них карма такая! И зачем тогда в сценарии вообще персонажи? Сценаристы вообще знают, что кроме кармы - мотивы и психология имеются? Пункт три и пункт четыре с железной логикой «потому что!» — классические сюжетные заглушки, когда «лень» (не заплатили, не хватает денег на новые сцены) прописывать сюжетные ходы в соответствии с логикой, мотивами и психологией.
  5. Откуда вы взяли, что дорама зашла корейцам? Может, и зашла, просто у меня нет цифр. По моим сведениям, ее опередила, по крайней мере, «Королева слез», но это не точно. Если же говорить о мировых независимых оценках (IMBD, КиноПоиск), то «Сон Дже» очень даже неплох, но соотношение количества смотревших и средней оценки говорит, что дорама получилась нишевой, ее мало кто посмотрел, но тем, кто смотрел, понравилась. Смотрю параллельно показатели «Цветка зла» и «Мыши», «Сон Дже» и рядом не лежал. Получается, у корейцев глубокий символизм и культурный код маньяков и убийц? Получилось так, что в этом году корейцы сняли всё такое плохое, что «Сон Дже» на их фоне выглядит гениальным продуктом. С этим согласен, хотя, на мой взгляд, «Белоснежка», «Багаж» и «Газлайтинг» получились лучше.

В целом получилось неплохо, каждый смог выступить в своем амплуа, спасибо!

Символизм лотоса мне намного ближе
Символизм лотоса мне намного ближе