То, что государство обязано платить невиновному осужденному за преступление, которого он не совершал, но был от имени государства осужден общеизвестно, законно и логично.
Ранее я рассказывала истории таких людей в России (это было ещё на моём старом канале, но думаю в эти выходные дни их повторю, ибо кто-то пропустил, кто-то новый в подписчиках появился, да и вообще в выходные дни истории с сюжетом читаются легче правовых статей с нормами законодательства 😊).
Это были истории про незаконные осуждения:
1. за серию убийств в г. Москве и в Московской области, которые он не совершал, ученого-гидролога А.Цветкова;
2. за совершение трех краж в г. Сыктывкаре пермяка, бизнесмена и отца маленького сына Никиты Дёмина;
3. за незаконное распространение запрещенных веществ в г. Уфе 15-летнего Константина Носырева;
4. за убийство, которое не совершал, но отсидел 13 лет Фактхулы Исхакова – самая известная и нашумевшая в СМИ история в России.
Все эти люди после оправдания добились (в том или ином размере) финансовых компенсаций от государства за незаконное осуждение.
Добивались сложно, с жёстким противостоянием со стороны государства (в деле Фатхулы Исхакова это противостояние было грандиозным и беспрецедентным в силу настойчивости, мужества главного героя истории с твёрдым намерением: не сдаваться!).
Никаким государствам не нравится, когда граждане предъявляют им претензии.
Вот и сегодня история о том, как государство (немецкое) решило отомстить тому, кого не устроила сумма подобной компенсации, и он посмел потребовать больше.
13 лет вынужден был провести за решёткой незаконно осужденный за убийство, которое он не совершал, житель немецкой Баварии Манфред Гендицки. Его борьба за признание факта осуждения незаконным с помощью адвокатов увенчалась успехом.
В 2010 году он ухаживал за пожилой женщиной, которую обнаружили погибшей в ванной. И только через 13 лет установили, что сей факт был ненасильственным, а результатом несчастного случая (хотя ещё на стадии судебного следствия по ходатайству стороны обвинения к делу были привлечены эксперты, доказавшие, что поза, в которой женщину нашли в ванной была естественной для падения по неосторожности).
Не вникая в подробности о том, почему сей факт устанавливали 13 лет, важно, что установили, и истина восторжествовала.
Мужчину оправдали, освободили и сразу же (до предъявления иска) выплатили ему компенсации за незаконное осуждение в размере 368.700 евро (дело в том, что там выплата такого рода стандартна, она не варьируется ни от каких личных обстоятельств: ни от особенностей личной жизни, ни от места отбывания, она стандартно рассчитывается по формуле: 75 евро за день пребывания в тюрьме).
Гендицки эта сумма не устроила, он подал иск к немецкому государству, потребовав выплаты компенсации в размере 750.000 евро, обосновав его тем, что «годы за решёткой необратимо изменили его жизнь».
Не ожидая такой наглости государство в лице прокуратуры решило сбить спесь с наглеца и до вынесения решения по этому иску предъявило встречный в адрес Манфреда Гендицки.
Посчитав, сколько Манфред съел за все эти годы, во сколько обошлось ему занятие места в камере, в том числе кровати, государство выставило ему так называемый счёт за «постель и питание» + сумму, полученную им за работу на зоне из расчёта 2 евро в час.
В общей сложности получилось порядка 100.000 евро (или порядка 11 миллионов рублей на наши деньги): половина суммы за проживание и питание, половина – сумма, заработанная в тюрьме. Вот эту сумму государство и решило с него взыскать (ну по аналогии отдыха в отеле).
Гендицки и его адвокат возмущены встречным иском. Да и нам эта ситуация видится абсурдной.
Тем не менее, в интервью немецкой газете судья Симон Пшорр назвал такую практику «общепринятой, обычной и законной», указав на то, что 64-летнему бывшему осужденному, вполне возможно, придётся оплатить счёт.
(Истории 2 и 3 из начала статьи уже на канале).
Истории номер 1 и 4 тоже: