В мае 1959 года в башкирской деревне было совершено неслыханное для этих тихих мест преступление. Ночью преступник вошел в один из домов и порезал лица трем спящим девушкам: красавице Марьям, её подруге и матери.
Марьям прибежала за помощью в соседский дом, где жил с женой и двумя маленькими сыновьями 22-летний ФатхуллаИсхаков.
Капли крови с её лица падали на одежду Фатхуллы. Потом парня и задержали за совершение преступления на радость местного участкового, испытавшего к Фатхулле большую неприязнь (в того была очень влюблена сестра участкового, но Фатхулла предпочел взять в жёны другую).
Ну, а теперь (раз повод сам собой появился) нужно было Фатхуллу посадить и стало дело обрастать «доказательствами». Трое жителей деревни дали показания о том, что проходили они ночью мимо этого дома и при свете луны с улицы видели, что преступление внутри дома совершает именно сосед девушек Фатхулла Исхаков.
По обвинению в покушении на убийство его осудили к 13 годам лишения свободы за преступление, которого не совершал. Отсидел он этот срок полностью в условиях строгого режима. Всю оставшуюся жизнь после освобождения он посвятил борьбе за свое честное имя.
Несколько лет он посвятил поискам трёх свидетелей, которые его посадили. В 1976 году (через 4 года после освобождения) нашёл первого, который рассказал ему, что его с двумя друзьями сильно били в милиции, заставляя дать такие показания. Фатхулла убедил его написать такое заявление в прокуратуру с признанием с целью пересмотра дела. Он написал, но прокуратура сказала: недостаточно, мало ли что сподвигло этого человека через столько лет написать неправду.
Тогда Фатхулла сам, без помощи правоохранительных органов (чьи функции он выполнял) стал искать ещё двоих. Второго он нашёл в 1986 году, третьего в 1990 году. Ему удалось по происшествии более, чем четверти века убедить этих людей написать признательные заявления о реальных событиях того времени и добиться решения вопроса о пересмотре своего дела.
Но, не тут-то было. Дело действительно было пересмотрено, но решение принималось не вопросу: виновен – не виновен Исхаков; а по вопросу правильности, примененной в отношении него квалификации содеянного. Было решено, что квалификация – покушение на убийство была неверной, а верной – причинение тяжкого вреда здоровью пострадавших (они выжили). Вот так изменив цифру статьи в квалификации, вопрос о виновности Исхакова не был изменен. Виновен.
Всё изменилось в 2012 году. Пришёл в полицию и через полвека после произошедшего дал признательные показания некий Наиль Саитбатталов. В заявлении в прокуратуру он написал, что в 1959 году он напал в доме деревни, где проживал Исхаков на троих спящих девушек.
Главной его целью была Марьям Рахматуллина, которую он безумно любил, а она не отвечала ему взаимностью. Он сделал это с ней, чтобы больше она ни с кем уже не познакомилась, ну а еще две девушки пострадали, чтобы никто не понял, что целью была Марьям.
Итак: реальный преступник был, вновь открывшиеся обстоятельства для пересмотра были, а вот заключения прокуратуры для пересмотра дела по этим вновь открывшимся обстоятельствам в суде не было (только при наличии такого заключения по закону возможна отмена приговора судом).
В течение 7 лет с момента установления реального преступника прокуратура не торопилась осуществлять законные шаги для отмены приговора невиновному несмотря на многочисленные жалобы Исхакова и его адвокатов.
Такой беспредел и выгнал уже глубоко пожилого человека на пикет к зданию башкирской республиканской прокуратуры вот с такими плакатами:
а подходившим к нему журналистам он говорил: «Я просто хочу, чтобы мне вернули моё честное имя».
Вновь ничего не добившись, в 2021 году 84-летний Исхаков Ф. обратился в Конституционный Суд России с оспариванием конституционности нормы о том, что для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам нужна только инициатива прокурора в виде его заключения (то есть: а почему только такой путь предусмотрен законом, а что делать, если много лет по очевидным фактам прокуратура этого не делает?).
И, о чудо!
Конституционный Суд рассмотрел и удовлетворил жалобу Исхакова Ф., дополнив норму об обязательности прокурорского заключения фразой, что если прокуроры многократно уклоняются от внесения в суд такого заключения, то оно и не обязательно.
Под это новое дополнение и подвели ситуацию Исхакова Ф., признав, что в его случае для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам заключения прокурора не нужно (ну раз уклоняются много лет, что уж их мучить-топрокуроров).
С этой первой победой через всю жизнь борьба с государством не закончилась, ибо суд при рассмотрении вопроса о пересмотре дела Исхакова даже без прокурорского заключения заявил, что доказательств для отмены приговора недостаточно, ибо: а кто сказал, что показания троих свидетелей правдивы сейчас, а не были правдивы тогда?
В 2023 году Фатхула Исхаков подал жалобу в последнюю возможную инстанцию – президиум Верховного Суда России. В мае 2023г. Верховный Суд России отменил приговор Фатхулле Исхакову от 1959 года за его непричастностью к совершению преступления с правом на реабилитацию.
В 85 лет. После 13 лет незаконного лишения свободы и 51 года борьбы за своё честное имя.
После того, как за период его заключения умерли его родители, жена, сын, а второй сын был передан в детдом, и по возвращении с клеймом убийцы он так и не смог найти путь к сердцу сына – единственному оставшемуся близкому человеку.
За все пережитые страдания, лишения, сломанную жизнь, подорванное здоровье Исхаков предъявил иск к государству в размере 450 млн. рублей. Конечно, никто не сомневался в том, что в полном объеме его не удовлетворят, удовлетворили в размере чуть меньшим половины – 31,65 млн. рублей.
Тогда на момент решения суда в октябре 2023г., государство сказало, что это рекордная компенсация в истории России, чем Минфин РФ был крайне недоволен.
Не согласился с этой рекордной суммой бывший осужденный и со словами: «Я ад прошёл, сейчас мне в раю надо жить», — подал на это решение суда апелляционнуюжалобу.
Все вышеприведенные космические цифры рухнули в декабре 2023г. апелляционном решении до 3 млн. рублей, но чуть выросли в кассационном решении в апреле 2024г. до 6 млн. рублей.
В августе 2024г. Верховный суд России отказал Исхакову в увеличении выплат и в ноябре 2024 года 87-летний Фатхулла Исхаков получил 6 миллионов рублей.
Бросить вызов государству и идти настойчиво до конца – героический поступок. Вот и главный герой этой истории упрямо шел законным путём по всем инстанциям: Конституционный суд, Верховный …
Только как говорила героиня рязановского «Гаража»: «Законным путём идти можно, дойти трудно».