Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ПРАЗДНИКЕ 28 ДЕКАБРЯ

В этот день 1895 года на корпоративной новогодней вечеринке в подвале "Гран-кафе" на парижском бульваре Капуцинок массовики-затейники братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали только что запатентованный аппарат "Синематограф", развлекли гостей десятком кинолент собственного производства, начиная "Выходом рабочих с фабрики", — и, как принято считать, этим первым платным (!) показом открыли для человечества эру кинематографа.

Россия старалась держаться в тренде. Отечественные предприниматели во главе с отставным казачьим подъесаулом Александром Ханжонковым начали регистрировать "товарищества на веру с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов".

Сперва они прокатывали в России зарубежную кинопродукцию, а вскоре начали собственное производство. Творческий диапазон быстро расширялся. Постановочная порнография и кинодокументалистика, съёмки с натуры бытовых сценок и хроники Мессинского землетрясения 1908 года приросли художественным кино. Сценарной базой стали народные сказки, классика русской литературы, исторические сюжеты и романсы. Развитие российской киномысли можно проследить по названиям кинолент: "Понизовая вольница (сон Стеньки Разина)", "Песнь про купца Калашникова", "Ванька-ключник", "Русская свадьба XVI столетия", "Драма в таборе подмосковных цыган", "Оборона Севастополя"... В 1912 году кинокомпания Ханжонкова — теперь уже процветающее акционерное общество "Ханжонков и К°" с уставным капиталом в полмиллиона тогдашних рублей — выпустило первый в мире кукольный, то есть 3D мультфильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".

Киношники становились всё более популярными. Самые смышлёные искали себе богатых невест под предлогом совместного создания фильмов.
— Ты снимешь меня в главной роли?
— Поживём — увидим.
— Ну, нет. Сначала увидим, а потом уже поживём.

-2

После событий 1917 года в России кинематограф привлёк особенное внимание новой власти как мощнейшее средство манипуляции массами.
"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк" — такая цитата содержится в Полном собрании сочинений вождя мирового пролетариата (5-е изд. - Т. 44. - С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским).

В действительности фраза выглядела иначе: "Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино", и написаны эти слова не вождём. Так их передал нарком просвещения Анатолий Луначарский 29 января 1925 года в письме кинорежиссёру Григорию Болтянскому, вспоминая по его просьбе разговор трёхлетней давности, состоявшийся в феврале 1922 года. Болтянский опубликовал цитату в книге "Ленин и кино", а полный текст письма впервые появился в январском номере журнала "Советское кино" за 1933 год. При этом речь о важнейшем из искусств действительно шла в контексте лютой безграмотности россиян.

-3

Даже после реализации нацпроекта "Ликбез" и ликвидации безграмотности — народ остался неграмотным и продолжает не понимать смысла текстов до сих пор...
...а в те поры важнейшее из искусств получало щедрую поддержку на госдарственном уровне и развивалось в масштабах всего Советского Союза — от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей.

Свидетельством стали фильмы национальных киностудий, в том числе кинохит 1928 года "Не заставляйте девушек выходить замуж", снятый в Закавказской ССР. Все ведь помнят, что в начале и в конце существования Советского Союза республик было не пятнадцать? А фильм почти столетней давности не теряет актуальности на исходе первой четверти XXI века — особенно на фоне громких заявлений нынешних исламистов о юридической допустимости многожёнства и фактического существования многожёнства в ряде регионов России.

-4

В мире 28 декабря объявлено Международным днём кино. Он то считался российским праздником, то чиновники вспоминали, что у России особенный путь, и переносили праздник на 27 августа, то возвращали его к исторической хронологии, то переносили снова. Номинально с 2002 года он опять перенесён, хотя никто не мешает россиянам и 28 декабря вместе с прогрессивным человечеством порадоваться чуду движущихся изображений на экране.

С праздником.

ВНИМАНИЕ!

Возможность комментировать наиболее занимательные и острые публикации, а порой и вступать в переписку с автором с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Это недорого и приятно. Идёт селекция, естественный отбор: чем тоньше сито, тем интересней публика и увлекательней общение.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.