Найти в Дзене

Жилин и Дина: история дружбы

Дина – второстепенная героиня в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", однако она играет ключевую роль в развитии сюжета. Отношение Дины к Жилину претерпевает изменения в ходе развития действия. 1. Глава 2- Страх чужака и любопытство. Девочка впервые появляется во 2 главе рассказа. Когда Жилин просит у татар пить, то «черноватый» татарин зовет свою дочь и она приносит воды в жестяном кувшинчике. Жилин видит, что она очень похожа на своего отца, «черноватого» татарина, который на вид приветливее и добрее, чем «красный» татарин – тот, что взял Жилина в плен. Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Обратим сразу внимание на интересный художественный прием при описании портрета Дины и ее отца. Это – оксюморон (соединение несоединимого): глаза у обоих и черные, и светлые одновременно. При дальнейшем чтении мы поймем, что черные они только цветом своим, зато свет доброй души, спо

Дина – второстепенная героиня в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", однако она играет ключевую роль в развитии сюжета. Отношение Дины к Жилину претерпевает изменения в ходе развития действия.

1. Глава 2- Страх чужака и любопытство.

Девочка впервые появляется во 2 главе рассказа. Когда Жилин просит у татар пить, то «черноватый» татарин зовет свою дочь и она приносит воды в жестяном кувшинчике. Жилин видит, что она очень похожа на своего отца, «черноватого» татарина, который на вид приветливее и добрее, чем «красный» татарин – тот, что взял Жилина в плен.

Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая.

Обратим сразу внимание на интересный художественный прием при описании портрета Дины и ее отца. Это – оксюморон (соединение несоединимого): глаза у обоих и черные, и светлые одновременно. При дальнейшем чтении мы поймем, что черные они только цветом своим, зато свет доброй души, способной на любовь и дружбу, ярко отражается в них.

А чуть позже мы также встретим в рассказе сравнение Дининых глаз со звездочками, которые также будут светить для Жилина в темноте его ямы (и здесь опять тот же контраст черного и светлого в портрете Дины).

При первой встрече Дина просто глядит на Жилина «как на зверя какого», с любопытством – «глаз не спуская смотрит», а также со страхом, убегая от него прыжками, «как коза дикая».

2. Глава 3- Благодарность за игрушки.

В следующий раз мы встречаемся с героиней в 3 главе.

Пленного Жилина кормили очень плохо, лишь хлебом и водой, «а иногда и вовсе тесто непеченое». А Дина начала его подкармливать нормальной едой. Случилось это потому, что главный герой начал делать куклы, которые очень понравились девочке. В первый раз Жилин поставил куклу на крышу сарая, а сам спрятался. «Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала».

То есть Дина побаивается, что взрослые татары не разрешат ей играть в куклы, но все же решилась и взяла подарок. Она сразу очень привязалась к своей кукле - играет с ней в дочки-матери с раннего утра:

«На утро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает».

Тогда Жилин сделал для нее куклу еще лучше. После этого она и начала ему носить молоко вместо воды. Он поблагодарил ее, а она обрадовалась, что смогла доставить ему радость так же, как он ей доставил большую радость своими подарками.

Как взрадуется Дина!— Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и убежала. И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить.

Крадучи – это значит крадучись, незаметно от взрослых, потому что они бы ее наказали за это. Также она начала ему исподтишка, рискуя быть наказанной, носить сырные лепешки и мясо:

«А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит».

Из этих поступков Дины мы видим, что девочка обладает такими качествами души, как благодарность (искреннее горячее желание воздать добром за добро, не принимать подарки как должное), а также смелость, способность идти на риск. В этом плане она явно не чета другому второстепенному герою, Костылину, который, скажем прямо, по части храбрости явно не дотягивает до своего товарища.

И вообще в конце рассказа мы поймем, что Дина в целом противопоставлена Костылину в плане таких качеств, важных для истинного товарища, как верность и самоотверженность.

Но здесь в 3 главе мы пока еще не знаем, какой мотив ее действий. Совершает ли она все эти добрые поступки просто из детского желания получать больше кукол и игрушек, которых она никогда не видела в своем ауле? Или скорее из подросткового желания рисковать, нарываться на приключения и проявлять непослушание родителям, тайком одаривая пленного вкусняшками?

Скорее всего, конечно, и то и другое. Но мы узнаем позже, что есть и еще кое-что.

3. Глава 6- бескорыстная помощь и искренняя привязанность

В следующий раз Дина появляется только в 6 главе, когда Жилина уже посадили в трехметровую яму.

«Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали».

У Жилина в этот момент пропадает надежда, но она вновь появляется лишь благодаря Дине. Девочка не оставила его в беде, не присоединилась к своей семье и аулу в желании жестко наказать пленника за побег. Наоборот, она приносит ему нормальную еду, а также ягоды:

Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина.

И девочка стала для него единственной и последней надеждой. Не случайно теперь ее глаза будут светить ему подобно звездам.

Видит: Дина присела на корточки, коленки выше головы торчат, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки;

Здесь это сравнение не случайно, поскольку звезды - символ света и пути в состоянии полного мрака. Так и Дина станет для героя выходом из его тупиковой ситуации.

В этой последней главе важна перемена в характере их отношений. Со стороны Дины эта дружба сильно видоизменяется, становится абсолютно бескорыстной. В этот последний раз она уже не за куклами к нему пришла, они больше ей не нужны, а только ради того, чтобы помочь ему, предупредить о смертельной опасности:

Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему. Жилин взял и говорит:— Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот! — Стал ей швырять по одной. А она головой мотает, не смотрит.— Не надо, — говорит. Помолчала, посидела и говорит: — Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.

Жилин попросил ее принести палку, чтобы выбраться из ямы, но сделать это девочка смогла только ночью, когда многие уехали из дома. Главный герой не особо верил в то, что девочка наберется смелости так рисковать собой. Но именно это случилось. Дина дейтсвительно помогла пленнику в ту же ночь.

Он также проявляет о ней заботу и говорит ей быстрей убегать обратно, чтобы девочки не хватились. Она послушалась его и отнесла шест на место, но когда он уже начал сбивать колодку, она вернулась опять к нему, рискуя собой, потому что она привязалась к нему и не хочет с ним расставаться. Она дала ему лепешек, пыталась ему помочь отбить колодку и заплакала от того, что не получилось.

Итак, Дина к концу рассказа перестала быть просто татарской девочкой, которая воспринимает пленного как любопытного чужака. Теперь она всем сердцем за него переживает, крепко к нему привязалась, как будто он ей родной человек.

Жилин на прощание назвал ее ласково «Динушка» и погладил ее по голове, отчего она заплакала и убежала. Расставание далось ей нелегко, ведь она искренне полюбила Ивана. Межнациональный раздор не помешал этой дружбе.

Фильм "Кваказский пленник" 1975 г.
Фильм "Кваказский пленник" 1975 г.