В предыдущем посте мы говорили о статьях доходов государственного бюджета РИ. Пришла пора поговорить и о расходах перед Первой мировой войной, а также о сбалансированности бюджета. Довоенные данные были удобно собраны в рамках проекта "Динамика экономического и социального развития России в XIX - начале XX вв." исторического факультета МГУ.
Вполне ожидаемо, расходы государства на тот момент были значительно более разнообразными и менее сконцентрированными по отраслям в сравнении с доходами, которые на 60% зависели от казённой винной операции, казённых железных дорог и таможенных доходов (впрочем, спиртовая монополия сыграет важную роль и в сегодняшней заметке).
Направления расходов в материалах министерства финансов РИ были представлены следующие (в порядке убывания расходов на 1913, более детально на рисунке 1):
- министерство путей сообщения - эксплуатация и строительство казённых железных дорог, покупка и улучшение частных железных дорог
- военное министерство - все вопросы финансирования сухопутных войск
- министерство финансов - управление финансами государства, до 50% трат министерства приходились на операционные расходы по казённой винной операции
- система государственного кредита - кредитование важных для государства направлений, от трети до половины расходов приходились на обслуживание железнодорожных долгов
- морское министерство - все вопросы финансирования военно-морского флота
- МВД
- министерство народного просвещения
- главное управление землеустройства и земледелия - все вопросы, касающиеся сельского хозяйства, кустарной и лесной промышленности
- министерство юстиции
- министерство торговли и промышленности
- ведомство Святейшего Синода - все вопросы финансирования православной церкви
- министерство императорского двора - обеспечение деятельности императорского двора
- высшие государственные учреждения - финансирование государственных органов, не попадавших в прочие категории
- МИД
- государственный контроль - государственный аудит, до 40% уходило на железнодорожный контроль
- главное управление государственного коннозаводства - почётная 0.1% от расходов на коней для государственных (включая оборонные) задач
- прочие экстренные расходы
Для сравнения распределение доходов представлено на рисунке 2. Хорошо видно, что доходы от казённых железных дорог и спиртовой монополии (через минфин) требуют для своего обеспечения высоких инвестиций со стороны государства, с которыми могут соперничать только расходы на сухопутные войска и ВМФ, которые суммарно дают до 26% от общей суммы. Второй крупнейший среди всех граф рост доли расходов морского министерства с 6 до 7.5% произошёл на фоне строительства сразу трёх серий линкоров: “Севастополь” (все 4 корабля вступили в строй к 1914), “Императрица Мария” (3 вступили в строк 1917, ещё 1 был спущен на воду, но не был завершён и распилен на металл в 1927) и “Измаил” (4 были спущены на воду, но не завершены, 3 из них в 1923 были проданы Германии на металл, ещё один оставшийся в начале 1930-х был распилен на металл, часть его котлов была отправлена на “Гангут” (тип “Севастополь”), а 3 356-мм орудия на ТМ-1-14 обороняли Ленинград в составе 11-й батареи 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады). Первым крупнейшим стал трёхкратный рост расходов министерства народного просвещения (из категории “лучше поздно, чем никогда”).
При этом на всей дистанции перед ПМВ государственный бюджет продолжал оставаться профицитным (рисунок 3), даже на фоне русско-японской войны и революции 1905 года. После начала стабилизации ситуации в стране доходы бюджета росли в среднем на 6% в год, а расходы на 5.7%, постоянно увеличивая положительный разрыв.
Возвращаясь к доходности казённой винной операции и казённых железных дорог (на последние шли деньги не только напрямую от министерства путей сообщения, но и через государственный контроль, а также систему государственного кредита), на рисунке 4 мы можем увидеть значимо различающуюся картину: стабильно высокое сальдо для спирта и убыточность железных дорог на большей части исследуемого отрезка. Как уже упоминалось в прошлый раз, изначально огромная доля железных дорог в стране были частными, но очень убыточными, что привело к их массовому выкупу государством во времена С.Ю.Витте. Только к 1911 удалось вывести этот сектор в небольшой плюс (необходимо отметить, что в отчётности за 1912 расходы государственного контроля на железные дороги перестали быть отдельной графой, в 1913 к этой проблеме добавилось аналогичное удаление расходов системы государственного кредита на железнодорожные долги, из-за чего прибыльность ж/д на графике в 1912 и 1913 получена оценочно на уровне предыдущих значений указанных статей). По остальным направлениям, к сожалению, труднее соотносить источники доходов и расходов, поэтому вынуждены ограничиться указанными двумя.
После взгляда на обе стороны бюджета ещё ярче становится видно, как много было потеряно для экономики страны из-за начала ПМВ и всех последовавших за этим событий, но с этим мы ничего поделать уже не сможем.
Автор: Андрей Лебедев