Найти в Дзене
Cat_Cat

Расходы государственного бюджета Российской империи за 1903-1913 года

В предыдущем посте мы говорили о статьях доходов государственного бюджета РИ. Пришла пора поговорить и о расходах перед Первой мировой войной, а также о сбалансированности бюджета. Довоенные данные были удобно собраны в рамках проекта "Динамика экономического и социального развития России в XIX - начале XX вв." исторического факультета МГУ.

Вполне ожидаемо, расходы государства на тот момент были значительно более разнообразными и менее сконцентрированными по отраслям в сравнении с доходами, которые на 60% зависели от казённой винной операции, казённых железных дорог и таможенных доходов (впрочем, спиртовая монополия сыграет важную роль и в сегодняшней заметке).

-2

Направления расходов в материалах министерства финансов РИ были представлены следующие (в порядке убывания расходов на 1913, более детально на рисунке 1):
- министерство путей сообщения - эксплуатация и строительство казённых железных дорог, покупка и улучшение частных железных дорог
- военное министерство - все вопросы финансирования сухопутных войск
- министерство финансов - управление финансами государства, до 50% трат министерства приходились на операционные расходы по казённой винной операции
- система государственного кредита - кредитование важных для государства направлений, от трети до половины расходов приходились на обслуживание железнодорожных долгов
- морское министерство - все вопросы финансирования военно-морского флота
- МВД
- министерство народного просвещения
- главное управление землеустройства и земледелия - все вопросы, касающиеся сельского хозяйства, кустарной и лесной промышленности
- министерство юстиции
- министерство торговли и промышленности
- ведомство Святейшего Синода - все вопросы финансирования православной церкви
- министерство императорского двора - обеспечение деятельности императорского двора
- высшие государственные учреждения - финансирование государственных органов, не попадавших в прочие категории
- МИД
- государственный контроль - государственный аудит, до 40% уходило на железнодорожный контроль
- главное управление государственного коннозаводства - почётная 0.1% от расходов на коней для государственных (включая оборонные) задач
- прочие экстренные расходы

-3

Для сравнения распределение доходов представлено на рисунке 2. Хорошо видно, что доходы от казённых железных дорог и спиртовой монополии (через минфин) требуют для своего обеспечения высоких инвестиций со стороны государства, с которыми могут соперничать только расходы на сухопутные войска и ВМФ, которые суммарно дают до 26% от общей суммы. Второй крупнейший среди всех граф рост доли расходов морского министерства с 6 до 7.5% произошёл на фоне строительства сразу трёх серий линкоров: “Севастополь” (все 4 корабля вступили в строй к 1914), “Императрица Мария” (3 вступили в строк 1917, ещё 1 был спущен на воду, но не был завершён и распилен на металл в 1927) и “Измаил” (4 были спущены на воду, но не завершены, 3 из них в 1923 были проданы Германии на металл, ещё один оставшийся в начале 1930-х был распилен на металл, часть его котлов была отправлена на “Гангут” (тип “Севастополь”), а 3 356-мм орудия на ТМ-1-14 обороняли Ленинград в составе 11-й батареи 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады). Первым крупнейшим стал трёхкратный рост расходов министерства народного просвещения (из категории “лучше поздно, чем никогда”).

-4

При этом на всей дистанции перед ПМВ государственный бюджет продолжал оставаться профицитным (рисунок 3), даже на фоне русско-японской войны и революции 1905 года. После начала стабилизации ситуации в стране доходы бюджета росли в среднем на 6% в год, а расходы на 5.7%, постоянно увеличивая положительный разрыв.

-5

Возвращаясь к доходности казённой винной операции и казённых железных дорог (на последние шли деньги не только напрямую от министерства путей сообщения, но и через государственный контроль, а также систему государственного кредита), на рисунке 4 мы можем увидеть значимо различающуюся картину: стабильно высокое сальдо для спирта и убыточность железных дорог на большей части исследуемого отрезка. Как уже упоминалось в прошлый раз, изначально огромная доля железных дорог в стране были частными, но очень убыточными, что привело к их массовому выкупу государством во времена С.Ю.Витте. Только к 1911 удалось вывести этот сектор в небольшой плюс (необходимо отметить, что в отчётности за 1912 расходы государственного контроля на железные дороги перестали быть отдельной графой, в 1913 к этой проблеме добавилось аналогичное удаление расходов системы государственного кредита на железнодорожные долги, из-за чего прибыльность ж/д на графике в 1912 и 1913 получена оценочно на уровне предыдущих значений указанных статей). По остальным направлениям, к сожалению, труднее соотносить источники доходов и расходов, поэтому вынуждены ограничиться указанными двумя.

После взгляда на обе стороны бюджета ещё ярче становится видно, как много было потеряно для экономики страны из-за начала ПМВ и всех последовавших за этим событий, но с этим мы ничего поделать уже не сможем.

Автор: Андрей Лебедев