Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Дом в Клину, который должен посетить каждый: Здесь провёл последние годы жизни П.И. Чайковский

В один из праздничных новогодних дней мы посетили Клин, подмосковный городок на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы. Зимой 1941 Клин оказался в центре великой битвы под Москвой. Кровопролитные бои шли здесь за каждую пядь земли. Но в ноябре город всё же был занят немцами. В доме Чайковского на первом этаже устроили гараж, на втором этаже была солдатская казарма. Дом очень сильно пострадал, был разграблен. К счастью, всё самое ценное успели заблаговременно вывезти в город Воткинск, на родину Чайковского. Из Клина по железной дороге отправили два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и рукописи Петра Ильича, его архив и библиотеку. ​​​​Дом, к счастью, уцелел. 15 декабря 1941 Клин освободили. 16 декабря Евгений Петров, бывший фронтовым корреспондентом, писал: Побывал я и в домике Чайковского. Это была давнишняя моя мечта – увидеть то, о чём я столько раз читал: уголок у окна, где Чайковский писал 6-ю симфонию и смотрел на свои любимые три берёзки, его
Оглавление

В один из праздничных новогодних дней мы посетили Клин, подмосковный городок на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы.

Зимой 1941 Клин оказался в центре великой битвы под Москвой. Кровопролитные бои шли здесь за каждую пядь земли. Но в ноябре город всё же был занят немцами. В доме Чайковского на первом этаже устроили гараж, на втором этаже была солдатская казарма. Дом очень сильно пострадал, был разграблен. К счастью, всё самое ценное успели заблаговременно вывезти в город Воткинск, на родину Чайковского. Из Клина по железной дороге отправили два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и рукописи Петра Ильича, его архив и библиотеку.

​​​​Дом, к счастью, уцелел. 15 декабря 1941 Клин освободили. 16 декабря Евгений Петров, бывший фронтовым корреспондентом, писал:

Побывал я и в домике Чайковского. Это была давнишняя моя мечта – увидеть то, о чём я столько раз читал: уголок у окна, где Чайковский писал 6-ю симфонию и смотрел на свои любимые три берёзки, его рояль, книги и ноты.
Лучше бы я не приходил в домик Чайковского. То, что сделали в нём немцы, так отвратительно, чудовищно, тупо, что долго ещё буду я вспоминать об этом посещении с тоской... Стадо взбесившихся свиней не могло бы так загадить дом, как загадили его немцы.

Уже 1 марта 1942 музей Чайковского снова распахнул свои двери. В 1944 из Воткинска вернулись вывезенные ценности (вернее, бесценности). И сейчас здесь всё воссоздано так, как было при Петре Ильиче. Полностью сохранена бытовая обстановка последних лет его жизни, его мебель, личные вещи, а также его библиотека и архив – наследие гениального композитора.

Создателями музея были:

  • Модест Ильич Чайковский – младший брат Петра Ильича;
  • Владимир Львович Давыдов – племянник и наследник авторских прав Чайковского;
  • Алексей Иванович Софронов – верный слуга композитора, который наследовал его движимое имущество.

Большую часть жизни у Чайковского не было своего дома, он постоянно переезжал с одного места на другое. Он не хотел жить в Москве или Петербурге и, не имея средств для покупки дома, искал для аренды дом в тихом загородном месте, неподалёку от обеих столиц. Пётр Ильич постоянно гастролировал и должен был после утомительных гастрольных поездок полностью отдавать себя творчеству в тишине, на природе.

Он любил уединённую жизнь. Природа была для него источником вдохновения.

В мае 1892 он поселился в Клину, арендовав дом у местного мирового судьи, статского советника Виктора Степановича Сахарова. Дом находился на самой окраине Клина (который тогда был больше похож на деревушку, чем на город), за садом начиналась дорога в Санкт-Петербург. ​​​​​​​

-4

Построенный в 1870-х двухэтажный деревянный дом – скромный, совсем небольшой, но аккуратный и очень нарядный. Он окружён парком. В парке – липы, берёзы, вязы, кусты сирени. Ландыши, которые Чайковский очень любил.

Над входом в торцевой стороне дома – крытый балкон-фонарик с разноцветными стёклами, украшенный башенкой с чешуйчатой крышей:

-6

На двери – табличка:

«П.И. Чайковский
Приём по понедельникам и четвергам от 3 до 5 ч.
Дома нет
Просят не звонить».
«П.И. Чайковский Приём по понедельникам и четвергам от 3 до 5 ч. Дома нет Просят не звонить».

И вот мы переступаем порог этого дома...

Комната Алексея Софронова

На первом этаже находится комната, которую занимала семья Алексея Ивановича Софронова, верного слуги Петра Ильича. Сейчас здесь небольшой выставочный зал и оформлена большая витрина, изготовленная по специальному заказу М.И. Чайковского в 1903. В ней размещены предметы гардероба Петра Ильича и его личные вещи:

Особый экспонат – дирижерская палочка, попавшая к нему в 1889 по завещанию пианиста А. Гензельта:

Гензельт был знаком с Шуманом и Мендельсоном, и палочка, по легенде, принадлежала одному из них. Пётр Ильич отвёз её к Фаберже и заказал украсить серебряными лавровыми листочками. Он считал этот подарок самым драгоценным из всех, когда-либо полученных.

В старинной витрине можно увидеть серебряный лавровый венок, партитуру оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе, дорожный погребец, на каждой чарке которого выгравировано название произведения Чайковского:

-10

Столовая

В столовую Пётр Ильич спускался обедать (завтракал и ужинал он наверху). Летом окна и двери в парк открывались, и обед проходил в окружении цветов и деревьев.

В столовой сохранился дубовый гарнитур: раздвижной стол, 12 стульев с тростниковыми вставками, шкафы и буфет, украшенные искусной ручной резьбой. В шкафу фарфоровая посуда тверской фабрики Кузнецовых и английской фабрики Веджвуд.

На окнах льняные портьеры, украшенные вышивкой и кружевом, сплетённым на коклюшках, работа кузины Петра Ильича, А.П. Мерклинг.

Обед в доме всегда подавался в час. Однажды Алексей Софронов пригласил Чайковского обедать без четверти час. Пётр Ильич посмотрел на часы и сказал, что он может работать ещё целых 10 минут.

По широкой лестнице поднимаемся на второй этаж в прихожую: двустворчатый платяной шкаф, вешалка для пальто с полкой для шляп и подставкой для тростей.

Дорожные сундуки и шляпная коробка на два цилиндра. Эти вещи сопровождали Чайковского в его гастрольных поездках.

Кабинет-гостиная

Как и во всех остальных комнатах, здесь все экспонаты подлинные. Кавказские ковры были приобретены Петром Ильичом во время гастролей в Тифлисе, он бывал там часто. В Тифлисе его встречали по-восточному пышно, однажды привезли целую подводу его любимых ландышей, чтобы украсить его ложу в театре.

За этим письменным столом Пётр Ильич писал письма – гостиная служила не только для приёма гостей, но и была кабинетом, где Чайковский работал:

-13

Порой он писал до 20 писем в день! А всего им написано около 7 000 писем.

На письменном столе предметы, принадлежавшие Петру Ильичу: очки, чернильница, пресс-папье, курительные трубки, ключи для настройки рояля, камертон. Фотография Надежды Филаретовны фон Мекк с дочерью Людмилой (Милочкой):

-14

Н.Ф. фон Мекк и Чайковский вели переписку 13 лет, написали друг другу 1220 писем (Чайковский вдвое больше, чем Надежда Филаретовна), но ни разу не встречались лично. О Милочке она часто рассказывала Петру Ильичу в своих письмах. Чайковский в одном из писем ей отвечал:

… Пожалуйста, передайте мое глубочайшее уважение г-же Милочке и скажите ей, что я глубоко польщен ее вниманием. Целую у ней ручку и прошу продолжать ее лестное благоволение ко мне. А должно быть, прелестная особа эта Милочка!

Надежда Филаретовна все эти годы помогала Чайковскому материально: шесть тысяч рублей в год была огромной по тем временам суммой. Профессор консерватории (Чайковский был профессором Московской консерватории) получал примерно 1,5 тысячи в год. Помощь Н.Ф. фон Мекк позволила Петру Ильичу оставить службу и заниматься только творчеством. Чайковский неоднократно жил у Надежды Филаретовны в её особняке на Гоголевском бульваре, 12.

Пять лет они обсуждали в письмах тему, как бы им породниться. Наконец, в 1884 состоялась свадьба между сыном Надежды Филаретовны Николаем Карловичем и племянницей Чайковского Анной Львовной, дочерью его сестры Анны Ильиничны Давыдовой.

Стеклянная горка с сувенирами:

-15

Но царит здесь рояль: кабинетный рояль петербургской фирмы «Якоб Беккер», подаренный Чайковскому в 1885 владельцем фабрики Павлом Леонтьевичем Петерсоном:

-16

Чайковский был хорошим пианистом, но не выступал из-за своей застенчивости, играл только дома с друзьями, любил играть в четыре руки. В 47 лет он всё-таки стал выступать как дирижёр и быстро приобрёл известность, путешествовал с гастролями очень много. С невероятным успехом гастролировал в Америке, во многих городах, его везде тепло принимали. В Нью-Йорке он дирижировал оркестром на открытии Карнеги-Холла.

Рояль прослужил Чайковскому восемь лет. Он настроен и до сих пор прекрасно звучит. Право играть на нём предоставляется самым выдающимся музыкантам. На нём играли Давид Ойстрах и Генрих Нейзауз, Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. И Ван Клиберн, которого здесь встречал младший племянник Петра Ильича Юрий Львович Давыдов.

В книжных шкафах – книги и ноты. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, годовые комплекты журналов «Русский вестник», «Вестник Европы», «Исторический вестник». Чайковский считал чтение одним из величайших удовольствий в жизни.

-17

Сборники произведений Грига, Рахманинова, Римского-Корсакова с автографами, партитуры опер М. Глинки, полное собрание сочинений Моцарта.

Уголок для чтения:

-18

На столе, покрытом скатертью ручной работы – альбомы и сафьяновая шкатулка с фотографиями.

Спальня П.И. Чайковского

В смежной с кабинетом-гостиной спальне также подлинные металлическая кровать с пружинным матрасом и шерстяным вязаным крючком покрывалом:

-19

Кровать была приобретена А.И. Софроновым весной 1888.

Очень трогательно выглядят стоящие перед кроватью домашние туфли Петра Ильича, зелёные, из кожи и сукна, на небольшом каблучке, с вышитыми шерстью птицами, сидящими на ветвях шиповника:

-20

Туфли подарила в конце 1880-х Настасья Васильевна Попова, двоюродная сестра Петра Ильича по отцовской линии.

Умывальные принадлежности тоже подлинные:

-21

Спальня, как и гостиная, была одновременно и кабинетом. Здесь Пётр Ильич писал свою божественную музыку. Он работал ежедневно, в одно и то же время: с 9 утра до часу дня. Он говорил, что «вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Вот за этим столом, сделанным из берёзы клинскими мастерами в 1885, были написаны четыре оперы («Чародейка», «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта»), три симфонии («Манфред», Пятая и Шестая симфонии), два балета («Спящая красавица» и «Щелкунчик»), романсы и фортепианные сочинения (а я-то думала, что музыку сочиняют сидя за роялем).

В марте 1893 была закончена Шестая симфония:

В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу.

В октябре 1893 был закончен Третий фортепианный концерт.

Несколько гостевых комнат

Они находятся на втором этаже.

Флигель С.И. Танеева

Во флигеле представлена экспозиция, посвященная жизни и творчеству ученика Чайковского по классу композиции Московской консерватории, знаменитого композитора, пианиста и педагога Сергея Ивановича Танеева:

Дом в Клину оказался на редкость удобным. Все помещения были изолированными, поэтому кабинет и спальни позволяли уединиться. Дом настолько полюбился Петру Ильичу, что он собирался приобрести его в собственность. В одном из писем он писал:

Мне нигде не работалось так хорошо. Ни блеск швейцарских озёр, ни пышное цветение флорентийской весны не пробуждали во мне того волнения, которое я испытывал здесь при виде чахлого осинового перелеска. Эти дороги, лопухи, покосившиеся сараи, деревенские церквушки трогают меня до слёз.


Однако осуществить своё намерение Чайковский не успел.

В начале октября 1893 он выехал из Клина в Петербург, где 16 октября в зале Дворянского собрания состоялось первое публичное исполнение Шестой («Патетической») симфонии – Пётр Ильич дирижировал сам.

23 октября он планировал вернуться в Клин.

Первое исполнение Шестой симфонии успеха не имело:

С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением.


Этот концерт стал последним в жизни Чайковского. Ему было всего 56. Он был совершенно здоров. Утром 21 октября почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. 25 октября 1893 П.И. Чайковский скончался в 3 часа пополуночи «неожиданно и безвременно», в Петербурге, в квартире своего брата Модеста Ильича на Малой Морской, 13.

Надежда Филаретовна фон Мекк не смогла пережить смерть Петра Ильича: она умерла спустя два месяца.

Спустя год Модест Ильич решил основать в доме музей и выкупил его у владельца.

Пристройка

Чтобы мемориальные комнаты оставались в неприкосновенности и в них мог работать музей, Модест Ильич сделал к дому пристройку, в одной комнате которой в 1897 поселился он сам:

Здесь Модест Ильич работал над книгой о Чайковском. В процессе работы над этим фундаментальным трудом им был собран огромный материал: рукописи, письма, воспоминания современников, афиши спектаклей, концертов – всё это стало основой архива создаваемого им музея. Он был не тлько создателем музея, но и его первым директором, хранителем и научным сотрудником.

В другой комнате пристройки, напротив, поселился Владимир Львович Давыдов, племянник Петра Ильича, сын его сестры Александры:

Стены и потолки здесь обшиты сосной и украшены резьбой, выполненной клинскими мастерами.

На письменном столе – последняя фотография Петра Ильича, с дарственной надписью «Бобу для письменного стола» (Боб было домашнее прозвище Владимира Львовича):

-28

21 декабря 1894 дом-музей П.И. Чайковского открыл свои двери для всех. Все вещи в доме находятся там, где оставил их, уезжая в Петербург, Пётр Ильич.

Модест Ильич был известным драматургом, педагогом, переводчиком, либретистом. Широчайшая образованность и разносторонняя деятельность позволяли ему участвовать в работе различных обществ: Русского театрального и Общества русских драматических писателей, быть членом Главной дирекции музыкального общества. За новое для себя дело – создание музея – он принялся с необычайной энергией. Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но и собрал огромное количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и других уникальных материалов.

Создавая музей, Модест Ильич надеялся, что он просуществует лет 70, до тех пор, пока не уйдёт поколение, знавшее Чайковского живым. Он ошибся. В декабре 2024 музей отметил своё 130-летие, а посетителям всё нет конца. И никогда не будет. Чайковский – часть великой русской культуры, слушать его музыку и восхищаться ею будут всегда.

А этот уютный, тёплый дом в Клину хотя бы однажды в жизни должен посетить каждый. Если Вы никогда здесь не были, приезжайте непременно. Петр Ильич Чайковский Вас ждёт!

Адрес Мемориального музея-заповедника П.И. Чайковского: г. Клин, ул. Чайковского, д. 48. Выходные дни – среда и четверг.

В Клину мы также посетили Дом-музей Аркадия Гайдара: