Найти в Дзене
В Движении

Автомобильный мир Кубы: на чём ездят жители Острова Свободы. Цены-космос

Автомобильный парк Кубы уникален, как сама эта страна - причудливая смесь американской ретро-классики 1940-50-х, советских машин и относительно современных иномарок. Любой автомобиль из США на острове - не моложе 1959 года, и такие раритеты составляют почти треть всего транспорта. Эта "капсула времени" возникла после революции и прихода к власти Фиделя Кастро, когда новые машины и запчасти из Штатов перестали поступать. И так продолжалось более полувека! Классика Детройта на острове Свободы Около 60 000 из примерно 200 000 автомобилей Кубы - классические американские модели 40-50-х годов прошлого века. Блестящие Cadillac, Buick, Chevrolet, Ford, Chrysler, включая роскошные Impala и Imperial - словно сошедшие с рекламных плакатов и киноэкранов той эпохи. Многие сохранились в прекрасном состоянии, передаваясь из поколения в поколение как семейная реликвия. Встретить их можно повсюду - от шумной Гаваны до курортных Варадеро и Тринидада. Эти машины давно стали символом Кубы и важной ча

Автомобильный парк Кубы уникален, как сама эта страна - причудливая смесь американской ретро-классики 1940-50-х, советских машин и относительно современных иномарок.

Любой автомобиль из США на острове - не моложе 1959 года, и такие раритеты составляют почти треть всего транспорта.

Эта "капсула времени" возникла после революции и прихода к власти Фиделя Кастро, когда новые машины и запчасти из Штатов перестали поступать. И так продолжалось более полувека!

Классика Детройта на острове Свободы

Около 60 000 из примерно 200 000 автомобилей Кубы - классические американские модели 40-50-х годов прошлого века. Блестящие Cadillac, Buick, Chevrolet, Ford, Chrysler, включая роскошные Impala и Imperial - словно сошедшие с рекламных плакатов и киноэкранов той эпохи.

-2

Многие сохранились в прекрасном состоянии, передаваясь из поколения в поколение как семейная реликвия. Встретить их можно повсюду - от шумной Гаваны до курортных Варадеро и Тринидада.

Эти машины давно стали символом Кубы и важной частью туристического бизнеса. Они появились здесь не случайно: до революции Куба была популярным местом отдыха богатых американцев, свободно ввозивших сюда свои роскошные авто.

-3

Но часто за безупречно отполированными кузовами и хромом скрываются вовсе не родные "потроха". Оригинальных запчастей давно нет, и кубинские умельцы творят чудеса, собирая машины буквально из того, что под руку попадется.

Plymouth 1949 г
Plymouth 1949 г

Дело не только в дефиците з/ч. Бензин на Кубе стоит более $1 за литр при средней зарплате $50 в месяц. Неудивительно, что прожорливые V8 часто меняют на экономичные дизели от сельхозтехники или грузовиков.

-5

В таких условиях кубинские самоучки поневоле стали, похоже, лучшими в мире специалистами по превращению старых машин в "вечные двигатели"!

Привет из СССР

Куба немыслима и без советского автопрома. После революции новые машины сюда поставлял в основном СССР, и по острову расплодились старые добрые "Москвичи", "Волги", "Жигули" - по некоторым оценкам, до 100 000 штук!

-6

Эти неприхотливые и легкие в ремонте машины пришлись кубинцам по душе. Тем более, что с деталями к ним проще. А воткнуть движок от "копейки" в Chevrolet - обычное дело.

-7

Помимо советских, попадаются польские фиаты, французские Пежо 403/404 - Пятая республика была в неплохих отношениях с Кастро.

Новое время и перемены

Новые машины на Острове свободы - пока капля в море ретро-стиля. Долго почти все поставки шли для госнужд - автобусы, такси, служебный транспорт. К примеру, в 2018-м для такси закупили 344 Лада Веста, а полиция получила около 1500 Geely из Поднебесной.

-8

Лишь с 2011 г. кубинцы смогли приобретать новые авто - правда, по космическим ценам с безумными накрутками и только, через государственную прокладку.

-9

Например, в 2014 году, чтобы приобрести Peugeot 508 нужно было раскошелиться на $262 000! И естественно без всякой гарантии и сервиса - обслуживание, как и последние полвека, забота самих владельцев.

Рынок оживает крайне медленно. Если в 2014-м новые авто купили лишь 50 человек, то в 2018-м - уже 4500. Но пандемия опять откинула продажи назад. Крупно подрос спрос только в 2021-м - на 46%, до 2209 машин.

-10

Всему виной монополия госкомпании CIMEX, которая сама придумывает цены на автомобили, тем самым душит импорт, и б/у сегмент. Кубинцам запрещено покупать машины самим за границей, под табу всё, связанное с США - от марок до технологий.

Впереди пока Peugeot, за ним Kia, Renault, китайский BYD. Недавно открылся и первый сайт частных авто-объявлений "autocubana". Экземпляры там попадаются совершенно невероятные!

Такси и транспорт

Личным транспортом кубинцы пользуются редко - новые авто не по карману, а общественный не справляется. Его главная задача - доставлять людей на работу.

-11

Например, из окрестных городков и деревень в курортный Варадеро, где трудятся в отелях и кафе. Утром в Варадеро катит целый караван разномастной техники - от старой советской до подержанной китайской, но всего один муниципальный автобус.

-12

Частная альтернатива - маршрутки, страшненькие колымаги порой с деревянными лавками вместо сидений, куда набиваются люди с поклажей и курами. Проезд стоит около 100 руб, на порядок дороже гос. транспорта, но другого выхода нет.

Еще вариант - такси. Государственная CUBA TAXI использует относительно современные, но далеко не новые Renault, Kia, Lada. Стоимость сопоставима с российскими ценами. Куда круче поездка на ретро-кабриолете, но это уже скорее развлечение, для туристов!

Как выживают автомобили

До недавних пор нужные для ремонта детали делали кустарно или везли в багаже из-за границы - вплоть до моторов и коробок передач! Умельцы восстанавливали сломанное по много раз всеми возможными методами.

-14

Сегодня появились фирмы-импортеры з/ч. В госмагазинах продают кое-какие позиции (за валюту), но выбор скуден.

Нормального авторынка на Кубе нет. Поставки новых машин - прерогатива государства. Ввозить авто могут лишь некоторые частные компании, но пошлины так задирают цены, что торговля идет еле-еле. Хотя для гибридов и электромобилей налоги снизили, и их на дорогах прибавилось.

Сделки с ретро-машинами между людьми редки: авто тут не только роскошь, но и способ прилично зарабатывать на туристах. Так что расстаются с "кормилицей" лишь от отчаяния.

-15

А цены все равно космос: $50 000 за Buick 1950-х или $20 000 за старенький "Жигуленок"! Впрочем, в последние годы из-за оттока населения рынок просел: "копейка" ВАЗ подешевела до 7.000-10.000 долларов.

Заключение

Автомобильная Куба - словно параллельная реальность, страна, застывшая во времени под грузом истории. Старые американцы здесь - не просто транспорт, а душа острова, бережно хранимое наследие.

Их лелеют, передают по наследству, реанимируют из подручных средств. И пусть на горизонте маячат новые Geely и Peugeot, вряд ли они скоро потеснят местных легенд.

Авто
5,66 млн интересуются