Смотришь на Европу и сразу же понимаешь, что границы ныне существующих стран – отражение Средневековья и последующих воинственных эпох, когда сражаться приходилось за каждое поле, лесок и деревеньку. Из-за этого и границы XXI века – иссечённые, сложные, изломанные, с периодическими малообъяснимыми «перекосами» в сторону того либо иного государства.
Совсем другое дело Африка. Невольно создаётся впечатление, что многие государства просто махнули рукой на сложности картографирования и утомились от дележа саванн и пустынь, а потому руководители стран приложили к карте линейку и практически не глядя «нарезали» всю территорию Африканского континента ровными линиями. И действительно – именно здесь, чаще чем где бы то ни было на земном шаре, встречаются идеально ровные границы.
В чём же секрет? Ибо Африку ну никак не назовёшь мирной территорией, которая длительное время существовала без войн. Более того, именно здесь боестолкновения в XXIвеке случаются чуть ли не чаще, чем в других частях света (правда это спорно в текущих реалиях).
Давайте же разберёмся с этими загадками ровных границ и раз и навсегда поймём в чём же заключается секрет.
Бывшие колонии
Начать повествование придётся с главного – с европейского влияния, ибо ещё в прошлом веке большая часть стран Африки являлась колониями с центрами на территории Старого Света. Ох уж эта Европа – вечно ей не хватает места для того, чтобы обеспечить нужды собственного населения. А потому высокотехнологичные армии «лезут и лезут» в другие части света, покоряя малоразвитые (в технологическом плане) местные народы и выкачивая все имеющиеся ресурсы из той местности, которая становится колонией.
Естественно, боевые действия в африканских саваннах и пустынях шли не с той интенсивностью, что на территории Европы. Да и делили территории намного проще, время от времени действительно прикладывая к карте линейку либо уславливаясь не пересекать ту либо иную параллель. А потому границы прокладывались совершенно без учёта рельефа местности и вне интересов местных племён – то по воле европейских господ стало колонией Франции, а то – Германии. А что «на местах» - по боку.
Вот и вышло, что ряд государств – Чад, Мали, Мавритания, Алжир, Судан, Ливия и Египет, имеют невероятно ровные границы и в настоящем дне, что совершенно непостижимо через призму логики и здравого смысла. Но чтобы рассмотреть вопрос всесторонне, нам нужно также «увидеть» то, как Африка выглядела в доколониальную эпоху.
Доколониальная эпоха в Африке
Африка – одно из мест мира, где зародилась одна из первых человеческих цивилизаций – Древний Египет. Да, на самом севере, в наиболее благоприятных условиях и с «переходом» на Ближний Восток. Но всё-таки это была одна из самых сильных цивилизаций Древнего мира!
В свою очередь юг Африканского континента, отсечённый могущественной пустыней Сахара, практически не развивался в технологическом и культурном плане. А потому местные племена жили по тем же канонам, которые были установлены ещё в Каменном веке.
С течением лет на территории Африки возникали государства, схожие по своему строению с герцогствами и княжествами Европы. А потому местные правители с той же самой ретивостью делили поля, реки и леса. Более того, относились к этому вопросу намного ревностнее, чем европейские коллеги, ибо действительно ценных геологических объектов, плодородных земель и водных ресурсов было не так много.
Глобально, доколониальное африканское общество разделялось на оседлое и кочевое население. И это смешение было явным – Сахара «выжимала» африканцев всё ближе и ближе к побережью. А потому в отдельно взятой локации вполне себе могли сосуществовать племя земледельцев и племя скотоводов, что только множило напряжённость и приводило к постоянному конфликту интересов.
Всё меняется, когда приходят «они»
Всё поменялось, когда на континент высадились европейские первопроходцы. И, с учётом того, что ни одно местное племя не могло противостоять слаженному ружейному залпу, штыковой атаке в строю и артиллерийскому огню, ведущие мировые державы довольно быстро «раздербанили» континент между друг другом. Не ввязывалась во всеобщую свару только Россия – она осваивала земли Сибири и уже потихоньку переваливалась на Североамериканский континент.
Именно «они» накроили карту так, как показалось нужным и наиболее приемлемым. И именно «они» вовлекли местные племена в нескончаемый конфликт, когда представители одного и того же этноса, по воле сверху, оказывались по разные стороны баррикад.
Чтобы не быть голословной, приведу наиболее примечательный пример – пример Конго.
В доколониальную эпоху это африканское королевство было воистину огромным государством, чьи границы распространялись намного дальше, чем современные. Но в самом конце XVвека сюда прибыли французы и португальцы, которые ввязались в борьбу друг с другом. Как итог – и поныне некогда единый и могучий народ живёт в разных странах и кровно ненавидит своих «двоюродных братьев» за расхожую идеологию. А потому войны и социальные потрясения делают Конго одной из самых бедных стран мира – «спасибо» господам европейцам за это.
Заключение: «Парад независимостей»
«Парад независимостей» прокатился по Африке ближе к середине XX века. И благо, если хоть где-то колонизаторы оставляли после себя более-менее развитую инфраструктуру. Большинство территорий остались такими же, как до колонизации – дикими необжитыми и малопригодными для нормального существования.
Что делает озлобленная толпа в это время? Правильно – берёт в руки оружие и пытается обогатиться за счёт соседа. А потому, после «Парада независимостей» многие ровные границы снова были стёрты – началось вечное деление наиболее лакомых кусков африканского пирога.
Прошло достаточно много времени перед тем, как ситуация более-менее стабилизировалась. И ровные границы остались только там, где соседи либо смогли договориться, либо имели достаточно развитую инфраструктуру, чтобы держаться за местность, а не идти войной на соседа. Либо эти самые границы разделяют те регионы, которые и не нужны никому – окраины пустынь и самую безжизненную часть саванн.
На мой взгляд, именно эти ровные границы – настоящий памятник тёмному колониальному прошлому, когда человеческая жизнь не стоила и гроша, а интересы августейших особ и их европейских подданных могли ввергнуть в кровавое многолетнее противостояние миллионы сторонних африканских людей, вообще никак не были реально заинтересованы в ходе конфликта.