Найти в Дзене

Баядерка: танец

История культуры знает не так много имен, обладающих абсолютной, я бы сказала, магической силой, заставляющей помнить их даже тех людей, что не имеют никакого отношения к сфере их деятельности. Петипа принадлежит к числу таких избранных. Совсем не обязательно быть балетоманом или даже побывать на балетном представлении, чтобы на вопрос «знакома ли вам фамилия Петипа?» ответить не просто утвердительно, но — «конечно, да». Его вклад столь велик, что эхо сделанного им проникло в самые отдаленные уголки общества и прочно осело в сознании людей. Русский балет неотделим от Мариуса Ивановича. Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите. Однако, историческо-этнографическое правдо

История культуры знает не так много имен, обладающих абсолютной, я бы сказала, магической силой, заставляющей помнить их даже тех людей, что не имеют никакого отношения к сфере их деятельности. Петипа принадлежит к числу таких избранных. Совсем не обязательно быть балетоманом или даже побывать на балетном представлении, чтобы на вопрос «знакома ли вам фамилия Петипа?» ответить не просто утвердительно, но — «конечно, да». Его вклад столь велик, что эхо сделанного им проникло в самые отдаленные уголки общества и прочно осело в сознании людей. Русский балет неотделим от Мариуса Ивановича.

Мариус Иванович Петипа
Мариус Иванович Петипа

Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите. Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным.

Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев - сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени».

На премьере “Баядерки” произошла революционная для того времени вещь — М.Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянки. Екатерина Вазем — первая исполнительница Никии — как сам он о ней напишет: “Балерина поистине прекрасная”.

Еще один интересный факт — с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Только в 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Когда Чабукиани предложил свою версию, этот спектакль стал не только балеринским: роль Солора приобрела новое современное ей звучание. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько изменен и с тех пор не сходит с подмостков театра.

Брамин Данила Корсунцев и баядерка Мария Хорева. Фото А.Нефф
Брамин Данила Корсунцев и баядерка Мария Хорева. Фото А.Нефф

Важным фактом в истории сценической жизни этого балета было то, что с течением лет был упразднен четвертый акт. Существует много версий исчезновения грандиозного финала. В ряду легенд и мифов на эту тему приводится свидетельство балетмейстера Федора Лопухова о том, что четвертый акт не стали давать, потому что не стало рабочих, которые могут разрушить храм. Есть еще версия о том, что в 1924 году произошло в Петербурге наводнение, и декорации четвертого акта погибли. Существует и «идеологическая» версия о том, что «гнев богов», разрушающий в финале храм - неподходящее завершение советского балетного спектакля.

В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского (который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари) лишь изредка исполнялся акт «Тени». И только в 1991 году Юрию Григоровичу удалось оживить этот балет на сцене главного театра Москвы - он взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

Владимир Шкляров, «Баядерка», Мариинский театр
Владимир Шкляров, «Баядерка», Мариинский театр

В зарубежных театрах этот балет также существовал только в виде акта «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах.

К настоящему времени “Баядерка” была поставлена множеством хореографов и в разных декорациях. И хотя публика сегодня намного отличается от зрителей, увидевших первую постановку этого спектакля, балет о несчастной любви храмовой индийской танцовщицы и знатного воина Солора в постановке гения хореографии Мариуса Петипа и по сей день остается одним из самых зрелищных и знаменитых балетов в мировой хореографии.

«Баядерка», Мариинский театр
«Баядерка», Мариинский театр

Начиная с конца 70-х балет «Баядерка» был поставлен на таких знаменитых сценах, как Американский театр балета в Нью-Йорке, Гранд-опера в Париже, Шведский королевский балет, театр «Колон» в Буэнос-Айресе, Австралийский балетный театр балет, Гамбургский балет, театр Вельки в Варшаве, Муниципальный театр Рио-де-Жанейро и др.

Продолжение следует...

Читайте часть 1

Подпишитесь, чтобы не пропустить

Мария Хорева — честный балет от первого лица | Дзен