"Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырёх ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны. Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя через них нечистыми, чтобы быть через них нечистыми. Ибо Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно" (Лев. 11:41-47).
Бог обещал, что будет посылать пищу израильтянам в течение всего времени их пребывания в пустыне. Однако в своей кочевой жизни они столкнутся со всевозможными животными, обитающими в пустыне. Для еды люди имели не только манну и перепелов, они могли употреблять в пищу часть жертвенного мяса. Скот обеспечивал их молочными продуктами. Таким образом, рацион израильтян не был ограничен лишь манной и перепелами. Тогда почему Бог при таком изобилии в тех краях животных и растений, пригодных для питания, установил для Своего народа подобные ограничения? В данном уроке мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и разобраться в принципах, стоящих за Божьими повелениями.
Лев. 11:41-47 представляет собой как бы краткое резюме достаточно большого по объему закона, в котором подробно излагались строгие требования к израильскому народу. Бог скрупулезно не упускает ни одну деталь из их рациона. Его список охватывает все Его творения. Главу 11 можно представить в виде следующего плана:
I. Домашние животные (11:1-8)
II. Существа, живущие в воде (11:9-12)
III. Птицы (11:13-19)
IV. Все крылатые насекомые (11:20-24)
V. Трупы (11:24-26)
VI. Дикие животные (11:26-28)
VII. Пресмыкающиеся по земле и воде (11:29-31)
VIII. Очищение одежды и посуды, которые касались мертвой плоти (11:32-37)
IX. О пользовании стоячей и проточной водой (11:36-38)
X. Краткое резюме этих законов (11:41-47)
С позиции современности не всегда можно дать правильный ответ на вопрос, почему Бог что-то запрещал или что-то разрешал. Определенные ограничения касались как области гигиены (тела), так и духовной сферы (души). Можно говорить о каких-то законах в части продуктов питания, которые в условиях жары могли быстро испортиться и были небезопасны для здоровья. Можно также ссылаться на то, что многие виды животных того региона обожествлялись язычниками, окружавшими израильтян. В частности, это касалось египтян, из рабства которых был только что выведен и влияние которых еще сильно ощущал израильский народ. Но эти доводы не могут дать исчерпывающего объяснения, почему Бог установил такие ограничения. Некоторые толкователи запрет на употребление в пищу определенных видов животных во многих случаях объясняют аллегорией: якобы одни виды животных символизировали те или иные грехи, тогда как другие — моральные ценности. Но такая аллегория не находит поддержки в Писаниях. Например, мясо льва считалось нечистым, так как он передвигается на лапах (Лев. 11:27), но в то же время лев является священным символом нашего Господа — "льва из колена Иудина" (Отк. 5:5).
Законы о чистой и нечистой пище основаны на мудрости и воле Самого Бога. Призвав к Себе израильтян, Бог поставил Своей целью полностью отделить их от язычников, которые их окружали. Его законы о чистой и нечистой пище служили им ежедневным напоминанием о завете, который они заключили с Яхве, — завете, который выделял их среди народов, живших с ними по соседству. Израильтянам было запрещено иметь дело с чем-либо, что делало их нечистыми в глазах Бога. Напротив, они должны были жить, подражая Божьей святости. Благодаря ограничениям закона Моисеева устанавливались те высоконравственные нормы поведения, которые, по замыслу Бога, должны были соблюдать израильтяне. Кроме того, Бог напоминал им, Кто избавил их от рабства. Поэтому Он имел право указывать им, что делать и как себя вести. Он был непререкаемым главой израильского народа. Святость должна была стать их девизом в личной и общественной жизни. Духовная сторона жизни не отделялась от мирской. Бог заботился не только о духовном развитии израильтян, но и об их здоровье и благосостоянии. Таким образом, для Бога не существовало таких мелочей в жизни израильтян, которые Он посчитал бы недостойными Своего внимания. Бог хотел не просто дать им законы скинии, а стать неотъемлемой частью их жизни.
К сожалению, ветхозаветные принципы Моисеева закона стали порой неверно истолковываться. Об этом свидетельствуют учения некоторых религиозных групп, чьи церковные уставы до сих пор включают в себя запрет на употребление той или иной пищи. Но с другой стороны, в нашем истолковании благодати Нового Завета и его явного молчания о Моисеевом законе мы не должны упускать из виду важные принципы этих ограничений.
ПРИНЦИП ПОЛНОЙ ОТДАЧИ
Важный принцип, которому учит Новый Завет, состоит в том, что в отношениях с Христом участвует весь человек, а не только его духовная часть. Иисус учил, что мы должны полностью, без остатка посвящать себя небесному Отцу (см. Мф. 22:37-40). Павел, как и апостол Иоанн, дал отповедь гностическим воззрениям, объявив, что душа и тело связаны между собой. Павел наставлял колоссян не допускать, чтобы кто-либо навязывал им самовольные правила как средство приближения к Богу (Кол. 2:16-23). Но он также говорил им, что, стремясь к "горнему" (Кол. 3:1, 2), они должны сдерживать свои плотские побуждения, которые могут вернуть их на путь греха (Кол. 3:5-11). Галатам он перечислял грехи плоти, которых они должны были избегать (Гал. 5:19-21). Иоанн заявлял, что нельзя иметь общение с Богом в мыслях и жить неправедной жизнью (1 Ин. 1:6-10). Нужно соблюдать Слово Божье и поступать так, как поступал Иисус (1 Ин. 2:5, 6). Дитя Божье должно иметь не только веру, но и богоугодные дела (1 Ин. 3:22-24).
ПРИНЦИП КОМПРОМИССА
Второй принцип, которому учит нас Писание, заключается в том, что мы не только поддерживаем отношения с Богом, но и, будучи Его детьми, своим поведением оказываем непосредственное влияние на окружающий нас мир. Павел передал суть данного принципа следующим образом:
"Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1 Кор. 10:31-33).
Каким же образом новозаветная церковь следовала этому принципу? Для начала рассмотрим собрание в Иерусалиме, о котором рассказывается в Деян. 15. Некоторые иудеи пытались навязать иудейское законничество представителям другой культуры, которым были незнакомы традиции и обычаи иудаизма (Деян. 15:1). Этот вопрос был предметом споров в церкви и в последующие несколько десятилетий. Нужно ли было язычникам становиться иудеями, чтобы быть истинными христианами? Чарльз Ходж пишет: "Положение действительно было очень серьезным. Павел ничуть не преувеличивал... под угрозой оказалась неповрежденность евангелия". Необходимо отметить, что, при сохранении в неприкосновенности исходного учения евангелия Христа, в плане практического его применения христиане шли на определенные компромиссы, если того требовала ситуация. О таком компромиссе между иудеями и язычниками говорил Иаков:
"Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернения идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу" (Деян. 15:19-21).
Христиане следовали этому принципу, неся благую весть язычникам. Об этом же Павел писал в Коринф. Если что-то было соблазном для новообращенного христианина или несведущего язычника, то Павел учитывал это и был готов ради евангелия пересмотреть свое привычное поведение или действия (см. 1 Кор. 8:1-13; 10:23-33).
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ
Новообращенный может не отказываться от своих культурных традиций и обычаев, если они не нарушают духовных законов. О таком принципе Павел говорит в Рим. 14. Очевидно, христиане первого столетия ставили некоторые свои мнения в один ряд с Писаниями и навязывали свою точку зрения другим. Это касалось употребления той или иной пищи, обрядов и т.п. (см. Рим. 14:1-17). Павел говорит, что обе стороны являются служителями Христа и что нельзя осуждать других за их вкусы и предпочтения. Каждого Своего служителя Бог судит Сам. Сколько раз мы наши личные предпочтения и взгляды превращали в новозаветный закон? Чтобы справиться с подобной ситуацией, мы должны следовать Божьему наставлению в Рим. 14.
ПРИНЦИП ПРЕДАННОСТИ
Как и в Ветхом, в Новом Завете даются указания о нашем теле — что для него хорошо, а что плохо. Павел утверждает, что мы должны "очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7:1). Это полностью созвучно с понятиями из книги Левит. Принцип, лежащий в основе правил о чистой и нечистой пище, заключался в достижении народом Божьим святости. Бог не меняется; не меняется и тот идеал, которому должен соответствовать Его народ, — будь то ветхозаветные или новозаветные верующие. Наша цель — святость, а наш образец — Бог.
Здравый библейский смысл и наш собственный практический опыт наряду с современными научными данными подсказывают нам, к чему надо относиться с осторожностью, потому что это может пагубно отразиться на нашем физическом и духовном состоянии. Иногда бывает необходимо от чего-то полностью отказаться. Нужно следить за тем, что мы едим, какие лекарства принимаем и т.п. Павел говорит, что наше тело — это храм Святого Духа и что мы не принадлежим себе, так как куплены кровью Христа (1 Кор. 6:19, 20).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим, что в Ветхом Завете содержится множество идей и понятий, которые находят свое отражение в Новом Завете, в частности в образе жизни христианина, контролирующем запросы своего тела и духа ради исполнения Божьего призыва к совершенству: будьте святы, ибо Я свят. Да благословит Бог тех, кто призывает к такой святости, проповедуя Его Слово.