В прошлом материале мы немного поговорили о пейзаже как жанре и о зимних пейзажах в частности. И вам очень понравилось. А говоря о русской зиме в живописи, чьи картины сразу встают перед взором? Для многих именно полотна Бориса Кустодиева – символ русского барства, величия, размаха, задора. Его взрослые герои часто степенны и величавы, а дети – неистовы в своей игривости и непосредственности.
Кустодиевская красавица-зима
Как умел он, современник революции и индустриализации, так тонко писать народные характеры? Как мог он, инвалид, ежедневно сражающийся с приступами адской боли, создавать столь искреннее и яркое веселье? В этом кроется гений Бориса Кустодиева. Его картины наполнены эстетическими экспериментами, иронией и бесконечной любовью к Родине.
Что касается эстетики, то здесь мы наблюдаем намеренное сглаживание контуров предметов, призванное сблизить их с изделиями народных промыслов, а фирменная стилизация изображений прямиком отбрасывает зрителя к народным орнаментам и росписям. Текстуры полотен также со временем обретают новые черты, что достигается с помощью смешения гуаши и темперы. Монохромный фон зимы многократно усиливал ощущение безудержного гуляния, праздничной, в самом лучшем смысле слова, эйфории, веселья, размаха русской души. Картины похожи на иллюстрации к сказкам, и будто слышишь детский смех, звон бубенцов в упряжке, заливистый лай собак.
Подготовили для вас подборку зимних полотен одного из самых знаковых и масштабных художников XX столетия.
Радость и свет сквозь боль и страдания
Изначально Борис Кустодиев – портретист. В период обучения Высшего художественного училища, сразу попал в поле зрения Илья Репина, пригласившего впоследствии молодого художника писать портреты для его монументального полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Манерой своей он оказался гораздо ближе Серову, чем Репину, лишенной, тем не менее, Серовского психологизма. Его портреты – это портреты-типы, где фон (будь то пейзаж или интерьер) и модель – одно целое, где важно решительно все, что изображено на полотне.
Но уже для дипломной работы Кустодиев выбрал жанровую картину. Жизнь народа с ее особым размахом вдохновляла мастера. Именно этот мотив станет спасительным в годы прогрессирующей болезни.
В 1909 году, в 30 с небольшим успешного художника, примерного отца и любящего мужа, поглотила болезнь – опухоль спинного мозга. Он лечился в Швейцарии, пережил операцию, которая вернула подвижность обездвиженной руке, но затем отнялись ноги. Еженощно он кричал от боли, его мучил один и тот же кошмар, будто большие черные кошки кидаются на него, разрывая позвоночник и выдирая позвонки.
Наиболее значительные и яркие свои вещи Кустодиев написал, будучи прикованным к креслу, а в самые темные моменты - к кровати. Но как силен был дух этого человека, как умел он видеть свет и чувствовать счастье. Его должны были прооперировать в Германии, но до заветной поездки изможденный художник не дожил, он скоропостижно скончался в 1927 году от воспаления легких.