Найти в Дзене
Умная Коллекция

Зимние пейзажи Бориса Кустодиева. Русская сказка наяву.

Оглавление

В прошлом материале мы немного поговорили о пейзаже как жанре и о зимних пейзажах в частности. И вам очень понравилось. А говоря о русской зиме в живописи, чьи картины сразу встают перед взором? Для многих именно полотна Бориса Кустодиева – символ русского барства, величия, размаха, задора. Его взрослые герои часто степенны и величавы, а дети – неистовы в своей игривости и непосредственности.

Б. Кустодиев. Морозный день. 1913
Б. Кустодиев. Морозный день. 1913

Кустодиевская красавица-зима

Как умел он, современник революции и индустриализации, так тонко писать народные характеры? Как мог он, инвалид, ежедневно сражающийся с приступами адской боли, создавать столь искреннее и яркое веселье? В этом кроется гений Бориса Кустодиева. Его картины наполнены эстетическими экспериментами, иронией и бесконечной любовью к Родине.

Б.Кустодиев. Балаганы. 1917
Б.Кустодиев. Балаганы. 1917

Что касается эстетики, то здесь мы наблюдаем намеренное сглаживание контуров предметов, призванное сблизить их с изделиями народных промыслов, а фирменная стилизация изображений прямиком отбрасывает зрителя к народным орнаментам и росписям. Текстуры полотен также со временем обретают новые черты, что достигается с помощью смешения гуаши и темперы. Монохромный фон зимы многократно усиливал ощущение безудержного гуляния, праздничной, в самом лучшем смысле слова, эйфории, веселья, размаха русской души. Картины похожи на иллюстрации к сказкам, и будто слышишь детский смех, звон бубенцов в упряжке, заливистый лай собак.

Подготовили для вас подборку зимних полотен одного из самых знаковых и масштабных художников XX столетия.

Б. Кустодиев. Елочный торг.
Б. Кустодиев. Елочный торг.
Б. Кустодиев. Иней. 1917
Б. Кустодиев. Иней. 1917
Б. Кустодиев. Зимняя ярмарка. 1921
Б. Кустодиев. Зимняя ярмарка. 1921
Б. Кустодиев. Зима. 1916
Б. Кустодиев. Зима. 1916
Б. Кустодиев. Зима. Крещенское водосвятие.
Б. Кустодиев. Зима. Крещенское водосвятие.

Радость и свет сквозь боль и страдания

Изначально Борис Кустодиев – портретист. В период обучения Высшего художественного училища, сразу попал в поле зрения Илья Репина, пригласившего впоследствии молодого художника писать портреты для его монументального полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Манерой своей он оказался гораздо ближе Серову, чем Репину, лишенной, тем не менее, Серовского психологизма. Его портреты – это портреты-типы, где фон (будь то пейзаж или интерьер) и модель – одно целое, где важно решительно все, что изображено на полотне.

Но уже для дипломной работы Кустодиев выбрал жанровую картину. Жизнь народа с ее особым размахом вдохновляла мастера. Именно этот мотив станет спасительным в годы прогрессирующей болезни.

В 1909 году, в 30 с небольшим успешного художника, примерного отца и любящего мужа, поглотила болезнь – опухоль спинного мозга. Он лечился в Швейцарии, пережил операцию, которая вернула подвижность обездвиженной руке, но затем отнялись ноги. Еженощно он кричал от боли, его мучил один и тот же кошмар, будто большие черные кошки кидаются на него, разрывая позвоночник и выдирая позвонки.

Б. Кустодиев. Автопортрет. 1912
Б. Кустодиев. Автопортрет. 1912

Наиболее значительные и яркие свои вещи Кустодиев написал, будучи прикованным к креслу, а в самые темные моменты - к кровати. Но как силен был дух этого человека, как умел он видеть свет и чувствовать счастье. Его должны были прооперировать в Германии, но до заветной поездки изможденный художник не дожил, он скоропостижно скончался в 1927 году от воспаления легких.