Найти в Дзене
DEUTSCHÖSTERREICH

Художник нотгельдов Эрвин Нёббе

Оглавление
Аксель Эрнст. Портрет Эрвина Нёббе (1926 год)
Аксель Эрнст. Портрет Эрвина Нёббе (1926 год)

Эрвин Нёббе (Erwin Nöbbe) был художником, археологом и нумизматом. Родился 29 марта 1882 года во Фленсбурге, там же и умер 3 марта 1948 года.

Эрвин Нёббе происходил из старинной семьи художников Фленсбурга. Его дед, Якоб Нёббе, был мастером живописи во Фленсбурге. Его отец, также по имени Якоб, был портретистом и пейзажистом. Верный семейной традиции, Эрвин тоже освоил ремесло художника.

После окончания школы во Фленсбурге он поступил в Берлинскую академию в 1901 году, но в 1903 году перешёл в художественную школу Веймара, где учился у Людвига фон Хофмана.

Свою первую работу он нашёл в своём родном городе Фленсбурге, где с 1907 по 1909 год работал ассистентом во Фленсбургском музее. С 1909 по 1913 год он работал консерватором в Музее отечественных древностей в Киле, но впоследствии решил работать исключительно как свободный художник. Вместе со своим отцом он работал в Экенсундской колонии художников на Фленсбург-Фёрде и на датском острове Фане.

Многочисленные пейзажные картины, а также портреты, например, его собственной семьи, известны и выставлены в музеях Фленсбурга и Шлезвига.

В 1919-1921 годах он нашёл богатое поле деятельности в создании чрезвычайных денежных знаков Фленсбурга и его окрестностей:

  • община Авентофт
  • город Фленсбург
  • пекарня Бродерсена из Фленсбурга
  • город Глюксбург
  • община Лутцхёфт
  • город Вик из Фёра

Коллекционеры монет знают его ещё как нумизмата. Из-под его пера вышел ряд публикаций:

  • Брактеатская находка Эйтина
  • Золотые брактеаты в Шлезвиг-Гольштейне и Северной Германии
  • Монетный двор Вестерланда в Зильте
  • Находки монет VIII-X веков в Шлезвиг-Гольштейне
  • Фленсбург как монетный двор
  • и другие

Община Авентофт

В 1921 году Эрфин Нёббе создал серию нотгельдов для церковного прихода общины Авентофт. Три купюры, номиналами 50, 75 пфеннигов и 1 марка были отпечатаны в типографии Августа фон Вестфалена во Фленсбурге.

Все три банкноты имеют одинаковое изображение на лицевой стороне - герб Шлезвиг-Гольштейна, обрамлённый с обеих сторон «элькером», а на обратной стороне каждой боны своя "картинка". На 50 пфеннигах изображена сельская школа, на 75 - церковь и на 1 марке - пасторат с флагом Шлезвига-Гольштейна.

История создания этой серии уникальна: когда церковная коллегия решила приобрести новый колокол, в качестве запасного, пастору Мюнхмайеру пришла в голову блестящая идея покрыть часть расходов, выпустив серию чрезвычайных купюр. Художники и печатники были быстро найдены, и также удалось привлечь к распространению, находящуюся в Гамбурге, компанию "Pape & Lammers". Номинально было выпущено 12 400 экземпляров, из которых 400 экземпляров остались в муниципалитете, а остальные были проданы фирме-распространителю "Pape & Lammers" несколькими партиями за 20 250 марок (19.06., 07.07., 19.07., 29.09.1922, и остаток 22.01.1923).

После вычета расходов на печать и гонорара Эрвину Нёббе в размере 2 500 марок за эскизы церковная коллегия получила чистую прибыль в размере 8 437,50 марок, что составило всего 8% по сравнению с фактической стоимостью нового колокола в 105 000 марок.

Пекарня и сухарная фабрика А.Т. Бродерсена в Фленсбурге

Нотгельды пекарни и сухарной фабрики А.Т. Бродерсена в Фленсбурге были отпечатаны в типографии Я.М. Феддерсена во Фленсбурге.

На лицевых сторонах бон (с разным дизайном), по сути, указаны номиналы и название компании. На реверсе 15 пфенниговой банкноты изображены два льва, держащих крендель, над гербом города, а на 30 пфеннигах - городской вид Фленсбурга и городской герб. Тираж каждой банкноты составил 10 000 экземпляров. Стоимость черновиков - 300 марок за купюру. Стоимость печати, включая бумагу и нумерацию - за всё вместе 1 100 марок.

Город Фленсбург (магистрат и коллегия членов городского совета)

В период с 1918 по 1919 год Эрвин создал несколько эскизов для купюр на 50 марок и 25 пфеннигов. Рисунки были выполнены акварелью в цвете. К сожалению. данные нотгельды так и не увидели свет.

В 1923 году, когда инфляция в Германии достигла наивысшего пика, Эрвин Нёббе создал эскизы к миллиардным купюрам. Данные банкноты были также отпечатаны в типографии Августа фон Вестфалена во Фленсбурге. Тираж купюр составил: 10 миллиардов - 25 000 экземпляров, 50 миллиардов - 140 000 штук, 100 миллиардов - 47 500 штук. В городском архиве Фленсбурга до сих пор хранится оригинальный рисунок Нёббе к его 10-миллиардной купюре.

Город Глюксбург

В 1920 году Эрвин отметился своими работами в купюрах города Глюксбург. Была выпущена серия из трёх бон: 25, 50 пфеннигов и 1 марка.

Нотгельды на 25 и 50 пфеннигов были отпечатаны в типографии Геба и Кунца во Фленсбурге.

На реверсе 25-пфенниговой боны можно увидеть замок Глюксбург. Окончательный тираж проекта остался неизвестен. Предположительно купюра вышла тиражом в 40 000 или 60 000 экземпляров. Стоимость проекта составила 500 марок. Стоимость печати, включая бумагу и нумерацию, при тираже в 40 000 экземпляров - 2250 марок, при тираже в 60 000 экземпляров - 2 750 марок.

На реверсе 50-пфенниговой боны запечатлен вид на Фленсбургский залив. Стоимость проекта составила 500 марок. Стоимость печати, включая бумагу и нумерацию - 5 000 марок.

Нотгельд номиналом в 1 марку был отпечатан в типографии Августа фон Вестфалена во Фленсбурге. На реверсе, как и на 25-пфенниговой боне, изображён замок Глюксбург. Тираж нотгельда составил - 60 000 штук. Стоимость проекта - 500 марок. Стоимость печати, включая бумагу и нумерацию - 3 780 марок (использованная бумага была слишком тонкой и прозрачной). При возможной повторной печати на лучшей бумаге стоимость печати увеличилась бы примерно на 50 марок).

Община Луцхёфт

В 1920 году в типографии Геба и Кунца во Фленсбурге были отпечатаны нотгельды общины Луцхёфт на 50 пфеннигов и 1 марку. Над эскизами этих нотгельдов работали Эрвин Нёббе совместно со старостой общины Дидерихсеном.

На лицевой стороне 50-пфенниговой купюры показан быть жителей общины (работа и отдых). А реверс купюры уже имеет политическую подоплеку.

На аверсе купюры в 1 марку можно увидеть мемориальный камень Бисмарка под дубом, который, согласно легенде, был установлен королём Вальдемаром III. Считается, что он был установлен в 1340-1375 годах. Под ним текст: мемориальный камень Бисмарка и дуб / посаженный королём Вальдемаром / возвещают страннику, что всё на земле переменчиво. На реверсе - вид с высоты земли Рыбаков через Фленсбург-Фёрде на полуостров Брогер. По фьорду проходит немецко-датская граница. На переднем плане - двое мужчин, между ними - женщина-крестьянка и двое детей осматривают уступленные территории. Под ним текст: Мы всё равно остаёмся вместе.

Изображение крестьянки имеет разные толкования: предполагается, что она имела прототип в виде деревенской Кэтрин, которую Нёббе взял себе за образец. По сообщениям, после того, как счета были заполнены, глава общины сказал Кэтрин: "Ну, Кэтрин, теперь ты можешь пожертвовать нам свои экстренные деньги", на что та ответила: "Да, ситуация действительно опасная".

Герберт Баковски, известный исследователь проблем с деньгами в Северном Шлезвиге, обнаружил, что женщину звали вовсе не Кэтрин, а Мария Гмелок, которую в деревне всегда называли "Мать Мелок". И не Нёббе выбрал её в качестве прототипа, а глава муниципалитета Дидерихсен, который также помогал делать эскизы. Нет никакой уверенности в том, что Нёббе вообще знал "Мать Мелок". Сегодня этот вопрос, конечно, уже не может быть решён.

Первый тираж составил 25 000 экземпляров и был издан 04.08.1920 года. Второй тираж - 30 000 экземпляров, выпущен 28.05.1921 года. Третий тираж - 27 500 экземпляров, выпущен 09.11.1921 года.

Согласно сообщению Баковски, черновик банкноты номиналом 50 пфеннигов, прилагаемой к этому выпуску, должен быть составлен главой муниципалитета Дидерихсеном.

Город Вик из Фёра

В 1920 году Эрвин создал ещё несколько эскизов для города Вик из Фёра, которые позже были отпечатаны в знакомой типографии Геба и Кунца во Фленсбурге.

Тираж нотгельда в 1 марку составил 40 000 штук. Стоимость проекта - 500 марок. Стоимость печати, включая бумагу и нумерацию - 5 000 марок.

Банкнота в 5 марок известна в четырёх вариантах:

  • без надписи на реверсе
  • с надписью на реверсе
  • на аверсе слева и справа дополнительно большая цифра номинала "5"
  • с надписью на реверсе и новой датой "14 марта 1920"

Данные о размере тиража и производственных затратах банкноты в 5 марок не известны.

А в Вашей коллекции имеются банкноты "из под пера" Эрвина Нёббе?