Современному зрителю трудно, конечно, оценить эту картину по достоинству. Но не будет преувеличением, если я скажу, что в середине 60-х фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд" изменил мир кино не в меньшей степени, чем в середине 90-х поменял всеобщий "синематографический дискурс" фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".
Артур Пенн сделал одновременно новаторский фильм и фильм в стиле "ретро". Провернул занятную кино-экстраполяцию.
Героями его фильма являются реально существовавшие исторические личности, парочка молодых бандитов, орудовавших в начале 30-х, – Бонни Паркер и Клайд Бэрроу.
Но характеры героев взяты отнюдь не из реальных биографий Бонни Паркер и Клайда Бэрроу. И даже более того: "стервец" Пенн вовсе не собирался задействовать в своем фильме устоявшиеся жанровые клише. Он демонстрирует своеобразный, отчасти даже постмодернистский трюк.
Он обращает взор в сторону современной ему молодежи и превращает своих ультра-классических кинематографических героев в современных ему "детей цветов", которых ВНЕЗАПНО прёт не только любовь, но и насилие.
Мы – Бонни и Клайд. Мы грабим банки.
Эта фраза превращается в действенный манифест. К молодым героям присоединяются возрастные "грабители". Они ищут свою выгоду, но не понимают, зачем им это нужно На Самом Деле.
Микки и Мэлори Нокс из "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна — самая блестящая современная аватара Бонни и Клайда.
"Бонни и Клайд" породили целый сонм героев, руководствующихся самыми смутными мотивами, но свободолюбивыми по натуре, а также, в большей или меньшей степени, склонными к занятному, потешающему зрителя экранному насилию: это Бутч Кэссиди и Санденс Кид, Тельма и Луиза, Сейлор и Лула… Продолжать можно бесконечно.
Бонни и Клайд идут по жизни легкой поступью и ни к чему не относятся серьезно. Артуру Пенну немного не хватило смелости, а может быть, желания, чтобы превратить фильм в постмодернистский пастиш, или, по-крайней мере, в китч. Фильм двигался в этом направлении, но застрял на полпути, превратившись в мощную "авторскую" глыбу, в скособоченный от времени памятник, воздвигнутый на склоне горы с гигантскими буквами HOLLYWOOD.
При этом фильм Пенна не является "независимым" проектом. Это – мейнстрим. Но без иронии режиссера, его дара провидения и талантливого издевательства над жанром гангстерского кино… мы бы получили в лучшем случае нео-нуар.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Артур Пенн.
Сценарий: Дэвид Ньюман, Роберт Бентон, Роберт Таун,
Оператор: Бёрнетт Гаффи,
Композитор: Чарльз Страус.
В главных ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй.
В ролях: Джин Хэкман, Майкл Дж. Поллард, Эстелл Парсонс, Джин Уайлдер.
Интересные факты о фильме:
- Джейн Фонда отклонила роль Бонни Паркер, поскольку не хотела переезжать из Франции в США.
- Саундтрек фильма динамичен, количество децибел меняются от сцены к сцене. Во время премьеры в Британии осторожный местный киномеханик старательно выправлял звук :)
- Первой кандидатурой на режиссерский пост был Франсуа Трюффо, но тот предпочел заняться экранизацией романа Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту".
- После выхода фильма на экраны в моду вошли береты (Бонни Паркер носила берет).
- На роль Бонни Паркер рассматривались Тьюзди Уэлд, Энн-Маргрет, Кэрол Линли и Сью Лайон. Кроме того, одной из претенденток была сестра Уоррена Битти Ширли Маклейн. Потом, когда Битти решил сыграть Клайда, кандидатура сестры отпала сама собой. Битти упрашивал сняться в этой роли свою тогдашнюю жену Натали Вуд, но та не хотела. Также на прослушивание ходила Шер, однако ее муж, он же менеджер, Сонни Боно пришел в дикую ярость, поскольку фильм обещал быть слишком "спорным".
- Уоррен Битти предлагал снять фильм в черно-белом цвете, но "Уорнер бразерз" отвергла это предложение.
- Артур Пенн, очарованный использованием сло-мо в фильмах Куросавы, пошел по стопам японского классика.
- Бланш Барроу подала на "Уорнер бразерз" в суд за вопиющую недостоверность ее изображения.
Читайте также на моем канале: