Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Бонни и Клайд (1967, США, гангстерский): Инфантильность меняет мир

Современному зрителю трудно, конечно, оценить эту картину по достоинству. Но не будет преувеличением, если я скажу, что в середине 60-х фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд" изменил мир кино не в меньшей степени, чем в середине 90-х поменял всеобщий "синематографический дискурс" фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".
Артур Пенн сделал одновременно новаторский фильм и фильм в стиле "ретро". Провернул занятную кино-экстраполяцию.
Героями его фильма являются реально существовавшие исторические личности, парочка молодых бандитов, орудовавших в начале 30-х, – Бонни Паркер и Клайд Бэрроу. Но характеры героев взяты отнюдь не из реальных биографий Бонни Паркер и Клайда Бэрроу. И даже более того: "стервец" Пенн вовсе не собирался задействовать в своем фильме устоявшиеся жанровые клише. Он демонстрирует своеобразный, отчасти даже постмодернистский трюк.
Он обращает взор в сторону современной ему молодежи и превращает своих ультра-классических кинематографических героев в современн

Современному зрителю трудно, конечно, оценить эту картину по достоинству. Но не будет преувеличением, если я скажу, что в середине 60-х фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд" изменил мир кино не в меньшей степени, чем в середине 90-х поменял всеобщий "синематографический дискурс" фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".

Артур Пенн сделал одновременно новаторский фильм и фильм в стиле "ретро". Провернул занятную кино-экстраполяцию.

Героями его фильма являются реально существовавшие исторические личности, парочка молодых бандитов, орудовавших в начале 30-х, – Бонни Паркер и Клайд Бэрроу.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Но характеры героев взяты отнюдь не из реальных биографий Бонни Паркер и Клайда Бэрроу. И даже более того: "стервец" Пенн вовсе не собирался задействовать в своем фильме устоявшиеся жанровые клише. Он демонстрирует своеобразный, отчасти даже постмодернистский трюк.

Он обращает взор в сторону современной ему молодежи и превращает своих ультра-классических кинематографических героев в современных ему "детей цветов", которых ВНЕЗАПНО прёт не только любовь, но и насилие.

Мы – Бонни и Клайд. Мы грабим банки.

Эта фраза превращается в действенный манифест. К молодым героям присоединяются возрастные "грабители". Они ищут свою выгоду, но не понимают, зачем им это нужно На Самом Деле.

Микки и Мэлори Нокс из
"Прирожденных убийц" Оливера Стоуна — самая блестящая современная аватара Бонни и Клайда.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

"Бонни и Клайд" породили целый сонм героев, руководствующихся самыми смутными мотивами, но свободолюбивыми по натуре, а также, в большей или меньшей степени, склонными к занятному, потешающему зрителя экранному насилию: это Бутч Кэссиди и Санденс Кид, Тельма и Луиза, Сейлор и Лула… Продолжать можно бесконечно.

Бонни и Клайд идут по жизни легкой поступью и ни к чему не относятся серьезно. Артуру Пенну немного не хватило смелости, а может быть, желания, чтобы превратить фильм в постмодернистский пастиш, или, по-крайней мере, в китч. Фильм двигался в этом направлении, но застрял на полпути, превратившись в мощную "авторскую" глыбу, в скособоченный от времени памятник, воздвигнутый на склоне горы с гигантскими буквами HOLLYWOOD.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

При этом фильм Пенна не является "независимым" проектом. Это – мейнстрим. Но без иронии режиссера, его дара провидения и талантливого издевательства над жанром гангстерского кино… мы бы получили в лучшем случае нео-нуар.

Оценка: 9,5 из 10.

Режиссер: Артур Пенн.
Сценарий: Дэвид Ньюман, Роберт Бентон, Роберт Таун,
Оператор: Бёрнетт Гаффи,
Композитор: Чарльз Страус.

В главных ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй.
В ролях:
Джин Хэкман, Майкл Дж. Поллард, Эстелл Парсонс, Джин Уайлдер.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Интересные факты о фильме:

  • Джейн Фонда отклонила роль Бонни Паркер, поскольку не хотела переезжать из Франции в США.
  • Саундтрек фильма динамичен, количество децибел меняются от сцены к сцене. Во время премьеры в Британии осторожный местный киномеханик старательно выправлял звук :)
  • Первой кандидатурой на режиссерский пост был Франсуа Трюффо, но тот предпочел заняться экранизацией романа Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту".
  • После выхода фильма на экраны в моду вошли береты (Бонни Паркер носила берет).
  • На роль Бонни Паркер рассматривались Тьюзди Уэлд, Энн-Маргрет, Кэрол Линли и Сью Лайон. Кроме того, одной из претенденток была сестра Уоррена Битти Ширли Маклейн. Потом, когда Битти решил сыграть Клайда, кандидатура сестры отпала сама собой. Битти упрашивал сняться в этой роли свою тогдашнюю жену Натали Вуд, но та не хотела. Также на прослушивание ходила Шер, однако ее муж, он же менеджер, Сонни Боно пришел в дикую ярость, поскольку фильм обещал быть слишком "спорным".
  • Уоррен Битти предлагал снять фильм в черно-белом цвете, но "Уорнер бразерз" отвергла это предложение.
  • Артур Пенн, очарованный использованием сло-мо в фильмах Куросавы, пошел по стопам японского классика.
  • Бланш Барроу подала на "Уорнер бразерз" в суд за вопиющую недостоверность ее изображения.
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Читайте также на моем канале:

Дикие сердцем (1990, США, криминальный / роуд-муви / сказка): Ведьма преследует влюбленных
Владимир Гордеев11 октября 2023
Артур Пенн. Режиссеры американского кино
Владимир Гордеев21 августа 2023
Джин Хэкман. Актеры Голливуда
Владимир Гордеев24 ноября 2023