Сняв несколько подряд знаковых работ, отмеченных многочисленными кинопризами, Оливер Стоун обрушился с критикой на масс-медиа: в первую очередь, - телевизор. Причем для рассказа он использовал телевизионную стилистику, как визуальную, так и "стиль жизни", lifestyle чувака, подсевшего на телевизор. Фильм сделан так, как будто кто-то переключает телеканалы как заведенный, причем по всем каналам крутят исключительно передачи и фильмы про парочку серийных убийц Микки и Мэлори Нокс.
Этот стиль он вместе с оператором Ричардом Ричардсоном начал отрабатывать еще в ленте The Doors (1991). Картина с Вэлом Килмером в роли Джима Моррисона представляла собой текучий поток видений и галлюцинаций, но тут Стоун идет еще дальше.
Фильм начинается со сцены в придорожной забегаловке где-то на краю цивилизации, в американской пустыне. Микки сидит за стойкой и ест пирог с лаймом. Мэлори самозабвенно танцует. В забегаловку заходят менты, один из них начинает клеиться к Мэлори, и Ноксы устраивают мега-резню.
С этой резни начнется их триумфальное шествие по Америке, сопровождаемое горами трупов.
Каждое новое убийство идет в копилку их славы. Телевидение, для которого главное - рейтинг, делает их знаменитостями мирового уровня.
Символично, что "Прирожденные убийцы" сделали знаменитостью Вуди Харрельсона, сыгравшего Микки, и сделали знаменитостью Джульетт Льюис, сыгравшую Мэлори!
Одна из лучших сцен в фильме - сцена, показывающая знакомство Микки и Мэлори. Она сделана в стиле телевизионного ситкома, снята на поганую пленку для телека исключительно статичными планами, ну, и соответствующим образом смонтирована.
У Мэлори - тяжелое детство на социальном дне. Бессловесная мать, жирный ублюдок отец, который трахает Мэлори.
Отца играет известный комик Родни Дэнджерфилд, диалоги выписаны шедеврально:
- Ты че напялила, глиста в трауре? Почему б тебе жирка не нагулять? Косишь под мисс Эфиопию? Куда это ты собралась, черт побери!
- Иду с Донной на концерт Джонни ли Хукера. Я же вчера говорила.
- Во-первых, ты ничего мне не говорила. Сейчас же попроси у меня разрешения! Во-вторых, в таком виде ты никуда не пойдешь - дальше борделя тебя не пустят, тупая сучка! Ты вообще никуда не пойдешь - ты не постригла газон!
- Эта сраная косилка сломалась нахрен!
- Как ты смеешь так говорить при матери, тупая сучка! Выбирай выражения, иначе я выбью из тебя все мозги... или что осталось. Пока твоя задница живет в моем доме, она не твоя, а моя, так что иди наверх и подмойся. Хорошенько намылься, потом я приду и проверю, не осталось ли где мыльца!
- Мама! (убегает к себе наверх)
- Не слишком ли ты груб с ней, Эд?
- Я буду с ней очень нежен... как доем! (подмигивает младшему брату Мэлори Кенни). Часок лица моего не увидит...
- Милый, я думаю, ты должен быть потактичнее при Кенни.
- А ты не думай, ты, идиотка! Не учи меня! Если б не я, ты б до сих пор кололась и трахалась со своим боссом!
(Звонок в дверь).
На пороге появляется спасение в лице курьера Микки Нокса, который развозит свежее мясо. За кадром собранная в телестудии публика издает восторженные возгласы и аплодисменты.
Старательно пряча сарказм, Стоун резко меняет интонацию и начинает карамельно-розовую историю любви, преисполненную дешевых сентенций как в телесериалах для школьниц:
Куда бы мы ни попали, что бы ни случилось, Микки — когда я буду глядеть на звёзды, я буду знать, что ты смотришь на те же звёзды.
Итак, как уже было сказано, телевидение превращает Ноксов в суперзвезд. Закономерно, что к финалу фильма Ноксы оказываются в прямом эфире: популярный ведущий прибывает со своей замечательной телебригадой в тюрьму, куда запихали кровавых супругов, которых все-таки удалось поймать.
Все заканчивается плачевно для всех. Для всех, кроме Микки и Мэлори, потому что американские герои не должны погибнуть!)
Фильм стал культовым, в том числе и в России 90-х - что абсолютно закономерно! Оливеру Стоуну удалось сделать превосходную иллюстрацию поколения MTV, разве что я бы добавил в фильм побольше наркоты...
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Оливер Стоун
Сценарий: Дэвид Велоз, Ричард Рутовски, Оливер Стоун (по сюжету Квентина Тарантино).
Оператор: Ричард Ричардсон
Композитор: Брент Льюис
В главных ролях: Вуди Харрельсон, Джульетт Льюис
В ролях: Роберт Дауни мл., Томми Ли Джонс, Том Сайзмор, Родни Дейнджерфилд.
Интересные факты о фильме:
- Во время съемок Джульетт Льюис по-настоящему сломала нос Тому Сайзмору в сцене, где она бьет Скагнетти головой об стену.
- Сцена бунта снималась в тюрьме, и «заключенные» в фильме, на самом деле являются ее обитателями, некоторые из них даже осуждены за убийство.
- Роберт Дауни мл. провел некоторое время с австралийским королем сенсаций Стивом Данливом, для того чтобы подготовиться к роли Уэйна Гейла, и когда он вернулся с австралийским акцентом, решили, что он будет австралийцем.
- Компания Кока-кола одобрила использование их рекламы с белым медведем, не полностью разобравшись, о чем будет фильм. Но позже, когда совет директоров увидел законченный продукт, они просто пришли в ярость.
- Новостные сцены сняты видеокамерами Betacam SP. Кроме того, для съёмки отдельных эффектных сцен использовались киносъёмочные аппараты 16-мм и «Супер-8» с последующей оптической печатью. Основная часть фильма снималась на 35-мм киноплёнку в кашетированном формате сферической оптикой. Прокатные фильмокопии отпечатаны в кашетированном формате с соотношением сторон кадра 1,85:1.
Читайте также на моем канале: