Эту фразу я слышала много раз от опытных педагогов, у которых за спиной много лет, разные школы от маленькой сельской до крупной московской. Это в первую очередь касается «началки», конечно. В средней в нынешних реалиях не всегда классный даже ведёт уроки у своего класса.
Пока работаешь со своим классом, словно варишься в собственном соку. Начинаешь грешить мыслями, что «они такие пришли», «какие семьи, такой и класс». Я тоже такими мыслями грешила в начале педагогического пути. В какой-то степени так и есть. Безусловно, семья отправляет ребёнка со своим «багажом». Однако как только оказываешься в условиях, когда видишь, как работают со своими классами твои коллеги, у которых тоже в классе разное, или через тебя проходит много классов одной и той же школы, видишь, как сильно влияет личность педагога.
Я очень рада, что у меня есть такая возможность. Видеть разные классы одной и той же параллели, одной и той же школы. И если, когда я отсматриваю уроки в школах с точки зрения методиста, я вижу один-два раза каждый класс, и всегда разницу можно объяснить случайностью, то когда я веду у классов курс, я вижу детей вдолгую. И приходят они ко мне вместе с учителем. То есть я всю динамику взаимообмена сигналами, знаками, посылами тоже вижу. И разница, конечно, очевидна.
Вот в одном классе совершенно нормально друг друга обзывать. Прямо на уроке. Наличие взрослого не смущает. Наличие педагога не смущает. Делишь их по группам, а они легко могут сказать: «А я с этим не хочу». Значит, в классе такое допустимо. И я трачу время, энергию силы на то, чтобы доносить, что здесь мы уважаем друг друга, а уважение проявляется вот так и вот так. А учитель пожимает плечами: «Ну вот да, это такой класс».
А вот в другом классе настолько всё проникнуто взаимовыручкой, поддержкой и уважением друг к другу, что, даже если у одного вдруг вырвалась гадость, я прямо по телу учителя вижу, как она встрепнулась, вся подалась вперёд, но не успела даже открыть рот, дети сами уже её словами: «Ну ты что такое говоришь. Извинись». И ребёнок признаёт, что сказал глупость. И делить по группам легко. Даже если данный конкретный Петя не дружит с Васей, ему в голову не придёт сказать, что он не сядет с ним на 5-минутную парную работу. Все знают про ценность работы в парах и группах, все в курсе, что поработать вместе совсем не предполагает дружбы и достаточно взаимоуважения. Дальше во взрослой жизни нас это ждёт постоянно.
Вот в одном классе ооооочень много времени уходит на то, чтобы постоянно собирать внимание. Они как будто привыкли, что взрослый на уроке где-то там сам по себе. Урок сам по себе. И они сами по себе. Переломить такое привычное восприятие урока сложно. Именно здесь приходится повторить несколько раз, поймать фокус несколько раз. При этом учитель, вопрошая «Ну вот почему они такие?», сам никогда не знает, с каким заданием дети ушли от меня в прошлый раз, где хранятся все материалы к уроку. А ведь сидел, присутствовал.
А вот в другом совершенно иначе. Дети словно всё время начеку. Они слышат. Они отслеживают. Если кто-то из учеников и потерялся, это, скорее, будет исключением, а другие ученики с удовольствием помогут. И не прозвучит «ты чё глупенький, не слушал?» Волшебным образом (нет, конечно, не волшебным, это закономерно) именно в этом классе и учитель такой же. Он в курсе каждой мелочи, он сидит и записывает. Между занятиями он задаёт вопросы. Он точно знает, какие дети и как выполняют мои домашки (хотя они мои, можно было бы расслабиться), ему важна каждая мелочь, всё, что происходит с его классом.
Я сейчас исследую тему метакогниции (не смотря на едкие комментарии некоторых учителей ниже, которых «тошнит от метакогниции и прочих новых фишек», это не нововведение, в русскоязычном пространстве также используется термин «саморегуляция» и первым в мире о том, что саморегуляция - это ключевой фактор в успешности в обучении, заговорил 100 лет назад Выготский). Когда ученик знает, что материал нужно отработать, повторить, самого себя оценить, задать вопросы, если непонятно - это оно, саморегуляция или метакогниция, ничего, что должно заставить грамотного учителя тошнить, здесь нет. Метакогниция / саморегуляция - это когда человек думает, как он думает, регулирует процесс своего обучения, принятия решений и тд. Так вот, накоплено довольно много исследований о том, что саморегуляция детей в классе сильно коррелирует с саморегуляцией учителя. То есть если её мерить индивидуально у каждого ребёнка, то в классах, где учитель показывает высокий уровень саморегуляции, там и средняя температура по больнице (простите, по классу), будет заметно выше.
Из семьи, безусловно, многое идёт. Что далеко ходить? По моим же собственным детям мне регулярно говорят их учителя, что с ними гораздо проще работать, уровень словарного запаса и сложности речи выше, чем в среднем в их возрасте (а это важный фактор для обучения). Всё это понятно. И даже у самого осознанного учителя в классе будут дети отличаться друг от друга. Каждый ребёнок индивидуально – это зеркало своей семьи. Вместе с тем, класс, как общность - всё же зеркало учителя и некий средний портрет у каждого класса тоже есть. Как ни крути, это портрет их основного учителя, того, кто с ними про ценности, про саморегуляцию и тонкие настройки.
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.