Найти в Дзене

Авария в Керченском проливе. Причины и последствия. Есть повод задуматься.

Скоро будет две недели с момента событий, о которых я уже упоминал в прошлой своей статье. Что же произошло дальше? СМИ сообщили, что с терпящих бедствие танкеров экипажи были спасены с помощью вертолета и буксира, некоторые прямо из воды, с переохлаждением. Правда, один человек погиб. Но в ДТП на дорогах люди гибнут каждый день. Поэтому гибель всего одного человека при затоплении судна можно считать скорее удачей, чем трагедией. А вот разлив примерно 4 тысяч тонн нефти по всей акватории Черного моря не без основания называют экологической катастрофой. Особенно не повезло побережью Черного моря возле Анапы. Пляжный сезон поставлен под угрозу, возможно не на один год. Поэтому местные жители дружно вышли на зачистку пляжей от загрязнения. На помощь волонтёрам позже были направлены военные из ближайшего гарнизона и сотрудники МЧС с бульдозерами и экскаваторами. Тонны загрязненного мазутом песка вывозят на переработку. Оказывается помощь увязшим в мазуте морским животным и птицам. Наверня

Скоро будет две недели с момента событий, о которых я уже упоминал в прошлой своей статье. Что же произошло дальше?

СМИ сообщили, что с терпящих бедствие танкеров экипажи были спасены с помощью вертолета и буксира, некоторые прямо из воды, с переохлаждением. Правда, один человек погиб.

жаль парня, конечно.
жаль парня, конечно.

Но в ДТП на дорогах люди гибнут каждый день. Поэтому гибель всего одного человека при затоплении судна можно считать скорее удачей, чем трагедией.

А вот разлив примерно 4 тысяч тонн нефти по всей акватории Черного моря не без основания называют экологической катастрофой.

Вот так нефтяное пятно расползлось с места аварии
Вот так нефтяное пятно расползлось с места аварии

Особенно не повезло побережью Черного моря возле Анапы. Пляжный сезон поставлен под угрозу, возможно не на один год. Поэтому местные жители дружно вышли на зачистку пляжей от загрязнения.

местные жители чистят пляж
местные жители чистят пляж

На помощь волонтёрам позже были направлены военные из ближайшего гарнизона и сотрудники МЧС с бульдозерами и экскаваторами. Тонны загрязненного мазутом песка вывозят на переработку. Оказывается помощь увязшим в мазуте морским животным и птицам. Наверняка многие из них погибли или погибнут ещё. Как и рыбы. Подсчитывать ущерб, нанесённый морской флоре и фауне, ещё рано. Мазут частично ложится на дно и продолжит травить морских обитателей при повышении температуры моря весной.

А пока власти оперативно занялись расследованием причин аварии и наказанием виновных. А кого легче всего назначить виновным? Ну конечно, капитанов. Ведь они по уставу несут ответственность за безопасность вверенного им судна, груза и экипажа. Вот с них и спрос.

хотя погиб моторист, а не матрос, но тоже человек
хотя погиб моторист, а не матрос, но тоже человек

Для большинства населения нашей страны вполне справедливое решение. А вот я категорически против. Мне скажут, что, мол, выгораживаю коллег, одна шайка-лейка. Может, еще и наградить их?

Да, я бы не был против. Раньше так и делали. Вот пример из далёкого 1983 года.

гибель теплохода Нина Сагайдак
гибель теплохода Нина Сагайдак

В тяжелой ледовой обстановке оказался затёртым льдом и утонул теплоход «Нина Сагайдак». Капитан дал команду экипажу покинуть судно. Позже со льда их подобрал вертолёт и доставил на ледокол. Капитан за грамотные действия был представлен к награде (кто помнит, напишите в комментариях к какой именно), а весь экипаж был направлен на работу в загранрейсы в тропические страны, чтобы не подвергать угрозе психику людей при виде плавающих возле судна льдин.

Поэтому у профессионалов, знакомых с организацией работы флота, могут возникнуть сомнения в виновности капитанов. Разве капитан принимает решение эксплуатировать судно, которое давно уже сгнило? И это мнение тоже уже нашло отражение в СМИ.

из заголовков газет
из заголовков газет

Также некоторые комментаторы пишут, что эта серия судов была неудачно сконструирована, как один из ключевых недостатков советского времени. Слабая продольная прочность. Ужас! Хотя и такое, конечно, может быть. Но почему же тогда за 50 лет так и не списали на металлолом этих опасных советских монстров и не построили им на замену надежные демократические суда? Кто принимал решение о продолжении эксплуатации этих танкеров, давно дышавших на ладан?

образец комментариев на одном из новостных каналов
образец комментариев на одном из новостных каналов

Остаётся только удивляться, как они не утонули до сих пор.

Наконец, на самом верху задумались, так ли уж прочны суда, сломавшиеся при штормовой погоде.

и не только эти танкеры. весь флот проверять надо.
и не только эти танкеры. весь флот проверять надо.

Я бы ещё поставил под сомнение саму штормовую погоду. 5 – 6 баллов, которые наблюдаются на видео о гибели танкера «Волгонефть 212», для меня довольно комфортабельные погодные условия. Правда, я всю жизнь работал на судах неограниченного района плавания, которые легко могут пережить и 12-балльный шторм, если загружены правильно и хорошо загерметизированы перед выходом в море.

Теперь о районе плавания. В обвинениях капитанам прозвучала фраза, что они, якобы, допустили нарушения по ограничению района плавания. Это вообще смешно. Капитаны танкеров ведь не на личной яхте катались. Куда судовладелец направил судно, туда они и поведут. А не выполнишь приказ, пришлют замену. Хочешь сохранить место – выполняй команды судовладельца, даже если они отданы в нарушение каких-то правил.

У меня был случай, когда я отказывался грузить контейнер с радиоактивными материалами, так как в сертификате о перевозке опасных грузов данный вид грузов не был разрешён к перевозке. Ну и что? Фрахтователи позвонили судовладельцам. Судовладельцы позвонили мне. Погрузить контейнер. Ласково попросили, ну что там одну остановку между портами проехать с вредным грузом. Ну поставь его подальше от настройки, под полубаком. Коммерческие интересы важнее каких-то там правил. Пришлось согласиться. Или ждать замену если не в этом порту, так в следующем? Может, у меня продолжительность жизни снижена, после облучения, кто знает. В общем, капитанов надо награждать. Однозначно. За то, что согласились работать на таких опасных судах. Хотя выбора сейчас в отечественном флоте остаётся немного.

как повзрослел отечественный флот за годы демократии. а ведь 30 лет - критический возраст для судна
как повзрослел отечественный флот за годы демократии. а ведь 30 лет - критический возраст для судна

А виновных нужно искать в кабинетах повыше. Насколько выше, пусть каждый решает сам. Но прокуратуре лучше найти таких виновных, чтобы их карьере такое рвение не повредило.

Кстати, о последствиях. Одной экологией тут не обошлось. Вот мелькнуло сообщение о девушке, которая оказалась рулевой на переломившемся танкере.

Анастасия Юденко пишет СМС-ку после аварии
Анастасия Юденко пишет СМС-ку после аварии

Похоже, что она больше не захочет связывать свою дальнейшую судьбу с морской романтикой. И думаю, что не она одна. Пацаны, которые узнают о судьбе капитанов танкеров, в случае утверждения приговора, крепко призадумаются, подавать ли им документы для поступления в мореходку. Одно дело романтично бороться со стихией, рискуя пусть даже жизнью, а другое дело – рисковать завершить карьеру в тюрьме, по решению бездушной бюрократической машины.

Кстати, теперешняя молодёжь уже что-то начинает подозревать. Самый частый вопрос у моих учащихся разных курсов по разным предметам, - а я вёл «Теорию и устройство судна», «Безопасность жизнедеятельности на судне», тренажеры САРП* и ЭКНИС**, - как я попал под флаг? То есть работать они предпочитали бы почему-то в иностранных судоходных компаниях. Почему, кто знает? Пишите в комментариях.

Видимо, внуку я уже не буду советовать становиться моряком, как было планировал. Пусть думает своей головой. Вот что подсказывает поиск в Яндексе.

востребованные профессии
востребованные профессии

Говорят, ещё профессия чиновника пользуется повышенным спросом. Нелегально, на чёрном рынке. Тёплое кресло, высокий доход. Почти никакого риска. Судьба бывшего министра обороны Сердюкова может служить примером.

кто не знает этого персонажа, почитайте о нем сами в интернете
кто не знает этого персонажа, почитайте о нем сами в интернете

Обидно, что отечественный флот лишится грамотных специалистов. Или нам уже флот не нужен? Что вы об этом думаете? Или пусть об этом думают люди, которые получают за это зарплату?

Спасибо за прочтение.

------------------------------------------------------

Расшифровка сокращений:

* САРП - Средства автоматической радиолокационной прокладки

** ЭКНИС - Электронно-картографические навигационно-информационные системы