Недавно я вспомнил, что в перечне произведений, натолкнувших меня на мечту стать моряком, (писал здесь) я пропустил важную составляющую, если даже не основополагающий элемент, так сказать, краеугольный камень фундамента, на который натолкнулся совершенно случайно.
Посмотрите на иллюстрации к детской книжке, о которой я говорю.
Разве, увидев такие картинки в детстве, вам не захотелось бы встать к штурвалу и закурить трубку?
К слову, о трубке. Трубку я завёл себе, будучи курсантом, и к ней приобрёл пачку ароматного табаку, такого, как курил капитан УПС на мостике, и мы, практиканты, с удовольствием и завистью вдыхали дым морской романтики, одновременно осваивая азы морской науки. Правда, на деле оказалось, что курить сей табак не так уж приятно. Во рту оставался совсем другой запах, чем на мостике. Знающие люди говорили, как табун лошадей во рту ночевал. И я им верю. Поэтому быстро бросил курить и всю жизнь прекрасно обходился без трубки, которая придаёт образу капитана такой шарм.
Ну что, уважаемые читатели, вспомнили, в какой книжке встречали такие картинки?
Правильно. Это «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.
Думаю, что каждый из вас читал эту книгу в детстве. Но с годами подзабыли.
А мне помогла вспомнить моя жена. Она у меня такая затейница. Обычно свои идеи она доводит до меня загадочной фразой, знакомой многим мужчинам: «У меня есть предложение...»
На этот раз предложение оказалось весьма рациональным. Поскольку наши внуки неуклонно растут, приближаясь к школьному возрасту, а некоторые уже начали ходить в школу, возникла необходимость замены их детских кроваток в нашем домике в деревне, на более просторные. Тем более, что в одной детской обнаружился лишний шкаф, занимавший слишком много места. И мне предстояло трансформировать этот шкаф в кровать для внука. Вот что получилось.
А из оставшихся деталей шкафа получился ещё и письменный стол, чтобы делать домашние задания.
И пока я подгонял ящики шкафа к столу и кровати, для отдыха, я посмотрел, чтобы можно было почитать из детской библиотеки. Вот тут мне и попалась на глаза книжка «Денискины рассказы». Я начал читать - и вдруг сразу вспомнил своё детство, которое во многом совпадало с историями из жизни Дениса Кораблёва. Очень талантливо Виктор Драгунский описал то время, в котором росли мальчишки и девчонки моего поколения.
И я решил съездить посетить дворик на Фрунзе, 111, где прошло моё детство. И вот, что я там увидел.
Вот в этом доме я жил, пока не закончил школу и не уехал поступать в морское училище в Ленинград. Сейчас на первом этаже никто не живёт. На втором этаже живут, но уже новые, не знакомые мне люди. Перед окнами выросла акация, из поросли от того дерева, которое было в моё время около крыльца. А под окнами раньше у нас росли вишни.
Рядом с моим домом в те далёкие времена, в подвале высоченного трёхэтажного дома располагался склад конторы торга «Гастроном».
Пока загружали телегу товаром мы могли погладить морду лошади, которую кормили хлебом, принесённым из дома. Иногда извозчики разрешали нам прокатиться на телеге до ближайшего перекрестка.
Потом лошадей сменили грузовики. Помню, что наша мама выходила ругаться с водителями, которые оставляли включенный двигатель под окнами, чтобы они не загрязняли выхлопными газами довольно чистый в те далёкие времена воздух, когда на улицах города ещё не было многочасовых пробок.
А вот контора, управлявшая складом «Гастронома». Но почти никто не знал, что над ней, на чердаке, располагался наш штаб.
Доступ туда был весьма затруднён, ведь вход не имел опоры под ногами, а также запирался хитроумным устройством, конструкцию которого я сейчас уже не помню.
Там мы хранили секретные документы, в том числе карту пиратских сокровищ, которые намеревались добыть, организовав специальную экспедицию. Экспедиция так и не была организована, так что карта и сокровища, вероятно, остаются на своих местах.
Кто же входил в числе ограниченного круга лиц, имевших доступ к секретам нашего штаба? Кроме меня, это был мой ровесник с нашего двора Юрка Панкратов. С ним мы играли чаще всего, лепили из пластилина крепости и солдатиков, играли у него в квартире в бильярд. А его бабушка жарила замечательные блины на керогазе, смазывая их маслом кисточкой из гусиных перьев. Его одноэтажный домик не сохранился, на его месте теперь стоит современная многоэтажка.
Также рядом стоял домик дедушки Сашки Долинского, родители которого жили на соседней улице – Куйбышевской. Но Сашка больше времени проводил в нашем дворе. У его дедушки первым из нашего двора появился маленький черно-белый телевизор, и вся наша компания собиралась на полу перед телевизором, когда начинался «Кабачок 13 стульев», который чрезвычайно интересовал советского зрителя, в том числе и малолетнего.
А вот уцелевший двухэтажный деревянный дом, примыкавший к нашему двору, хотя имел другой номер – 109.
Там жил Валерка Ощепков. Его бабушка готовила вкуснейший чайный гриб, который мы прибегали попить после игры в футбол.
Моя мама тоже угощала всю нашу компанию разными пирожками, а также хрустящим печеньем из сладкого теста, провернутого через мясорубку.
После того, как я закончил школу и уехал в училище в Ленинград, а потом и распределился в Дальневосточное пароходство, я утратил связь со своей компанией. Вряд ли кто из них воспользовался картой сокровищ. Наверное, так и хранится на чердаке.
Сейчас вот думаю, стоит ли открывать тайну своему внуку Никите. Парень растёт смышлёным и легко усваивает навыки мужской работы, которые я ему передаю. Думаю, от сможет вскарабкаться на чердак, вон какой он ловкий.
Но вот вовлекать его в морские приключения, рисковать жизнью? Сами видите, что сейчас передают в новостях.
А вы отдали бы своего внука на флот? Напишите в комментариях.
Спасибо.