Найти в Дзене
Альтернативная история

Шестикрылый Серафим

В преддверии очередной годовщины первого полета «Ильи Муромца» возникло желание отыскать фотографии этого самолета в его первоначальной версии — «триплана» с дополнительным крылом, расположенным посередине корпуса. Почти что «интегральный триплан» по версии Ильина, но фактически представляющее собой конфигурацию типа «тандем». Хотя, к этому времени, Эйфель уже доказал, что конструкция «тандем» уступает классической схеме самолета, Сикорский, будучи недоучившимся студентом, не слишком уважал научные авторитеты. Он предпочитал сам дорабатывать свои проекты, а будучи пилотом, тестировал их лично, что позволяло ему, как конструктору, принимать решения о том, где необходимо улучшить или изменить конструкцию. Подобный подход к доработке летательных аппаратов использовался рядом известных конструкторов, таких как Алексеев, чей первый экраноплан также основывался на схеме тандем, или Анри Минье со своим «абсолютно безопасным» «Летающим блохом» — который тоже, на удивление, был по концепции в

В преддверии очередной годовщины первого полета «Ильи Муромца» возникло желание отыскать фотографии этого самолета в его первоначальной версии — «триплана» с дополнительным крылом, расположенным посередине корпуса. Почти что «интегральный триплан» по версии Ильина, но фактически представляющее собой конфигурацию типа «тандем».

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

Хотя, к этому времени, Эйфель уже доказал, что конструкция «тандем» уступает классической схеме самолета, Сикорский, будучи недоучившимся студентом, не слишком уважал научные авторитеты. Он предпочитал сам дорабатывать свои проекты, а будучи пилотом, тестировал их лично, что позволяло ему, как конструктору, принимать решения о том, где необходимо улучшить или изменить конструкцию.

Подобный подход к доработке летательных аппаратов использовался рядом известных конструкторов, таких как Алексеев, чей первый экраноплан также основывался на схеме тандем, или Анри Минье со своим «абсолютно безопасным» «Летающим блохом» — который тоже, на удивление, был по концепции выполнен как тандема.

-2

Конечно, в самом начале эксплуатации «Ильи Муромца» Сикорский убрал среднее крыло — оно оказалось ненужным. Когда смотрели на этот самолет, удивляло, насколько его фюзеляж практически совпадал с передней кромкой крыла, и неизбежно возникал вопрос: «Как же у него с центровкой дела обстоят?» Среднее крыло должно было обеспечить правильную центровку, но Сикорский решил, что достаточно будет и стабилизатора — этим и объясняется тандемная схема. Главной проблемой тандема стала продольная балансировка. Испытательные полеты Сикорского, как пилота и конструктора, позволили правильно настроить центровку для стабильного полета самолета. Однако это привело к другой крайности — самолет получился «перебалансированным» и управлять им, чтобы сделать что-то кроме ровного полета, оказалось сложно. Поскольку «Илья Муромец» был крупнейшим и самым тяжелым самолетом своего времени, это сочли типичным недостатком для больших летательных аппаратов.

Устойчивость полета у «ИМ» была настолько хорошей, что пилот мог спокойно оставлять управление без последствий. Это породило известный анекдот: единственный сбитый «Муромец» был атакован внезапно, когда пилот и экипаж во время возвращения расслабились и занялись игрой в карты. И никак не ожидали такой наглости.

После Гражданской войны советские летчики впервые попробовали зарубежные тяжелые самолеты и сдружились с идеей, что в управлении они не сильно отличаются от обычных. Это внушило мысль: «А так можно было?» и четкое требование: «Дайте нам обычный самолет!» Так и началась разработка проекта «КОМТА», который, как говорил Диоген, тоже оказался «гордостью, но другой». Они стремились создать «первый в мире» научно обоснованный самолет, вероятно, забыв слова Эйфеля: «Самолет — это не машина, расчёту он не поддается». Если без шуток, то конструирование это отдельный процесс, отличающийся от аэродинамических расчетов — можно быть выдающимся в аэродинамике, но зачем заниматься компоновкой? В итоге «КОМТА» все-таки летал, но низко и медленно… И только гений Туполева вернул тяжелое самолетостроение в отечественную авиацию.

…еще один «Серафим»!
…еще один «Серафим»!

Интересно, что история с несущим стабилизатором "Ильи Муромца" обернулась сюрпризом для немцев. В ходе Первой Мировой войны, весной 1915 года, по инициативе шведа Вильхэда Форсмана, который до начала конфликта жил в Петербурге и лично наблюдал полёты русского авиа-гиганта, была создана его немецкая копия (как отмечали, «точь-в-точь»). Однако, как говорил один известный персонаж, «воровство неудобно тем, что иногда не знаешь, что украл». Задняя часть фюзеляжа оказалась слишком тяжелой, поскольку стабилизатор был обыкновенным, а не несущим, и самолету с трудом удавалось поднять хвост при взлете. Кроме того, при коротких перелетах выявилась значительная неустойчивость (тандем-с).

-4

Правда, Форсман привлек потом к делу известную фирму «Сименс-Шукерт», самолет полностью переделали, разбили, еще раз переделали… Попытки облегчить хвост, делая «дырки» в деревянных силовых элементах, привели к тому, что фюзеляж самолета попросту переломился на стоянке. На этом дело немецкого «ИМ» и кончилось…

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Zeppelin-Staaken R.XIV. Супербомбовоз Второго рейха
Блог альтернативная история16 октября 2024
Архивы цикл статей Тяжелые бомбардировщики Кайзера - Альтернативная История
Архивы Тяжелые бомбардировщики и самолеты для дальних перелетов Handley Page V/1500 (H.P.15) - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉