После новогодних праздников всем тяжело возвращаться в прежний режим. Взрослых ждет работа, а учеников – школа. Многие родители отмечают, что после долгих зимних выходных подростки начинают учиться хуже. Хотя, казалось бы, дети отдохнули, наигрались, нагулялись и готовы с новыми силами грызть гранит науки. Тем не менее существует синдром третей четверти. Многие замечают его признаки, но достоверно не понимают, что это такое.
Если вы видите, что ученику лень учиться, он не может сосредоточиться, плохо усваивает новое, стал агрессивным или напротив потерял интерес к учебе, не может выполнить домашнее задание, часами учит параграф, но запомнить все равно не может – значит у ребенка синдром третьей четверти. Такие симптомы обычно возникают в середине января, как только завершились зимние каникулы и впереди еще полгода учебы в школе. Откуда они берутся, и что делать родителям в этот момент – подробно расскажем далее в материале.
Отсутствие солнца, мороз, авитаминоз – главные враги школьника
Абсолютно всем тяжело даются ранние подъемы зимой: на улице холодно и темно, организм всеми силами намекает, что еще нужно поспать. Отсутствие солнца и укороченный световой день негативно влияют и на учеников. Недостаток ультрафиолета ухудшает когнитивные способности ребенка, он не может так радоваться новым знаниям, быть активным и веселым, быстро запоминать новое. Все это влияет на настроение и снижает желание учиться. Еще один важный фактор – холод. Немногие из нас с удовольствием бегут на улицу в 8 утра по крепкому морозу. Большинство школьников лишь одна мысль о том, сколько нужно надеть на себя одежды, погружает в апатию. Плохая погода и темнота большую часть суток негативно влияют на мотивацию к учебе.
Не стоит забывать, что зимнее время – это время повальной нехватки витаминов из-за отсутствия хороших овощей и фруктов. Зимний рацион детей во многом оставляет желать лучшего – всех тянет на сладкое, жирное, мучное, что существенно ухудшает не только физическое самочувствие детей, но и их настроение. Отсюда выливаются частые простуды и другие инфекции. А чем больше ребенок болеет, тем меньше у него остается физических сил на школу.
Другие причины возникновения синдрома третьей четверти
Школьный год длится очень долго. Дети с нетерпением ждут летних каникул, ведь они длятся целых три месяца. О зимнем отдыхе все мечтают из-за того, что уже порядком устали за первое полугодие. Но как только оно проходит, наступает самая длинная четверть в году – третья. И по времени, и по впечатлениям она тянется просто бесконечно. Во-первых, дети уже устали от учебы, во-вторых, впереди еще много месяцев школы, в-третьих, третья четверть действительно дольше остальных. Дело в том, что с начала года ребята отдохнувшие и ждут ярких впечатлений от первой четверти. Вторая пролетает быстро, ведь на носу Новый год, и ощущение праздника сильно бодрит ребят. А четвертая проходит в ожидании каникул. Поэтому детям так тяжело возвращаться в школу именно после новогоднего отдыха.
Кроме этого есть еще и другие причины отсутствия желания и сил учиться. Например, давление со стороны учителей. Многие педагоги, как только школьники входят в класс после каникул, сразу же начинают на них наседать. Они говорят им, как будет сложна третья четверть, что она самая важная и сложная, что это последний шанс выучить все, что можно. Учителя требуют от ребят сразу же включиться в учебный процесс, особенно тех, кому предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Подростки тем временем сразу же расстраиваются, понимают, что впереди еще очень много таких дней и полностью впадают в апатию. Категоричные требования учителей усиленно учиться сразу же после отдыха – серьезная ошибка, которая имеет обратный эффект. Ребятам нужно хотя бы немного времени, чтобы прийти в себя, раскачаться, влиться в учебный процесс. В противном случае ученики чувствуют свою вину, что семестр только начался, а они уже не справляются. Все это вызывает отторжение от школы, потерю мотивации, нежелание что-либо делать.
Как помочь школьнику
Если вы видите, что ваш сын или дочь находятся в таком состоянии, как только вышли с каникул, не стоит оставаться в стороне. Во-первых, убедитесь, что ребенок здоров. Многие сразу после зимнего отдыха заболевают – проверьте это у врача. Если здоровье в норме, значит причина психологическая. Вот несколько советов для родителей, как действовать в такой ситуации:
- Скажите ребенку, что вы его понимаете. Поддержка – именно то, в чем нуждается ребенок в этот момент. Он и так чувствует давление со стороны учителей, сравнивает себя с более успешными одноклассниками. Ему крайне важно знать, что дома его понимают и принимают.
- Превратите свой дом в уютное гнездышко. Когда за окном все серое и мрачное, идет дождь и снег, темно и холодно, очень важно, чтобы школьнику было комфортно дома. Как можно дольше не снимайте новогодние украшения, пеките вкусности к чаю, зажигайте ароматические свечи – путь в доме царит уют и спокойствие.
- Помогите ребенку выстроить режим. Перестроиться на новое расписание после каникул очень тяжело. Будет легче, если вся семья будет заодно. Ложитесь спать в одно время, вставайте утром вместе с детьми, устраивайте завтраки в кругу семьи – все это поможет настроиться на хороший день даже в пасмурное утро.
- Помогите составить расписание. Распишите вместе важные дела и не очень. Такой график позволит ученику наглядно видеть свои труды и ценить себя за проделанную работу. В нем обязательно должно быть место хобби, спорту, отдыху. Благодаря этому ребенок будет видеть, что сегодня на день у него не только школа и уроки, а еще и более приятные занятия.
Другие советы родителям школьников
Современные психологи и педагоги рекомендуют мамам и папам постепенно возвращать детей в рутинный режим. Например, не стоит все каникулы ложиться спать далеко за полночь, а утром первого учебного дня резко вставать в 6 утра. Лучше уделить этому пару дней и постепенно нормализовать сбившийся режим.
Говорите с ребенком откровенно. «Да, сейчас снова начинается учеба, да какое-то время будет скучно и тяжело, но скоро у нас будут новые каникулы и праздники» – эти слова обязательно подбодрят ребенка. Вместе создайте календарь, где будут выделены ваши семейные праздники и общие выходные. Понимая, что третья четверть не так уж и скучна, ученику будет легче ходить в школу. В целом важно следить за состоянием подростка и поддерживать его эмоциональный фон.