Жизнь знаменитого востоковеда Николая Катанова неразрывно связана с Казанью, где он прожил 28 лет. Он знал 114 языков, свободно общался на 50 из них и был ярким этнографом, тюркологом и фольклористом. Но мало кто знает, почему личная библиотека Катанова, насчитывающая 7 тысяч уникальных книг, оказалась в Стамбуле, какое отношение ученый имеет к закрытию спиртоочистительного завода Александровых и где профессор-востоковед караулил картошку от ночных воров. Давайте разбираться!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить самые интересные новости о локации в самом сердце Казани!
Встречают по одежке, провожают по уму
Николай Катанов приехал в Казань в 1893 году в возрасте 32 лет с женой Александрой Ивановной. В Петербурге он успешно сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и уже в январе 1894-го начал преподавать в Казанском университете. Несмотря на его молодой возраст, имя Катанова было уже широко известно в прогрессивных кругах.
Катанов родился в Хакасии, в степной местности Узюм, и с юных лет отличался выдающимися способностями. Окончив гимназию в Красноярске, он продолжил учебу на факультете восточных языков в Санкт-Петербургском университете. В 1889–1892 годах новоиспеченный студент совершил научную экспедицию по Сибири, Монголии и Восточному Туркестану, собирая материал для изучения тюркских народов. Скудное финансирование не помешало экспедиции иметь ошеломляющий успех. Ученым удалось собрать богатый материал для дальнейшего исследования. Но, несмотря на это, профессора Казанского университета встретили петербургского ученого холодно.
Катанов 13 лет прожил в доме №13. Совпадение?
В столице Татарстана Николай Катанов долгое время жил в двухэтажном многоквартирном доме в Переулке к 3-й гимназии (в советское время – Школьный переулок), который сейчас носит его имя – Катановский переулок. Ученый с семьей в 1909 году поселился в квартире в правом крыле, на втором этаже дома.
Изначально это был доходный дом, принадлежащий статскому советнику Александру Гурячкову. Дата его постройки, предположительно, конец XIX века.
О центральном отоплении и водоснабжении в те годы могли только мечтать. Николай Федорович сам таскал бревна, во дворе колол дрова, по крутой лестнице на второй этаж носил воду. Сохранились воспоминания, что квартира была холодная – натопить ее до комфортной температуры не получалось. Особенно зябко было зимой.
В отличие от других профессоров Казанского университета, Катанов был очень близок к земле. На собственном земельном участке (наподобие современной дачи) в пяти верстах от дома он вместе с женой выращивал овощи: картошку и морковь. Особенно это стало важным подспорьем в семье в голодные 20-е годы.
«Здоровье Николая Федоровича пошатнулось с осени 1921 года после физического паралича, случившегося с ним от переутомления, когда уже далеко не молодой профессор вместо покоя (…) вынужден был долго и непосильно работать: копать землю под посев картофеля и других овощей на огороде, носить их на себе с огорода, находящегося в пяти верстах от его квартиры», – так писал казанский церковный историк, этнограф Иван Покровский в статье «Памяти профессора Н.Ф. Катанова» в 1923 году.
Другой современник Катанова, профессор-востоковед Борис Миллер, вспоминал:
«Ежедневно он надрывал свое здоровье и свое слабое сердце (…) летом – работой на огороде (…), осенью – ночными дежурствами на том же огороде в сырость и холод».
Так Катанов самоотверженно охранял свой урожай от воришек. Точное расположение огорода Катанова неизвестно, но, вероятно, это район сегодняшней станции метро «Аметьево», а может быть, и еще дальше.
К сожалению, дом ученого под номером 13 не сохранился. Он сгорел в 2006 году, хотя еще в 1997-м был признан объектом культурного наследия республиканского значения.
Переулок получил современное название 15 июля 2005 года. Увековечить имя известного ученого попросили казанцы.
В 2023 году катановский дом по сохранившимся чертежам восстановили. Сейчас там, как и прежде, располагаются жилые квартиры. Но, к сожалению, пока на доме нет даже памятной таблички.
Турецкие страсти по библиотеке
В 1914 году в Казани состоялась странная сделка, которая до сих пор живо откликается в сердцах прогрессивной казанской и российской общественности. Премьер-министр Турции Хильми-паша выкупил и увез в Стамбул половину личной библиотеки Николая Катанова – это свыше 3,5 тыс. редких книг и древних рукописей на 22 языках.
Николай Катанов решился на продажу библиотеки из-за крайне тяжелого материального состояния. Ученый рассчитывал оставить свое собрание в России – даже обратился в несколько научных организаций Сибири и Средней Азии. Но стороны не договорились по деньгам.
В отчаянии Катанов публикует объявление о продаже библиотеки в казанской газете «Переводчик». Сообщение привлекло внимание турецкого премьер-министра, который по счастливому для него стечению обстоятельств находился в Казани. Турецкий паша выкупил книги за 3 тысячи золотых лир (сегодня эта сумма сопоставима с 5 млн рублей) и в пяти сундуках вместе с железным сейфом, где хранились оттиски и рукописи, отправил их в Стамбул.
Судя по письмам к близким друзьям, разлука с библиотекой для Николая Федоровича была тяжелой:
«Такое чувство, как будто похоронил самое дорогое существо».
Коллекция книг Катанова состояла из более 7 тыс. книг на 22 языках: русском, английском, арабском, старомонгольском, немецком, персидском и на языках тюркоязычных народов мира.
Катанов собирал библиотеку со времен учебы в красноярской гимназии. Редкие и уникальные книги он покупал и во время командировок и экспедиций. В библиотеке хранились энциклопедии, справочники, ученые записки, монографии, учебники, учебные пособия, произведения устного народного творчества, художественная литература, словари, книги по всем отраслям знаний, выходившие с XIII века по 1914 год в разных странах и городах мира. Есть уникальные вещи, датированные 1262, 1305, 1698, 1779 годами.
После смерти Николая Катанова супруга продала в Турцию вторую часть библиотеки ученого.
Сегодня книжная коллекция казанского ученого хранится в Институте тюркологических исследований Стамбульского университета. Фонд библиотеки расставлен не по отделам, не по языкам, не по хронологии и формату изданий, а по инвентарным номерам. По этим инвентарным номерам их можно найти в электронном каталоге, где названия, автор и все выходные данные каждой книги отражены в переводе на турецкий язык.
Если в 1922 году библиотека насчитывала 7325 экземпляров книг, то в настоящее время книжный фонд вырос до 9000 экземпляров. Отдельно от коллекции Катанова коллектив института начал собирать книги, подаренные в последние годы библиотеке учеными разных стран, в том числе и российскими.
Казанское общество трезвости
Николай Катанов вел активную общественную деятельность. Он был бескорыстным адептом казанского общества трезвости, а также членом его комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель».
Журнал «Деятель» с приложением «Восточное обозрение» общества трезвости в Казани получил широкую известность именно благодаря активной деятельности Катанова – редактора, сумевшего придать публикациям научный характер и доступность для широких народных масс. Существует даже предположение, что Катанов являлся фактическим редактором журнала с 1896 по 1901 год.
Журнал последовательно пропагандировал полный отказ от употребления алкогольных напитков и требовал от государства введения запрета на их производство и продажу. Интересно, что причины самого пьянства усматривались главным образом в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-христианских норм жизни.
Во время Первой мировой войны издание поддерживало введение и реализацию в Казанской губернии сухого закона и активно культивировало национально-патриотические настроения.
Как известно, именно из-за сухого закона в 1914 году закрылся спиртоочистительный завод Александровых в Щербаковском переулке. Уже в 1924-м в его цехах открыли кондитерскую фабрику, работавшую в этой локации до 2008 года.
Именно на его месте сейчас строят жилой комплекс «Заря». Бывший пустырь трансформируется в многофункциональный комплекс среднеэтажной застройки. Вместо руин и заборов у площади Тукая появится новая точка притяжения для самой взыскательной публики, красивая архитектурная прелюдия на въезде в центр Казани.
В ЖК «Заря» появится не только жилье с особым уровнем комфорта и приватности, но и общедоступный гастродворик с кафе и ресторанами, двухуровневый паркинг и благоустроенный пешеходный бульвар.