Найти в Дзене
GEON.RU | Магазин инструментов

Почему ваш АКБ умирает раньше времени: правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов

Оглавление

Автомобильный аккумулятор – сердце электрической системы любого транспортного средства. От его состояния зависит не только запуск двигателя, но и работа доп. оборудования. Однако большинство автовладельцев вспоминают о нем только тогда, когда машина отказывается заводиться. А тем временем, регулярное обслуживание АКБ не только продлевает срок ее службы, но и позволяет избежать неприятных сюрпризов в самый неподходящий момент.

В этой статье мы разберем, почему так важно поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии, какие основные операции входят в регулярное обслуживание АКБ, и на что стоит обратить внимание дополнительно. Будь то проверка уровня электролита, очистка контактов или зарядка устройства — знание простых правил поможет вам сэкономить время, деньги и нервы.

Больше интересного в нашем телеграм-канале!

Как понять, что с АКБ что-то не так

Проблемы с автомобильным аккумулятором начинают всплывать постепенно и незаметно. Но в какой-то момент вы заметите, что стартер крутит уже не так бодро и есть сложности при запуске двигателя. Света штатных фар уже недостаточно, хотя раньше все было в порядке, появляются ошибки на панели приборов.

-2

Иногда проблему выдают визуальные признаки, например, налет на клеммах или вздутие корпуса аккумулятора.

Рейтинг пусковых устройств для бензиновых и дизельных автомобилей

Причины таких неисправностей разнообразны, но часто связаны с неправильной эксплуатацией или неподходящими условиями работы.

Одной из главных ошибок является выбор аккумулятора, который не соответствует характеристикам автомобиля. Например, слабая батарея может не выдерживать нагрузок мощной электросистемы. Некоторые водители наоборот стараются установить аккумулятор большой емкости и сталкиваются с недозарядом. Особенно это касается автомобилей с чисто городской эксплуатацией - короткие поздки, постоянный "старт-стоп" на каждом светофоре. В таких случаях аккумулятор не успевает зарядиться полностью, что постепенно снижает его ресурс.

Очистка АКБ от грязи
Очистка АКБ от грязи

Не менее важен и контроль за состоянием электрической системы автомобиля. Утечки тока из-за поврежденной проводки или неправильно подключенных устройств могут незаметно разряжать аккумулятор даже при выключенном зажигании. Оставленные на ночь активные потребители тоже часто становятся причиной внезапного разряда.

Можно ли заряжать АКБ без снятия его с авто?

Заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля, можно, но при соблюдении определенных правил. Так, современные зарядные устройства позволяют безопасно выполнять эту процедуру прямо на месте.

Перед зарядкой важно убедиться, что автомобиль полностью выключен: зажигание должно быть отключено, а все потребители энергии – выключены. Зарядное устройство подключается в строгом порядке: сначала плюс (клемма «+» на аккумуляторе), затем минус. Если в автомобиле используется сложная электроника, рекомендуется использовать зарядное устройство с функцией стабилизации напряжения, чтобы исключить риск повреждения чувствительных систем.

-4

Ошибки при зарядке могут привести к серьезным последствиям. Например, если перепутать полярность, можно вывести из строя не только аккумулятор, но и блок управления автомобиля. Также при чрезмерной подаче напряжения возрастает риск закипания электролита, что может повредить батарею или даже вызвать коррозию рядом расположенных элементов. Поэтому крайне важно соблюдать инструкции производителя как для аккумулятора, так и для зарядного устройства.

Как правильно снять АКБ с автомобиля

Правильное снятие и установка аккумулятора — это важный процесс, который требует внимательности и соблюдения определенного порядка действий. Перед началом работы убедитесь, что зажигание автомобиля выключено, а все потребители электроэнергии отключены. Если автомобиль оборудован системой сигнализации, возможно, потребуется временно отключить ее.

-5

Первым шагом необходимо отсоединить минусовую клемму (обычно черного цвета, обозначена знаком «–»). Это делается для предотвращения короткого замыкания при случайном соприкосновении токопроводящего инструмента с кузовом машины. После этого отсоединяется плюсовая клемма (красного цвета, со знаком «+»). И только после этого можно снять крепления аккумулятора и извлечь его из посадочного места.
Установка аккумулятора обратно выполняется в «зеркальном» порядке. Сначала батарея помещается в посадочное место и закрепляется. Затем подключается плюсовая клемма, а после нее — минусовая. Такой порядок предотвращает искрение и возможное повреждение электрической системы.

Что может пойти не так

  • Перепутанные клеммы. Подключение «плюса» к «минусу» и наоборот может привести к короткому замыканию, повреждению аккумулятора, а в худшем случае — выходу из строя блока управления автомобиля, особенно это касается современных авто, где полно "умной электроники".
  • Искрение. Неправильный порядок подключения клемм может вызвать искры, что особенно опасно, если поблизости бензин или другие горючие жидкости.
  • Сброс настроек. Снятие аккумулятора без сохранения питания бортовой сети может сбросить настройки магнитолы, бортового компьютера или сигнализации. Чтобы избежать этого, используется специальный резервный источник питания.

Что делать после снятия аккумулятора

Когда аккумулятор снят с автомобиля, важно уделить внимание его состоянию и провести профилактические работы. Особенно это актуально зимой. Перед любыми процедурами АКБ должен прогреться до температуры помещения, что занимает около 3 часов.

Перед началом работ аккумулятор очищают от загрязнений с помощью мягкой тряпки, смоченной в растворе соды. Это помогает удалить налет и нейтрализовать остатки электролита. Визуально осмотрите корпус: если есть трещины или следы подтеков, использовать такой аккумулятор нельзя - его следует утилизировать. Особое внимание уделите клеммам: удалите следы окисления, которые могут препятствовать нормальному контакту.

Если есть мультиметр — замерьте напряжение. В идеале оно должно быть около 12,8 В. Если напряжение ниже, аккумулятор нуждается в зарядке. Значение меньше 11 В указывает на глубокий разряд, и тут потребуется длительная зарядка.

Напряжение 11.92 Вывод: АКБ разряжен и нужна дозарядка
Напряжение 11.92 Вывод: АКБ разряжен и нужна дозарядка

Все автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые и необслуживаемые. В необслуживаемые батареи добавлять воду или электролит невозможно. Единственное, что можно сделать — это визуально осмотреть корпус и провести зарядку. На некоторых "продвинутых" моделях есть «глазок-ареометр», который показывает плотность электролита. Его показания помогают оценить состояние аккумулятора.

Мультиметр: что это за прибор и для чего применяется

А вот если у вас обслуживаемый аккумулятор, тут уже больше возможностей для действий. Вот что можно сделать:

Проверка уровня электролита

Снимите пробки, но не убирайте далеко. При зарядке их можно просто положить сверху, не закручивая, чтобы пары свободно выходили. Уровень электролита должен выше предохранительного щитка примерно на 1,5 см.

Проверка уроня электролита АКБ
Проверка уроня электролита АКБ

Зарядка

Допустимые параметры зарядки указаны на корпусе аккумулятора. Зарядка постоянным током подойдет для медленного и равномерного восстановления заряда, а зарядка постоянным напряжением — для частичного восстановления емкости.

Проверка плотности электролита

После зарядки измерьте плотность электролита ареометром. В норме она составляет 1,25–1,29 г/см³. Если показатели отличаются в меньшую сторону - необходимо добавить электролит, если в большую - добавляем дистиллированную воду, при этом следим за общим уровнем электролита.

Что делать после глубокого разряда

Глубоко разряженные аккумуляторы требуют особого подхода. Лучше всего заряжать их медленно, с низким током (около 10% от номинальной емкости), чтобы минимизировать риск повреждения пластин. Для восстановления емкости может потребоваться до 24 часов зарядки.

Зарядка АКБ
Зарядка АКБ

После восстановления заряда рекомендуется провести контрольный тест: замерить напряжение под нагрузкой и проверить плотность электролита (для обслуживаемых моделей). Если аккумулятор продолжает плохо держать заряд, возможно, он потерял часть емкости и требует замены.

Как выбрать пусковое или зарядное устройство для аккумулятора автомобиля по параметрам и типу авто

Техника безопасности при работе с аккумуляторами и электролитом

Работа с аккумуляторами требует строгого соблюдения техники безопасности. Это связано с потенциальной опасностью, исходящей от электролита (кислоты), выделения водорода при зарядке и высокого электрического тока. Несоблюдение ТБ может привести к серьезным травмам, ожогам или повреждению оборудования. Вот основные правила:

  • Работайте в хорошо проветриваемом помещении.
  • Надевайте резиновые перчатки и защитные очки, чтобы предотвратить контакт с электролитом, который может вызывать химические ожоги. Если есть риск разлива кислоты, желательно использовать фартук и обувь с устойчивой к химикатам подошвой.
  • Используйте только изолированные инструменты. Это исключает риск короткого замыкания, который может повредить батарею.
  • Всегда отключайте первой минусовую клемму перед работой с аккумулятором. Это снижает риск короткого замыкания через кузов автомобиля.
  • Если требуется приготовить раствор электролита, всегда вливайте кислоту в воду, а не наоборот. Вливание воды в кислоту может вызвать бурную реакцию с выделением большого количества тепла, что приведет к разбрызгиванию концентрированной кислоты.
  • Пролитый элкетролит можно нейтрализовать раствором пищевой соды или мела. Никогда не смывайте кислоту просто водой — это может усилить коррозию на металлических поверхностях.
  • Храните кислоту и использованный электролит в герметичных емкостях вдали от источников тепла. Утилизируйте отработанный электролит только через специализированные службы.

Заключение

Обслуживание автомобильного аккумулятора — это несложная, но крайне важная и полезная процедура, которая способна значительно продлить срок его службы и обеспечить стабильную работу автомобиля. Правильный уход позволяет вовремя выявлять и устранять проблемы, снижать риски непредвиденных поломок и затрат на ремонт. Соблюдение рекомендаций по эксплуатации, регулярная проверка состояния и своевременная зарядка — ключевые составляющие долгой и надежной службы АКБ. Внимательное отношение к аккумулятору не только сбережет ваш бюджет, но и обеспечит уверенность в работе автомобиля в любой ситуации.

Выбрать и купить все для обслуживания аккумулятора вы можете у нас в магазине GEON.ru. А по промокоду DZEN получите дополнительную скидку 3%

Рекомендуем почитать