В психологии под рефлексией понимают возможность проводить анализ явлений, ситуаций и возникающих на их фоне эмоций. Благодаря этому возможно оценивать свои мысли, действия, стремления, а также изменять привычки, поведение, ориентиры.
Саморефлексия помогает осмыслить происходящее, скорректировать дисфункциональные поступки, убеждения.
В ряде случаев когнитивный процесс происходит некорректно, поскольку мы неправильно интерпретируем свои ощущения, взгляды, не контролируем мышление или не можем отказаться от когниций. Данный вариант приводит к нарушениям, среди которых излишнее самокопание, напряжение, самокритика, депрессивное расстройство.
Что такое рефлексия
Слово «рефлексия» произошло от латинского понятия «reflectio», что переводится как отражение, обращение назад. Феномен считается важным и неотъемлемым познавательным процессом в жизни людей, отличающим их от представителей животного мира. Каждый из нас способен анализировать текущие моменты, произошедшие события и наше эмоциональное состояние в те моменты.
Познание себя и своего внутреннего мира помогает сделать выводы, обнаружить когнитивные искажения, видоизменить привычки. Благодаря самопознанию удаётся улучшить качество жизни, взаимоотношения с окружающим миром. Способность рефлексировать направлена на осознанное восприятие происходящего и самочувствия, настроения.
Самоанализ обеспечивает структурирование мыслительных операций, что позволяет по-новому взглянуть на привычную ситуацию и вовремя изменить своё отношение к ней, выбрать новый способ решения проблемы. Умение осознавать причинно-следственную связь обстоятельств и чувств формирует критическое мышление. Это помогает отказаться от импульсивных решений, предположений. Постепенно человек знакомится со своим Я, начинает понимать причины, мотивы поведенческих реакций.
Самообращение развивается и совершенствуется в течение всей жизнедеятельности, начиная с раннего детства, когда малыш общается со взрослыми, наблюдает мир вокруг. Личностное формирование тесно связано с базовым механизмом восприятия действительности. При этом становлению человека мешают отсутствие анализа событий в детские годы, тревожность, защитные механизмы психики.
Рефлексия в античной и средневековой европейской мысли
Изучение саморефлексии замечено в древние времена, когда философы только начинали изучать когнитивное действие, его функции и особенности. Мыслители античной эпохи исследовали явление с точки зрения восприятия окружающего мира.
Античные учёные сформировали терминологию, структуру рефлексивного ума. Они пришли к мнению, что феномен основан на критическом и систематизирующем оценивании себя, других людей при помощи накопленного духовного опыта.
Сократ в своей теории делал акцент на самопознание, включающее духовную активность в её познавательной направленности. Он настаивал на необходимости отказа от устойчивых верований, развития разума. По его мнению, важно нравственно очистить душевную составляющую. Это должно помогать в поиске истины, формирования целостности ума, корректировке заблуждений.
Платон и Аристотель рассматривали рефлексивный акт в единстве мыслей и мыслимого. Платон считал, что рассудительность обеспечивает самопознание, что позволяет понять собственный внутренний мир, предназначение, слабости.
В эпоху Средневековья понятие «рефлексия» характеризовалось как допустимый вариант существования ума на пути к вере, где ключевым аспектом считалась воля. Размышление о рефлексивном акте основывалось на религии, библейском содержании.
Современные исследования рефлексии
Изучение феномена не потеряло свою актуальность и в нынешнее время. Современная психология рассматривает понятие с различных точек зрения, давая ему множество объяснений.
Основоположником психологии рефлексии является В. А. Лефевр, который ввёл термины «рефлексивная система», «рефлексивное управление». Дальнейшее развитие направления отражается в концепциях Н. Г. Алексеева, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. Е. Лепского, А. В. Карпова, В. А. Петровского.
В период 1960-1970-х годов учёные изучали накопленные мировые теоретико-методологические основы механизма самопознания, формировали концептуально-методологическую базу.
Мыслительный механизм рассматривают в качестве процесса, сознательной функции, особенности осмысления. Благодаря рефлексии происходят социальная перцепция и обратная связь. С другой стороны, это способность одного человека или большой социальной группы к осмыслению и переосмыслению.
Что значит рефлексировать
Заниматься самоанализом — значит развиваться, совершенствоваться, познавать, достигать. Благодаря важному когнитивному механизму возможно улучшить настрой, самочувствие.
Деятельность направлена на фиксацию и изучение своих черт характера, мыслительных операций, поступков, целей. Анализирование позволяет изменять убеждения, когнитивные искажения.
Склонность к значимому акту заложена в каждом из нас, но есть индивидуальные отличия уровней самопознания. Когда постоянно практикуется навык самонаблюдения, любой поступок оценивается с точки зрения причинно-следственной связи. Человек с легкостью признает и исправляет погрешности. Он ведёт себя осознанно, отказывается от необдуманных решений и импульсивности.
Низкий показатель рефлексии приводит к невнимательности по отношению к себе и другим. Например, не испытывая удовольствие от своей работы, человек продолжает заниматься нелюбимым делом, так как не осознаёт негативное влияние ситуации на личностный комфорт. Он не может обнаружить неправильность своих слов, решений, поведения, поэтому постоянно получает один и тот же результат. Наблюдаются дисбаланс чувств, отсутствие самоконтроля.
Для чего нужна рефлексия
Саморефлексия позволяет обнаружить истинные стремления, потребности. Считается, что регулярное осмысление поведенческих реакций, ощущений приводит к эмоциональной устойчивости, снижению напряжения.
Важная способность нацелена на оценку своих взглядов, убеждений, контактов с близкими. Человек учится быть терпимее к разным событиям, контролировать своё состояние.
Решать вопросы в условиях стресса становится легче, когда есть осознание взаимосвязи явлений и чувств. Повышая уровень самоконтроля, исключаются инстинктивные решения.
Например, допустив ошибку в выполнении задания, человек анализирует свои верные и некорректные действия, разбирает причины и возможные альтернативные решения, что помогает в следующий раз при схожих обстоятельствах не допустить погрешность.
Вера в личный потенциал избавляет от страхов перед новым или ошибками. При этом повышается самооценка. Сознание происходящего придаёт уверенность и ощущение активного влияния на события, наличия знаний и опыта.
Формы и виды рефлексии
Совокупность когнитивных актов, выражающаяся саморефлексией, имеет разную типологию. Явление имеет положительные и отрицательные воздействия, поэтому рефлексия может быть как конструктивной, так и деструктивной. В первом случае человек улучшает свои качества, меняется к лучшему, приобретает навыки. Во втором варианте наблюдаются самокритика, необоснованные тревоги, зацикливание на проблеме.
Осмысление касается текущих событий (ситуационное самоотражение), уже произошедших ситуаций (ретроспективная саморефлексия) или относится к построению планов на будущее (перспективный рефлексивный механизм).
Рефлексию классифицируют с точки зрения направленности аналитических дум:
- самонаблюдение,
- коммуникативный анализ, изучающий общественную взаимосвязь,
- саногенная рефлексия, в ходе которой прорабатывается и контролируется чувственность,
- интеллектуальное самопознание, предполагающее изучение имеющейся и необходимой информации для реализации задуманного.
Как выглядит процесс рефлексии
Людям свойственно проводить анализ своих мыслей, состояния, ощущений, возникающих на фоне разных событий. При этом мы пытаемся разобраться, почему одна и та же ситуация спровоцировала у нас один набор чувств, а у окружающих — совершенно другие эмоционально-поведенческие реакции.
Многие поспешно дают оценку явлению, наделяя его положительной или отрицательной характеристикой. Иногда суждение совпадает с действительностью, но нередко оно относится к когнитивному искажению.
Чаще всего при саморефлексии обращают внимание на негатив, трудности, неудачи, забывая разобрать успехи, достижения.
Самопознание предполагает фокусирование на обстоятельстве, черте, особенности. При этом оценивается самочувствие, настроение. Человек разбирается, что получилось, а что не удалось. Важно понять, какие неприятные чувства возникли, что можно сделать в будущем для изменения или избежания подобных последствий.
Как научиться рефлексировать
Психологи учат клиентов обращать внимание не только на плохие обстоятельства, но и на успешные исходы. Это позволяет укреплять веру в себя и личный потенциал, повышать самооценку.
В ходе саморефлексии специалисты рекомендуют задавать себе следующие вопросы:
- Что у меня случилось?
- Какие чувства я испытываю?
- Какие положительные стороны у произошедшего?
- Что пошло не по плану?
- Что меня огорчает?
- Какие мои решения, действия мне нравятся, а какие вызывают негатив?
- Были ли у меня альтернативные способы поведения?
- Что следует изменить в будущем?
Например, человека уволили с работы. Неприятную ситуацию можно разобрать по схеме. Сначала важно понять, что положительное было в работе, чему она научила. Далее разбираются, что повлияло на увольнение, каких знаний и навыков не хватило, что нужно освоить для успешной самореализации и карьерного роста.
5 этапов рефлексии
Благодаря многоступенчатому алгоритму самопознания возможно разобрать любые события, обстоятельства.
На первом этапе нужно оценить полученный опыт, сформулировать что и как произошло, последствия явления.
Следующая стадия самообращения направлена на эмоциональное состояние, мыслительные операции в момент события.
Третья фаза предполагает оценку знаний, практики, приобретенных навыков и их дальнейшего применения. Нужно определить опыт, от которого придётся отказаться.
Далее нужно проанализировать вопрос со стороны, что позволит посмотреть на явление безэмоционально и объективно.
Завершающий этап помогает констатировать значимость опыта и его использование в будущем.
Способы рефлексии
Полезную привычку необходимо регулярно тренировать, совершенствовать. Можно выбрать удобное время, место, вариант для саморефлексии.
Простой и понятный вариант обращения к своему внутреннему миру — беседа с самим собой. Разговор нужно вести перед зеркалом, высказывая эмоциональную составляющую, думы, убеждения.
Ведение дневника позволяет выразить на бумаге все переживания, ощущения, предположения, которые трудно удержать и проанализировать в голове. Человек может запечатлеть изображение, схему, план.
Медитация является эффективной практикой самоизучения. Для выполнения техники стоит найти тихое место, где можно остаться наедине с собой и обратиться к сокровенным ощущениям.
Выделяют упражнения, развивающие умение самообращения. Рекомендуется ежедневно благодарить себя, окружающих, события, обстоятельства. Другое полезное упражнение заключается в фокусировании внимания на ситуациях, которые принесли положительные чувства.
Ошибки, которых стоит избегать
Главным нарушением в акте душевного отражения является акцентирование внимания на причинах случившегося. Это порождает вопрос: «Почему так произошло?». Важно делать акцент на том, что и как случилось, какие возникли ощущения, мысли, что нужно скорректировать.
При проведении аналитики состояния, поведенческих реакций нельзя замыкаться на негативе. Полезно обращать внимание на положительные стороны, благодарить за полученный опыт.
Иногда рефлексия превращается в самокопание. Деструктивный акт вызывает тревожность, депрессию, напряжение. В данном случае необходимо понять, где была допущена некорректность, что надо изменить для достижения цели, от каких привычек отказаться.