Всем известен анекдот про Хаджу Насреддина в Бухаре, которому удалось проникнуть в султанский гарем и украсть оттуда девушку. Однако в данная история произошла на самом деле, несмотря на то, что за соблазнение наложницы из гарема грозила смертная казнь.
Султаном был Селим III (1761—1807), . Именно Селиму пришлось столкнуться с армией Наполеона и уступить ему Египет. Его мать Михришах-султан была известной грузинской красавицей, а сам султан проводя все время до вступления в должность в клетке, увлекся музыкой и поэзией.
При дворе султана работало много известных музыкантов, а лирика Селима III занимает видное место в турецкой литературе, ее читают и слушают даже в наши дни. В поэзии он использовал прозвище Ильхами. Это был, пожалуй, один из наиболее просвещенных монархов, который поддерживал тесные связи с поэтами и музыкантами своего времени.
Селим III проводил во дворце концерты. В эти вечера султану представляли новые песни, и те, которые особенно нравились ему, исполнялись музыкальным ансамблем. Лирическими произведениями султана восхищался самый знаменитый турецкий композитор того времени Хамами-заде Исмаил-эфенди. Во дворце ставились некоторые балетные постановки, и впервые в истории Османской империи звучали арфа и фортепиано.
В один из этих вечеров все певцы, композиторы и музыканты собрались во дворце Сертаб. Там был и Исхак, один из известнейших музыкантов своего времени. Когда он приехал, музыка уже звучала. Охрана у ворот не впустила его. В этот самый момент Селим услышал шум. Он встал, пошел к воротам и закричал на стражника: «Эй, стражник! Я могу найти сто тысяч стражников как ты, но великий музыкант, такой как Исхак, рождается лишь раз за несколько веков». Эти слова были сохранены в архивах и дошли до нас. Сам музыкант, Селим III по достоинству мог оценить талант других музыкантов и артистов.
Музыкант, Садуллах-ага (1728 – 1801), о котором и пойдет рассказ тоже был известным при дворе человеком. Он был сыном Хафиза Керима Эфенди, одного из муэдзинов мечети Фатих, и был одним из величайших композиторов времен правления султана Селима III. Садуллах Ага, который считается самым влиятельным композитором школы Селима III, был также мусахибом (другом для бесед) султана, а позже стал главным мусахибом. Он был красноречивым и жизнерадостным человеком с приятным характером. До наших дней дошло около тридцати произведений Хаджи Садуллаха Ага, который написал сотни произведений.
Селим III попросил его обучить некоторых султанских наложниц. Обучая одну из них, музыкант влюбился в нее. Ее звали Михрибан. Шло время, и любовь стала взаимной. Садуллах-ага оказался в странном положении. С одной стороны — доверие и уважение султана, с другой — любовь к наложнице. Перед ним стояла трудная дилемма. Он мог объясняться в любви только песнями, которые она разучивала, потому что за ними, в соответствии с традицией, наблюдала одна из младших служанок. Садуллах-ага наконец решил поговорить с Михрибан с глазу на глаз, поскольку был уже готов умереть за ее любовь. Это был рискованный шаг. Музыкант открыто сказал Михрибан, что любит ее. Она ответила взаимностью.
Султан очень разгневался, узнав, что его обманули. Согласно традиции, Садуллах-ага должен был быть казнен. Селим III приказал страже заключить его в тюрьму. Как раз в тот момент, когда собирались казнить Садуллах-агу, вбежали несколько друзей султана, которые очень любили Садллаха, и объявили, что султан отменил казнь и заменил ее тюремным заключением. На самом деле Селим III ничего не отменял, а, наоборот, приказал поскорее убить Садуллах-агу.
Находясь в тюрьме, он продолжал думать о Михрибан. Там он написал новую песню под названием «Баяти Арабан». Окружение султана постаралось сделать так, чтобы султан послушал эту песню, когда у него будет хорошее настроение. В один из вечеров во дворце султан сел на свое обычное место, чтобы снова насладиться музыкой. Оркестр начал исполнять новую песню Садуллах-аги. Все смотрели на султана, который, по-видимому, пришел в восхищение от нее. Когда исполнение закончилось, стало так тихо, что можно было бы услышать падение булавки. Все ждали реакции владыки. Селим III, оглядевшись, спросил: «Чья это песня?» Присутствовавшие потупили взоры. Кто-то смог только прошептать: «Это песня Садуллах-аги. Он сочинил ее перед смертью, но не успел услышать, как она звучит». Слезы появились на глазах султана. Он был готов разрыдаться и горько сожалел о своем приказе казнить композитора: «Как я мог приказать убить такого великого композитора!» Печаль Селима III передалась и залу. Кто-то не выдержал и прошептал: «Ваше величество, Садуллах-ага жив!» Превозмогая страх перед гневом султана, человек в зале поведал, что он и еще несколько человек решили сохранить жизнь музыканту. И пал ниц перед Селимом, ожидая кары. Реакция султана поразила всех. Он не разгневался, напротив, был несказанно рад, что Садуллах-ага жив.
Селим III приказал привести его в зал. Через пару минут музыкант стоял посреди зала, смущенный и озадаченный, опустив очи долу.
Селим III простил его и сказал: «Пусть не одна, а все мои наложницы будут твоими». Он нашел в себе силы изменить свое решение и тем самым возвеличил себя в глазах подданных. Он осыпал Садуллах-агу подарками и в конце концов женил его на Михрибан.
Читайте также:
- Макам — целебная музыка Востока >
- Дарбука — древнейший барабан >
- Стереотипы поведения арабов >