Найти в Дзене
Этноmix

Ритмы для танца живота

Оглавление

Невозможно представить себе Восток без арабского барабана — табла, как её называют в Египте или дарбуки как ее называют в Турции. Звучание этого музыкального инструмента можно услышать всюду, где бы вы только ни были на Востоке – на улице, на базаре, в кафе, на корабле, на разных праздниках… Табла — самый популярный и известнейший ближневосточный музыкальный инструмент, может быть оттого, что его звучание напоминает сердцебиение, а палитра звуков способна заменить ударную установку. Многие ближневосточные ритмы существуют в неизменном виде на протяжении многих столетий и традиционно используются для сопровождения восточных танцев.

Дарбуки
Дарбуки

В начале второго тысячелетия в трудах ближневосточных теоретиков выкристаллизовалось понятие давра, или ритмического цикла. Его стали графически изображать в виде круга, разделенного на секторы. Со временем ритмический цикл превратился в iqa’ (во мн. числе iqa’at) в арабской традиции и wazn (во мн. числе awzan) или usul в турецко-персидской.

Китаб аль аддавар
Китаб аль аддавар

Систематизация огромного числа арабских ритмов представляется весьма сложной задачей. У арабов не существовало какого-то их фиксированного, канонического свода, подобного своду турецких усулов. Многие ритмы не имеют фиксированных названий: их привязывали к определенному региону, танцу или произведению. Одному и тому же названию могут соответствовать разные региональные варианты ритма или вообще совершенно различные ритмы. И, наоборот, один и тот же ритм может иметь несколько разных названий. В последнем случае различие может проявляться в наполнениях.

Ритм МАКСУМ

египетский; «максум» означает «сломанный пополам». Простой «максум» является основой для многих других ритмов. Он имеет особое значение в современной и фольклорной музыке Египта. В восточных музыкальных композициях с перкуссионным аккомпанементом очень часто можно услышать отчетливую ритмическую форму «максума». В Турции и Тунисе ритм называется «Düyek».

D-T---T-D---T---: базовый
D-T-k-T-D-k-T---: идущий
D-T-k-T-D-k-T-tk: идущий «с мостиком»
D-T-tkT-D-tkT-tk: наполненный
D-B-tkB-D-tkB-tk: с бэком
D-S-k-S-D-k-S---: идущий со слэпами

Ритм Саиди

Саиди — еще один ритм из группы «максума». Он выделяется двумя D в середине фразы. Этот ритм очень популярен в верхнем Египте среди народности Саиди. Изначально был мужским ритуальным танцем с тростью «тахтиб» (Tahtib). Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Как правило, играется быстро и с сильными акцентами, также танец сопровождают звуки рожка «мизмар». Танец с тростью в танцах живота по сути является пародией на мужскую версию этого танца. Также «саиди» можно назвать «baladii maqluub» («белиди маклюб»).

D-T---D-D---T---: Базовый
D-T-tkD-D-tkT-tk: Наполненный
D-B-bkD-D-bkB-bk: С «бяком»
T-T-tkD-D-tkT-tk: после первого цикла
D-tk-kD-D-tkT-tk:
Dk-Tk-D-D-tkB-tk:
DkB-kkDDD-tkB-tk: с тремя дунами

-3

Ритм Белледи (Baladi, Baladii, Beladi, Beledi)

египетский; «белледи» — это более фольклорная версия ближневосточного «максума», характеризуется двумя отчетливыми D в начале фразы. Иногда также называется «maSmuudii saghiir» (т.е. «маленький масмуди»), т.к. по ритмической форме и акцентам очень его напоминает с одним лишь отличием – «белиди» играется на 4, а «масмуди» на 8. Слово baladi означает «народный», «устаревший». «Белиди» обычно играется более медленно, чем «максум». Балади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин, при этом аккомпанирую на дарбуке. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление. Танец балади оказал значительное влияние на становление современного танца живота.

D---D-------T---D-------T-------:
D---D---t-k-T---D---t-k-T---t-k-:
D-k-D---t-k-t-k-D---t-k-T-------:
D---D---t-k-t---D---t-k-t---t-k-:
D---t-k-D---D---t-k-t---t-k-t-k-:
D---D---K---T---D---K---T---t-k-:
D---D---t---k---D---D---t-k-t---:
D-k-D-k-t-k-t-k-D-k-t-k-T-k-t-k-:

Помните, ритм нельзя почувствовать умом; вы должны чувствовать его во всем теле. Если вы физически повторяете некую ритмическую фигуру в течение достаточно долгого времени, то, хоть простая, хоть сложная, она вскоре станет привычной вашей душе. Запомните базовые ритмы — без них нет дальнейшего движения.

-4