Когда Василию Опанасовичу, будущему отцу великого русского писателя Николая Гоголя, было четырнадцать лет, ему приснился поразительный сон:
Три величественных дуба, словно трое богатырей, стояли на краю небольшого леса, казалось, охраняя суетливую автомагистраль Полтава — Шишаки. Между их могучими стволами открывался живописный вид на отдаленное село, украшенное яркими домиками, известное как легендарная Диканька.
Предполагается, что название "Диканька" происходит от окружающих ее лесов.
В исторических документах село впервые упомянуто в 1658 году, когда рядом произошло сражение между полковником Мартином Пушкарем, предпочитавшим российскую сторону, и гетманом Иваном Виговским, стремившимся к Польше. Сегодня это районный центр, расположенный в 29 километрах от Полтавы, насчитывающий всего 9 тысяч жителей, и уже более двухсот лет овеянный тайной своего выдающегося уроженца — Николая Гоголя.
Прадед Николая Васильевича был священником, дед успешно завершил обучение в Киевской Духовной Академии, а отец — в Полтавской семинарии.
В ходе посещения диканьского краеведческого музея Валентину Ковальскому (православный журналист) представили отрывок из письма Гоголя к матери:
«Я просил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и Вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии самые высокие мысли».
Современники Гоголя отмечали его глубокую религиозность: он стоял на коленях с опущенной головой во время молитв и часто совершал поклоны. На формирование личности и творчество будущего литератора оказали сильное влияние как загадка его происхождения, так и необыкновенная судьба его родителей — Василия Опанасовича и Марии Ивановны.
— В возрасте четырнадцати лет Василий Опанасович видел во сне, что священник указывает ему на девушку, которую он должен взять в жены, — повествует Анна Золотайко, экскурсовод диканьского краеведческого музея. — Поутру он сообщил своим родителям, что сегодня встретит свою будущую супругу. И в тот же вечер, возвращаясь домой, они зашли в гости к знакомым Трощинским, у которых на воспитании находилась однолетняя девочка (ее мать, имея много детей, отдала ребенка своей сестре). Заметив её, молодой Василий незамедлительно заявил, что она станет его женой в будущем.
Валентин Ковальский рассказывает:
– Когда Маше исполнилось 13 лет, жених попросил ее руки, но получил от ворот поворот: родная тетя, сославшись на очень юный возраст племянницы, попросила его немного подождать. Через год молодые, несмотря на волнение родственников, все-таки сыграли свадьбу. Их первые двое детей родились мертвыми. Опасаясь за жизнь третьего, юная Мария Гоголь-Яновская, несмотря на беременность, отправилась из своей Васильевки в соседнюю Диканьку.
Возможно, она тоже хотела стать свидетельницей одного чуда, о котором долгое время гудела вся Полтавская губерния: после большой грозы в диканьском лесу вдруг явилась икона Николая Чудотворца (с тех пор тот лес называется Николаевским). После того как ее отнесли в сельский храм, снова прогремела молния, и снова икона оказалась на том же самом лесном пне, где ее обнаружили впервые.
Согласно тому что говорит духовенство, это самое знамение, если его можно так назвать, указало на место для строительства церкви в лесной глуши, где в иконостасе и была установлена, та самая икона святого Николая Чудотворца.
Согласно преданию, именно перед этим образом молодая Мария дала обет, что если она родит сына, то он получит имя Николай.
В настоящее время чудесно явившаяся икона хранится в Полтавском музее изобразительных искусств.
Эксперты утверждают, что она не подлежит реставрации из-за значительных повреждений покрытия, сохранить удалось лишь часть изображения руки Святителя.
Но не случайно вышло так, что когда кто-то из верующих принес священнику другой образ Николая Чудотворца, его размеры точь в точь совпали с размерами прежней иконы.
Сам же Николаевский храм продолжает стоять до сегодняшнего дня, хотя в годы репрессий его закрыли, а настоятеля, несмотря на его возраст, отправили на принудительные работы за скошенную на приходском участке траву, которую партийные деятели не желали видеть священнослужителя.
Со стороны церковь с ее белоснежными округлыми формами создает иллюзию парения в воздухе. По мере приближения этот эффект лишь усиливается благодаря пестроте красок, типичной для украинского села времен Гоголя: белоснежные стены, зеленый полукруглый купол, небольшая золоченая луковица с крестом на вершине, иконостас из дуба, полы из бело-серого мрамора, живописные изображения. Полное восприятие этой невероятной красоты возможно только во время проведения Божественной литургии, когда купол словно раскрывается. В эти моменты тяжело осознать, где ты находишься — на земле или на небесах…
А вот, более свежие сведения по поводу иконы.
По официальной версии, икона святителя Николая находится в фондах Полтавского художественного музея. Однако директор музея Ольга Курчакова отказывается ее демонстрировать кому-либо, ссылаясь на "очень плохое состояние" образа.
Но если она хранится в музее, почему мы не можем ее увидеть?
В связи с этим ряд исследователей утверждают, что икону вывезли в США и продали в частную коллекцию.
Такова история Диканьки и военного образа Николая Чудотворца.