Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Активное воображение: этапы работы с образами по М.- Л. фон Франц

Оглавление

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active Imagination)

Этапы работы с образами по М.-Л. фон Франц

Метод работы, предложенный Юнгом для работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Активное воображение отличается от «мысленного представления» или «направленного воображения»: в данном случае «сценария» не существует.

Для работы с активным воображением пациенту предлагается сконцентрироваться на каких-то конкретных переживаниях, эмоциях, событии, чувствах и позволить возникнуть образной фантазии, затем предлагается взаимодействовать с образом (рассмотреть образ, «послушать его», понаблюдать за образом).

Активное воображение отличается от обычной фантазии своей направленностью, сочетанием сознательных и бессознательных установок, тогда как фантазиях сознательная функция недоступна и процесс является спонтанным.

Далее предполагается обсуждение клиентом представленного своего образа с аналитиком, так называемая аналитическая переработка сознанием. Юнг предлагал клиентам представлять активное воображение клиентам не только на сессиях, но и самостоятельно дома, а результаты предлагается приносить на сессию – и обсуждать совместно с терапевтом [3].

Для того, чтобы работа с активным воображением была еще более продуктивной, терапевт предлагает клиенту не только запомнить образ, но и придать ему форму в каком-либо творческом проявлении, например, через рисунок, лепку, работы в песочнице [2].

Фон Франц, продолжая идеи Юнга предлагает определенные четыре технических шага по работе с символом в рамке аналитического сеттинга:

-2

Схема 1. Этапы работы с образами по М.-Л. фон Франц. Разработана для магистерской диссертации Шевелева Е. [1]

1. Освободить эго-сознание (это могут быть техники релаксации, дыхания, медитативные техники, уединение в уютном безопасном защищенном месте);

2. Наблюдать образ внутренним взором (разрешаем образу быть, наблюдаем за ним за его развитием, контактируем в воображении, "слушаем его", "рассматриваем");

3. Придумать форму образам (это может быть лепка из глины, песочные композиции, рисунок, песня, стихотворение и даже танец и движение);

4. Аналитическая проработка материала [2, с. 50] (записываем переживания - приносим продукт творчества и свои наблюдения к своему аналитику и погружаемся в трактование смыслов и переработку).

Процесс творчества становится целительным, если усиливается исследованием и интерпретацией, то конфликтный и эмоционально заряженный материал может быть еще более подвержен трансформации с последующей интеграцией посредством того, что Юнг называл трансцендентной функцией. Предполагается, что метод активноговоображения подходит тем клиентам, которые уже достаточно много и плодотворно работали с собственными сновидениями, но активное воображение может быть недоступно для клиента с ограниченной способностью к символизации.

Литература:

1. Шевелева, Е. В. Динамика Эго-состояний ребенка на примере одного случая аналитической психотерапии методом Сэндплей / Е. В. Шевелева: дис,...магистр.: 37.04.01. - М.,2024. - 134 с.

2. фон Франц, М. - Л. Психотерапия [Текст]: пер. с англ. – М.: Клуб Касталия. 2016. – 250 с.

3. Юнг, К. Г. Практика психотерапии [Текст]: пер. с нем. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: «Университетская книга», 1998. – 416 с.

Автор: Шевелева Елена Витальевна
Психолог, MSc Супервизор ОППЛ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru