Или зачем в блоге о письме и почерке так много писать про отношения?
За всё время существования педагогики (в том числе письма) в ней накопилось огромное количество методик. Я и сама свои «пять копеек» вставила в этом смысле.
Тем не менее любой опытный и наблюдательный педагог вам смело скажет, что не только разные методики подходят к разным детям, но и, часто, с одним и тем же ребёнком одна и та же методика в руках одного педагога работает, а в руках другого – нет. И ещё случается такое, что для одного и того же ребёнка одна и та же методика в одно время подходит, а в другое – нет. Да и вообще: на уроке всегда всё по-разному…
На то есть несколько причин.
Первая причина (и на ней мы остановимся в этой статье) в том, что методика сама по себе – это инструмент. Как молоток или швейная машина. И это одна сторона медали.
А вторая сторона – владение инструментом и его использование.
Именно поэтому после обучения в Академии письма мы «не расходимся» со студентами, а продолжаем встречаться на супервизиях, дополнительных вебинарах и лекциях, решая конкретные задачи и проблемы, которые возникают у конкретных педагогов и конкретных детей.
Конкретика здесь занимает центральное место!
- Конкретный педагог «держит в руках» методику определённым образом. Мне понравился пример с молотком (он простой и ёмкий), поэтому буду использовать его. Так вот, если сравнить методику с молотком, то у каждого педагога свой «захват» (помните про индивидуальные ракетки у теннисистов - под руку?) Что это означает? Как можно держать методику? Это же не молоток! И не ракетка. Ну, во-первых, педагог «ДЕРЖит» методику мягко или жестко. То есть жестко приДЕРЖивается шагов методики или мягко следует общим правилам, меняя и подстраивая методику под конкретного ребёнка и его трудности. А, во-вторых, он ДЕРЖит её уверенно или не очень. Уверенное держание заключается в уверенном знании методики и его уДЕРЖании «в голове».
Итак, конкретный педагог очень по-своему владеет методикой. Это владение, несомненно, связано с держанием. Мягкое держание инструмента делает мягким владение им. Жесткое держание приводит к жесткому владению.
- Но ещё здесь многое зависит от того, как много педагог привносит в методику своего. Насколько он умеет «подлаживать» инструмент не только к задаче, но и к себе. Это второй, и очень важный, момент.
Приведу пример: я в студенческие годы преподавала хореографию детям и когда стала педагогом письма, то стала сравнивать письмо с танцем на бумаге. Это сравнение мне близко. Я знаю, как осуществляется движение в танце, и знаю, как оно осуществляется в письме. Проводить аналогии между этими движениями для меня естественно. И так объяснять материал мне легче. Ещё я объясняю через спорт, живопись, занятия музыкой и многое другое… Всё, чем я занималась когда-то я привношу в письмо. Это было и есть моё владение. Но я знаю многих моих коллег, которым удобнее объяснять какие-то вещи детям через другие образы и аналогии. У них другой стиль работы. Другое владение. Хотя работать при этом мы можем по одной методике или по разным. И при этом одинаково эффективно.
- Конкретный педагог может вести ребёнка к результату или путём строгой дисциплины, или путём мотивации, или ничего специально не делая, просто потому что или отношения с этим педагогом, или само занятие письмом (равно как и любым другим делом) будут иметь большое значение для ребёнка и тогда он сам будет хотеть писать (считать, читать и так далее). То есть, понимаете, методика (по крайней мере та, что направлена на развитие навыка) не завязана напрямую на дисциплине, мотивации или отношениях между педагогом и ребёнком. Но успех применения методики напрямую зависит от той стратегии в этом вопросе, которую выбирает педагог. И от его личности. И тех отношений, которые возникают между ребенком и педагогом. Но не потому, что дисциплина сама по себе хороша или мотивирование ребёнка само по себе необходимо, а потому что у конкретного педагога именно этим путём приводить ребёнка к результату получается лучше всего.
Здесь очень важно сказать отдельно про то, что педагог может избирать как один из перечисленных вариантов(всегда только дисциплину, или всегда только мотивацию), так и комбинировать их или подбирать наиболее подходящий в конкретной ситуации.
Это зависит, в том числе (но не только), от гибкости педагога и его возможности работать по-разному.
Всё, сказанное выше, касается особенностей владения методикой. Хотя мы рассмотрели только ту их часть, которая зависит от педагога. А есть ещё зависимость использования методов и методики от:
- ситуации обучения (общеобразовательная государственная школа, частная школа, семейное обучение и так далее)
- личности и интересов ребёнка
- особенностей жизни ребёнка
- запроса родителей и так далее.
Но и того, о чем мы успели здесь поговорить, достаточно, чтобы увидеть, насколько информация о методике отличается от владения ею, например.
Информация сама по себе абстрактна. Владение методикой всегда конкретно.
Оно чаще всего рождается между педагогом, учеником и родителями. Как отношения, которые всегда рождаются между.
Поэтому то, как педагог владеет методикой, применяет её, какое воплощение получает методика в его конкретных руках – это часть отношений педагога с собой, с учениками, с родителями, к инструментам, к делу и многому другому, что наполняет его жизнь.
Поэтому в нашем блоге так много про отношения. Хотя он о письме.
Заходите к нам в чатик ☕️ У нас там печеньки 🍪