Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

КТО НА УРОКЕ ХОЗЯИН: педагог или методика?

Или зачем в блоге о письме и почерке так много писать про отношения?

Фото ru.freepik.ru
Фото ru.freepik.ru

За всё время существования педагогики (в том числе письма) в ней накопилось огромное количество методик. Я и сама свои «пять копеек» вставила в этом смысле.

Тем не менее любой опытный и наблюдательный педагог вам смело скажет, что не только разные методики подходят к разным детям, но и, часто, с одним и тем же ребёнком одна и та же методика в руках одного педагога работает, а в руках другого – нет. И ещё случается такое, что для одного и того же ребёнка одна и та же методика в одно время подходит, а в другое – нет. Да и вообще: на уроке всегда всё по-разному…

На то есть несколько причин. 

Первая причина (и на ней мы остановимся в этой статье) в том, что методика сама по себе – это инструмент. Как молоток или швейная машина. И это одна сторона медали.

А вторая сторона – владение инструментом и его использование. 

К слову инструменты бывают разные. И хорошо бы их использовать не только умело, но и по назначению 😉 Фото ru.freepik.com
К слову инструменты бывают разные. И хорошо бы их использовать не только умело, но и по назначению 😉 Фото ru.freepik.com

Именно поэтому после обучения в Академии письма мы «не расходимся» со студентами, а продолжаем встречаться на супервизиях, дополнительных вебинарах и лекциях, решая конкретные задачи и проблемы, которые возникают у конкретных педагогов и конкретных детей.

Конкретика здесь занимает центральное место! 

  • Конкретный педагог «держит в руках» методику определённым образом. Мне понравился пример с молотком (он простой и ёмкий), поэтому буду использовать его. Так вот, если сравнить методику с молотком, то у каждого педагога свой «захват» (помните про индивидуальные ракетки у теннисистов - под руку?) Что это означает? Как можно держать методику? Это же не молоток! И не ракетка. Ну, во-первых, педагог «ДЕРЖит» методику мягко или жестко. То есть жестко приДЕРЖивается шагов методики или мягко следует общим правилам, меняя и подстраивая методику под конкретного ребёнка и его трудности. А, во-вторых, он ДЕРЖит её уверенно или не очень. Уверенное держание заключается в уверенном знании методики и его уДЕРЖании «в голове».

 

Итак, конкретный педагог очень по-своему владеет методикой. Это владение, несомненно, связано с держанием. Мягкое держание инструмента делает мягким владение им. Жесткое держание приводит к жесткому владению.

Как-то на супервизии разговор со студентами зашел о том, зачем некоторым педагогам нужно жестко держаться за методику. Очень интересная была беседа. Фото ru.freepik.com
Как-то на супервизии разговор со студентами зашел о том, зачем некоторым педагогам нужно жестко держаться за методику. Очень интересная была беседа. Фото ru.freepik.com

  • Но ещё здесь многое зависит от того, как много педагог привносит в методику своего. Насколько он умеет «подлаживать» инструмент не только к задаче, но и к себе. Это второй, и очень важный, момент.

Сделать так, чтобы по методике было комфортно работать - тоже часть педагогического мастерства. Фото ru.freepik.com
Сделать так, чтобы по методике было комфортно работать - тоже часть педагогического мастерства. Фото ru.freepik.com

Приведу пример: я в студенческие годы преподавала хореографию детям и когда стала педагогом письма, то стала сравнивать письмо с танцем на бумаге. Это сравнение мне близко. Я знаю, как осуществляется движение в танце, и знаю, как оно осуществляется в письме. Проводить аналогии между этими движениями для меня естественно. И так объяснять материал мне легче. Ещё я объясняю через спорт, живопись, занятия музыкой и многое другое… Всё, чем я занималась когда-то я привношу в письмо. Это было и есть моё владение. Но я знаю многих моих коллег, которым удобнее объяснять какие-то вещи детям через другие образы и аналогии. У них другой стиль работы. Другое владение. Хотя работать при этом мы можем по одной методике или по разным. И при этом одинаково эффективно.

  • Конкретный педагог может вести ребёнка к результату или путём строгой дисциплины, или путём мотивации, или ничего специально не делая, просто потому что или отношения с этим педагогом, или само занятие письмом (равно как и любым другим делом) будут иметь большое значение для ребёнка и тогда он сам будет хотеть писать (считать, читать и так далее). То есть, понимаете, методика (по крайней мере та, что направлена на развитие навыка) не завязана напрямую на дисциплине, мотивации или отношениях между педагогом и ребёнком. Но успех применения методики напрямую зависит от той стратегии в этом вопросе, которую выбирает педагог. И от его личности. И тех отношений, которые возникают между ребенком и педагогом. Но не потому, что дисциплина сама по себе хороша или мотивирование ребёнка само по себе необходимо, а потому что у конкретного педагога именно этим путём приводить ребёнка к результату получается лучше всего.
Есть вещи, которые в ваших руках работают лучше всего (Изображение от master1305 на Freepik)
Есть вещи, которые в ваших руках работают лучше всего (Изображение от master1305 на Freepik)

Здесь очень важно сказать отдельно про то, что педагог может избирать как один из перечисленных вариантов(всегда только дисциплину, или всегда только мотивацию), так и комбинировать их или подбирать наиболее подходящий в конкретной ситуации.

Это зависит, в том числе (но не только), от гибкости педагога и его возможности работать по-разному.

Всё, сказанное выше, касается особенностей владения методикой. Хотя мы рассмотрели только ту их часть, которая зависит от педагога. А есть ещё зависимость использования методов и методики от:

  • ситуации обучения (общеобразовательная государственная школа, частная школа, семейное обучение и так далее)
  • личности и интересов ребёнка
  • особенностей жизни ребёнка
  • запроса родителей и так далее.

Но и того, о чем мы успели здесь поговорить, достаточно, чтобы увидеть, насколько информация о методике отличается от владения ею, например. 

Информация сама по себе абстрактна. Владение методикой всегда конкретно. 

Оно чаще всего рождается между педагогом, учеником и родителями. Как отношения, которые всегда рождаются между

Поэтому то, как педагог владеет методикой, применяет её, какое воплощение получает методика в его конкретных руках – это часть отношений педагога с собой, с учениками, с родителями, к инструментам, к делу и многому другому, что наполняет его жизнь.

Поэтому в нашем блоге так много про отношения. Хотя он о письме.

Заходите к нам в чатик ☕️ У нас там печеньки 🍪

Академия письма 🎓