Русская сказка – это во всех смыслах волшебная завязь! И глубинного древнего исконного фольклора, и произведений русских писателей, от старинных до современных. Они прекрасны и многогранны в своем разнообразии, но из отечественного писательского творчества мы чаще вспоминаем, пожалуй, сказки Александра Сергеевича Пушкина. Дополняют волшебный мир его сказок, а точнее, воплощают его, иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина.
Иван Яковлевич появился на свет в 1876 году в Тарховке под Санкт-Петербургом в семье военного врача и моряка Якова Билибина и был назван в честь деда. В семье, кроме Вани был и младший сын Саша, которых с любовью воспитывала мама Варвара Бубнова. Варвара Александровна тоже была из семьи моряков, была образована, обожала музицировать, для чего когда-то даже училась игре на фортепьяно у самого Антона Григорьевича Рубинштейна.
Все детство Иван рисовал, отучился в Первой классической гимназии и в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году он ее окончил и, по заведенной еще веками ранее моде, отправился в Европу. Там он и посещал музеи и галереи, и учился у местных мастеров - в Италии, Германии, Швейцарии. Вернувшись на Родину, поступил в школу знаменитой княгини Марии Тенишевой, меценатке и покровительнице искусств. Там он обучался под руководством уже очень известного и востребованного Ильи Репина до 1900 года.
Но не одним искусством был занят молодой талантливый художник. Иван Билибин успешно совмещал его с учебой на юридическом факультете Петербургского университета. Так он выполнял волю родителей - как мы помним, потомственных моряков, обладающих практичным умом. Впрочем, искусство все равно взяло верх - по окончании учебы в университете, Иван продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством все того же своего учителя - Ильи Ефимовича Репина.
Еще зимой 1899 г. на выставке коллеги - Виктора Васнецова - Билибин был поражен работой «Богатыри» и эскизами костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова. То вообще было время увлечения русским народным творчеством, ремеслами, фольклором. И эта полуязыческая, полусказочная тематика очень взволновала Билибина. Довершила картину поездка летом в Ёгну, деревню в Тверской губернии, где Иван впервые столкнулся с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, ее глухими таинственными лесами и укромными озерами… Здесь словно ожили так взволновавшие его тогда, на выставке, экспонаты и картины. Тогда-то он и создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки и работа эта продолжалась четыре года. За это время он побывал и в старинном Новгороде, и в Москве, которая поразила его своей архитектурой, нарядностью и яркостью, что также нашло отражение в работах художника.
И вот, мир увидел первые иллюстрации Билибина в шести книжках, сборнике, составленном Александром Афанасьевым: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и две сказки в одной книжке - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с «Белой уточкой».
Его стиль, увлечение книжной графикой, народной историей прекрасно сочетались с чаяниями общества "Мир искусства". В сотрудничестве с "мирискуссниками" Билибин занимался и иллюстрациями, и театральным оформлением.
Его манит русский Север и с 1902 по 1904 гг. он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин, одновременно и художник, и этнограф, зарисовывал, фотографировал, записывал все, посвященное народному искусству.
Итогами поездок Билибина стали знаковые и знаменитые иллюстрации к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане» и к былине «Вольга».
Сам он описывает их как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)». Оформляя книгу Пушкина, художник старался создать полный ансамбль графических решений – от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки».
Интересовал Билибина и станковый пейзаж. В 1908 году он путешествует по Англии, посещает Ирландию, рисуя этюды величественных скальных британских берегов. На родине же одним из мест, которое вдохновляло Ивана Билибина, стало Крымское побережье. С 1910 года он каждое лето приезжал сюда на этюды, а в 1913-м стал совладельцем коллективного имения «Профессорский уголок» в урочище Батилиман рядом с Балаклавой.
Продолжая изучение различных техник, Билибин переходит от лубка к древнерусской иконописи. Это отражается в его манере исполнения рисунка.
Синкретический подход, слияние видов искусства и единая гармония его отлично вписывались в стилистику "мирискуссников", так что в 1916 году Билибина избрали председателем этого общества. Впрочем, скоро случилась революция и уже после нее Иван Яковлевич вошел в состав Особого совещания по делам искусств. Кстати, именно им был разработан и создан эскиз нового герба для партии кадетов – двуглавый орел без короны.
Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей – Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.
Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891-1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже – оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах. Однажды Рене заключила с ним пари: художник обязался не пить в течение года. В случае проигрыша он обязался оставить жену, дать ей свободу. Пари Билибин проиграл; супруги расстались.
...В декабре 1919 года Билибин приехал в Новороссийск, где на его попечении оказались сестры Чириковы – Людмила и Валентина, дочери соседа Билибина по Батилиману, писателя Евгения Чирикова. Художник заботился о девушках, доставал еду и лекарства, когда обе слегли с тифом еще в Новороссийске. В Людмилу Чирикову он был влюблен, но без взаимности. Сестрам надо было эвакуироваться, и через три месяца после приезда в Новороссийск Билибин вместе с Чириковыми сел на пароход «Саратов». Из-за эпидемии тифа корабль не приняли в Константинополе, не приняли и на Кипре. Только через месяц изможденные пассажиры увидели на горизонте огни Александрии. Так судьба занесла Билибина в Египет. Билибин осел в Каире, где прожил более четырех лет. Его первая персональная выставка прошла именно в Египте, в Александрии.
Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908-1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892-1967). После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции – Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий. Узнав о кончине мужа Александры Щекотихиной-Потоцкой, Иван Яковлевич позвал ее замуж и Шурочка, устав бороться за выживание в холодном и голодном Петербурге, соглашается. Со своим сыном от первого брака, Славчиком, она садится на пароход и приезжает в Каир.
Билибин много рисует, в его работах того периода - природа и архитектурные памятники Ближнего Востока, портреты крестьян, бытовые сценки, эскизы для труппы Анны Павловой, находящейся на гастролях в Египте, а также эскизы фресок и иконостаса для православного храма.
В 1925 году Билибины осели в Париже, где оформляет русские оперные постановки, в чем ему часто помогает жена. В начале 30х годов художник переключается на французских заказчиков – в первую очередь, на издательские компании.
Несмотря на эмиграцию, в 1935 году Билибин получил гражданство СССР. Выполнив панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, в 1936 году Билибин вместе с женой и сыном вернулся в Ленинград. На Родине Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, а Шурочка по-прежнему успешно работала на фарфоровом заводе.
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот».
В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию. Иван Яковлевич Билибин умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 года, в том самом «профессорском доте». Похоронили его вместе с коллегами - в братской могиле профессоров Академии художеств на кладбище Острова декабристов.
Вспомним слова ленинградского художника-графика Владимира Успенского: «Мы сидим, бывало, еле живые, подходит Иван Яковлевич: «Пойдемте, я вам покажу мои египетские фотографии»; мы идем за ним, он рассказывает столько интересного, что забываем все и слушаем его до часу ночи. «Ну, завтра Шурочка задаст мне головомойку» - смеется он». Он работал до последней минуты, со светильничком, и последний рисунок его великолепен. «Он уже лежал, я сидел около него, было поздно, я страшно устал, хотел спать. Поднялся. «Посидите еще, Владимир Александрович, завтра мы уже не увидимся» - сказал Билибин. И когда я утром к нему пришел, его уже не было в живых, его унесли из комнаты».
Как бы то ни было, с успехом работая и на Ближнем Востоке, и в Европе, Билибин Родину не забыл и от Родины не отказался. И она его, будем уверены, забывать не спешит.
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/