Найти в Дзене
"Мир Новостей"

Почему буренок все меньше?

Оглавление
   Почему буренок все меньше?
Почему буренок все меньше?

Чиновники бодро рапортуют об успехах нашего сельского хозяйства, но, по данным Росстата, на конец сентября 2024 года поголовье крупного рогатого скота в России составило 17,2 млн голов — это на 3,9% меньше, чем на конец сентября 2023 года. И вы хотите получить доступные молоко, кефир и сметану?..

Сегодня много говорят о причинах падения поголовья, но одной из главных эксперты признают плохой уход за животными, что вызывает многочисленные заболевания, в том числе и лейкоз.

Никто в мире пока не научился лечить это заболевание, а ведь вирус и продукты его жизнедеятельности, попадая в молоко, могут стать угрозой для человека. «Мир новостей» узнал, что российские ученые нашли способ легко и навсегда защитить крупный рогатый скот от опасного заболевания, но много лет не могут преодолеть бюрократические препятствия и получить разрешение на использование своего эффективного метода.

Сегодня в России заболеваемость лейкозом крупного рогатого скота составляет от 40 до 65% и регистрируется практически во всех регионах. Россельхознадзор ежегодно фиксирует новые неблагополучные регионы. Как признают специалисты, ситуация по лейкозу плохо поддается анализу и контролю, поскольку не все хозяйства ждут ветврачей с распростертыми объятиями.

ИГРА В РУЛЕТКУ С МОЛОКОМ

Самое неприятное, что по закону молоко от инфицированного животного (лейкоз в его организме есть, но еще не развился до клинической стадии) разрешено сдавать на переработку. Хотя считается, что после термической обработки молока вирус лейкоза коров не вызывает злокачественных опухолей у человека, но есть научные работы, говорящие об обратном.

Специалисты до сих пор не дали четкого ответа на дискуссионный вопрос: насколько безопасно употреб­лять молоко инфицированных животных, и как бы ни успокаивали слова о кипячении, пастеризации и ультрапастеризации, мы все играем в рулетку, не зная, от здоровой или больной раком крови коровы пьем молоко.

У «лейкозного вопроса» есть и другая сторона - экономическая. Ветеринарные правила обязывают уничтожать больных животных, и если вспомнить, что в стране вирусом лейкоза поражено больше половины крупного рогатого скота, впору начать серьезно опасаться за продовольственную безопасность России. Больных коров спасти уже не получится (от вируса есть только одно лекарство - гильотина), но их потомство все-таки имеет шанс избежать заражения проклятым вирусом, а значит, и страна может решить множество проблем, включая проблему «больного молока».

После долгих лет исследований и экспериментов группа ученых под руководством заслуженного ветеринарного врача РФ, доктора ветеринарных наук, академика Академии продовольственной безопасности Владислава Ласкавого доказала, что профилактическая вакцинация определенными препаратами способна обеспечить пожизненную устойчивость животных к заражению вирусом лейкоза.

ВАКЦИННЫЙ ЩИТ

- Оздоровить стадо можно, - рассказал «МН» ученый. - И на это не надо тратить фантастические суммы. Выпуск препаратов уже налажен, а мы с коллегами опытным путем установили, в каком объеме, когда и как делать инъекции телятам и уберечь их от заражения лейкозом. Чтобы разработанная нами иммунная защита начала работать и могла защищать животных от вируса всю жизнь, достаточно всем без исключения телятам в возрасте 1-9 дней сделать укол ППД-туберкулином, который выпускает «Курская фабрика - фирма «БИОК», а через 30-40 минут вколоть иммуномодулятор «Иммунофарм» производства КазНИВИ.

Профилактическая методика была успешно реализована в двух неблагополучных по лейкозу хозяйствах на юге России, и через пять лет иммунологические исследования крови у экспериментальных животных показали 100-процентное отсутствие заболевания, несмотря на совместное содержание больных и здоровых парнокопытных. Результаты проведенной работы были опубликованы в специализированном журнале «Ветеринария и кормление», сами ученые получили патенты на метод применения найденной композиции из препаратов в России, США, Канаде, Австралии, Китае, Индии и других странах.

По словам Владислава Ласкавого, «активизация клеточного иммунитета в неонатальный период и, как следствие, усиление киллерной системы иммунитета обеспечивают пожизненную устойчивость животных к заражению лейкозом, и несмотря на то, что оба используемых в нашей методике препарата бюджетные, экономический эффект от их применения будет колоссальным».

Похоже, это понимают все: и потребители, которые, стоя перед молочной полкой, опасаются наткнуться на упаковки с молоком от инфицированных лейкозом коров, и животноводы, которые лишаются прибыли, отправляя на убой больных буренок, и государство, которое из-за неизлечимого вируса вынуждено наблюдать за планомерным сокращением поголовья крупного рогатого скота в стране, но только не руководство Российской академии наук. По непонятной для саратовских ученых причине уже несколько лет акты выполненных ими исследований остаются без внимания вышестоящих организаций, а без этого внедрение в практику нового метода невозможно...

По мнению экспертов, если ситуация не изменится, к 2030 году мы потеряем еще 2 млн голов скота. И сколько тогда будут стоить ряженка и сливки, даже подумать страшно. Может, все-таки поможем нашим ученым справиться с одним из тяжелейших заболеваний крупного рогатого скота?

Иван Остужев

Фото: LEGION-MEDIA

Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | VK.Новости.