- Обстановка, в которой допускается приостановление предварительного расследования по данному основанию, предполагает ведение Российской Федерацией боевых действий и наличие одной или всех в совокупности обстоятельств:
- Как показала практика, мобилизация может проводиться без объявления войны и без введения состояния военного времени (в частности, в рамках специальной военной операции).
- Рассматриваемое основание приостановления предварительного расследования применяется только к следующим категориям:
23 марта 2024 года в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ) закреплено новое основание приостановления предварительного расследования – призыв подозреваемого или обвиняемого на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключение ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также прохождение ими военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время (п. 3.1 ч. 1 ст. 208).
В целом введенное основание приостановления предварительного расследования, по сути является частным случаем уже имеющегося основания, закрепленного в п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – невозможность участия обвиняемого (подозреваемого) в производстве по делу при известности его места нахождения. Вместе с тем основание приостановления предварительного расследования, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, – специальное, поскольку его применение возможно только в определенной обстановке и только в отношении определенного круга лиц.
Обстановка, в которой допускается приостановление предварительного расследования по данному основанию, предполагает ведение Российской Федерацией боевых действий и наличие одной или всех в совокупности обстоятельств:
− состояние военного времени, т.е. времени с момента объявления федеральным законом состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»);
− объявление военного положения, т.е. особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, устанавливаемых Указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (п. п. 1, 2, 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении»);
− объявление мобилизации – комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть, как общей, так и частичной. Мобилизация объявляется Президентом РФ, который своим Указом определяет объем мобилизационных мероприятий, в том числе категории подлежащих мобилизации граждан (п. 2 ст. 1, подп. 6 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). Одним из элементов мобилизации является мобилизационный призыв, т.е. призыв на военную службу дополнительных контингентов граждан для увеличения численности воинских формирований в целях решения боевых задач.
Как показала практика, мобилизация может проводиться без объявления войны и без введения состояния военного времени (в частности, в рамках специальной военной операции).
Применительно к п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ термин «мобилизация» следует понимать не только как продолжительность самого мобилизационного призыва, но и как весь период участия мобилизованных лиц в боевых действиях, поскольку основное предназначение принятых нововведений состоит в предоставлении дополнительных гарантий лицам, реально участвующим в решении боевых задач. Таким образом, в условиях осуществляемой в настоящее время специальной военной операции (далее СВО) приостановление предварительного расследования по анализируемому основанию может иметь место на всем протяжении участия мобилизованных лиц в СВО, вплоть до ее полного завершения.
Особенности обстановки в некоторых аспектах кардинальным образом влияют на характер уголовно-процессуальной деятельности. Так, если применительно к основанию, закрепленному в п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в юридической литературе справедливо предлагается использовать видео-конференц-связь в качестве альтернативы приостановлению предварительного расследования, то ведение боевых действий обусловливает нецелесообразность продолжения активной процессуальной деятельности в отношении лица, мобилизованного в воинские формирования.
Рассматриваемое основание приостановления предварительного расследования применяется только к следующим категориям:
− лицо, призванное на военную службу по мобилизационному призыву. Военный призыв в отношении установленных законом категорий граждан осуществляется в обязательном порядке (п. 1 ст. 25, п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В отношении мобилизации в законодательстве также употребляется термин «призыв», при этом мобилизационный призыв отличается от ординарного призыва на срочную военную службу, тем, что категории лиц, подлежащих призыву в рамках мобилизации, определяются Указом Президента РФ;
− лицо, заключившее контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ. Контракт заключается между гражданином и Министерством обороны РФ (ст. 32 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и представляет собой добровольный способ поступления лица на военную службу;
− лицо, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ на общих основаниях до наступления состояния военного времени, введения военного положения или объявления мобилизации и продолжившие прохождение службы после наступления указанных обстоятельств.
Приостановление предварительного расследования по рассматриваемому основанию допускается по делу о любом преступлении. В этом контексте не имеет значения перечень составов преступлений, закрепленных в ч. 1 ст. 78.1 УК РФ (по этим преступлениям не допускается прекращение уголовного преследования на основании ст. 28.2 УПК РФ). Очевидно, что, хотя ст. 78.1 УК РФ, ст. 28.2 и п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ получили законодательное оформление одновременно, тем не менее это самостоятельные нормы и они, хотя и действуют системно, не могут рассматриваться как полностью обусловливающие применение друг друга. Освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования обладают материально-правовой природой, и здесь законодатель вполне уместно устанавливает ограничения по некоторым преступлениям, при совершении которых освобождение от уголовной ответственности неприемлемо. В то же время приостановление предварительного расследования – исключительно процедурное решение, обусловленное необходимостью обеспечения эффективного хода производства по уголовному делу, в силу чего законодательное установление каких-либо категорий преступлений, препятствующих принятию этого решения, нецелесообразно.
Если по уголовному делу в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц, а военнослужащим является лишь одно из них, возможно выделение дела в отношении этого лица и приостановление по выделенному делу, с продолжением расследования по исходному делу по обвинению других соучастников.
Уголовно-процессуальный механизм приостановления уголовного преследования по новому основанию состоит из следующих элементов.
В соответствии с ч. 9 ст. 208 УПК РФ приостановление предварительного расследования по анализируемому основанию производится на основании ходатайства командования воинской части или учреждения. Такая формулировка свидетельствует, что вопрос о приостановлении предварительного расследования ставится не военным комиссаром, организующим мобилизационный призыв, а командованием воинской части, в которой проходит военную службу мобилизованное лицо.
При этом следует отметить, что в УПК РФ отсутствует определение «командование воинской части (учреждения)». Очевидно, под командованием воинской части следует понимать командира части (в Российской Федерации воинской частью обычно считается полк, бригада, военный корабль 1, 2 и 3 ранга), а также любого вышестоящего военного начальника, которому подчинена воинская часть (например, командир соединения, объединения и т.п.), вплоть до командующего армией, флотом, фронтом, если руководитель такого уровня сочтет необходимым внести ходатайство, исходя из особенностей личности обвиняемого (подозреваемого).
Следователь или дознаватель рассматривают ходатайство и выносят постановление об удовлетворении ходатайства и приостановлении предварительного расследования, а мера пресечения, если таковая избиралась в отношении обвиняемого или подозреваемого, отменяется следователем или дознавателем в общем порядке (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).
Здесь возникает закономерный вопрос – вправе ли следователь отказать в удовлетворении ходатайства командования воинской части, руководствуясь интересами расследования (например, в силу тяжести совершенного преступления)? С одной стороны, смысл принятия соответствующих законодательных изменений состоит в том, чтобы избавить обвиняемого (подозреваемого) от участия в уголовно-процессуальной деятельности на период прохождения им военной службы. С другой стороны, обращение командования воинской части в УПК РФ обозначено именно ходатайством, которое рассматривается по общим правилам рассмотрения ходатайств, а значит следователь вправе принять решение как об его удовлетворении, так и об отказе в его удовлетворении (например, если на момент поступления ходатайства по делу не произведены все необходимые процессуальные действия).
Отказ следователя в удовлетворении ходатайства о приостановлении предварительного расследования может быть обжалован командованием воинской части и обвиняемым (подозреваемым) руководителю следственного органа, соответствующее решение дознавателя – прокурору. Кроме того, независимо от формы предварительного расследования указанное решение может обжаловаться в судебном порядке (ст. 125 УПК РФ).
Приостановление предварительного расследования по п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ возможно только при условии проведения всех процессуальных действий, возможных в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, и может иметь место до окончания срока расследования дела.
Следователь или дознаватель уведомляют командование воинской части или учреждения о приостановлении предварительного расследования, а также лицо, в отношении которого приостановлено предварительное расследование, его защитника потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, подозреваемого, обвиняемого и их защитников, одновременно разъясняют им порядок обжалования данного решения (ч. 1 ст. 209 УПК РФ). Также копия постановления о приостановлении предварительного расследования направляется прокурору, осуществляющему надзор за расследованием уголовного дела.
Приостановление предварительного расследования традиционно рассматривается как временный перерыв в уголовно-процессуальной деятельности, конечный момент которого невозможно определить изначально, при принятии решения о приостановлении. Вместе с тем специальный характер основания приостановления расследования, закрепленного в п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК, позволяет довольно точно установить подобные границы: а) завершение военного времени; б) окончание военного положения; в) демобилизация. Все указанные решения принимаются Президентом РФ и оформляются его указами. Соответственно, день издания Указа Президента РФ может рассматриваться как основание возобновления производства предварительного расследования. Вместе с тем следует учитывать специфику возвращения демобилизуемых военнослужащих, неизбежно предполагающую наличие временного периода для фактического увольнения из Вооруженных Сил РФ и прибытия к месту жительства. Соответственно, не имеет смысла принимать решение о возобновлении расследования до прибытия демобилизованного лица к месту своего проживания.
Кроме того, возможно возобновление предварительного расследования для производства процессуальных действий, не связанных с участием обвиняемого (подозреваемого), после завершения которых расследование вновь может быть приостановлено.
Автор: Попаденко Елена Викторовна, к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)