Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Похвала с подвохом: 7 признаков «оскорблиментов». Как реагировать? Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Меня вроде бы похвалили, но почему мне так плохо, грустно, противно на душе?». Довольно часто за приятными на первый взгляд высказываниями прячется скрытый подтекст. Мы его ощущаем, он вызывает у нас негативные переживания, — но агрессия настолько аккуратно завуалирована, что мы не можем точно объяснить свои переживания и «дать отпор» обидчику, а если и пытаемся, то выглядим «чрезмерно реагирующим» человеком. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, зачем люди используют «оскорбительные комплименты», как их распознать, — и как на них реагировать.

Что такое неггинг и зачем его используют?

Неггинг (от английского «negative», негативный) — это разновидность эмоциональной манипуляции, при которой человек использует послание из двух составных частей:

  • комплимент — послание подается в форме комплимента, похвалы, одобрения;
  • негативный элемент — дополнительный подтекст с агрессивным выпадом против человека, которого «хвалят».

В нашем языке есть еще более емкое и красочное слово, отражающее суть этой манипуляции, — «оскорблимент».

Зачем люди используют «оскорблименты»?

Есть сразу несколько нелицеприятных причин неггинга.

  • Попытка избежать последствий. Открытое проявление агрессии в общении не одобряется социумом и может повлечь за собой последствия для агрессора. И неггинг служит удобной «лазейкой» для избегания открытой конфронтации.
  • Нежелание отстаивать свою позицию. В норме критику в адрес другого человека принято аргументировать: сопровождать доказательствами, логичными доводами. Если же человек не может или боится отстаивать свою точку зрения в конфронтации, он может использовать неггинг.
  • Желание «вывести на эмоцию». «Оскорблименты» также можно использовать как прямой инструмент психологического насилия и разновидность газлайтинга. Двойственность послания вызывает сильные эмоциональные переживания, заставляет жертву сомневаться не только в самой себе, но и в адекватности своего восприятия. Поэтому неггинг часто используют как прямой инструмент психологического насилия в отношениях (разновидность газлайтинга), или как пикап-технику (манипулятивные методы романтических знакомств).
-2

Если вы столкнулись с абьюзивными отношениями и страдаете от психологического насилия, приглашаем вас в онлайн-школу доктора Шурова. На занятиях вы получите профессиональную помощь психологов и теплую поддержку группы, сможете проработать свои тревоги и страхи, обучиться техникам защиты границ и эмоциональной саморегуляции.

Как распознать «оскорблимент»? 7 главных признаков неггинга

Наиболее легкий способ распознать «оскорблименты» — прислушиваться к своим эмоциям и переживаниям, доверять себе.

Но часто жертвами неггинга становятся именно людей с невысокой самооценкой и низким уровнем доверия к себе: в этом случае человеку сложно понять, действительно ли к нему применяют психологическое насилие.

Может, мне просто показалось? Он ведь ничего такого не сказал… Наоборот, меня похвалили… Почему же мне так грустно? Наверно, это со мной что-то не так…

Поэтому для распознавания неггинга важно обращать внимание на «негативные элементы» в двойном послании.

1. Скрытая критика. Одна из самых частых форм неггинга — это завуалированная критика или упрек, когда человек боится или не хочет высказать свое мнение напрямую.

Ой, ты такой молодец! Но, конечно, вот здесь можно было бы и получше, и вот тут я бы сделал иначе, будь я на твоем месте…

2. Скрытое оскорбление\осуждение. В этом случае в структуру «оскорблимента» закладывается завуалированное оскорбление, желание задеть человека.

Оу, ты выбрала этот наряд? Он довольно странный… Какой у тебя своеобразный и необычный вкус!
-3

3. Обесценивание. При неггинге похвала часто включает в себя скрытый обесценивающий подтекст: умаление значимости усилий и заслуг человека.

Молодец, поздравляю! Повезло тебе, у тебя была такая сильная команда, ты смог получить такое хорошее образование…

4. Фокус на недостатках. Еще один прием в неггинге — похвала в сторону недостатков человека с целью подчеркнуть их.

Ой, ты такая неловкая и стеснительная, иногда такие глупые и наивные вопросы задаешь, это очень мило!

5. Превосходительный тон. В этом случае человек выстраивает свой «оскорблимент» на базе собственного превосходства над другими людьми.

Я обычно не общаюсь с такими, как ты, и меня тяжело впечатлить… Но ты ничего, молодец, нравишься ты мне!

6. Скрытое недоверие. «Оскорблименты» также могут включать в себя заведомое сомнение в способностях или заслугах жертвы неггинга.

Даже не верится, что у тебя так хорошо получилось! Просто поразительно, ты умеешь удивлять!

7. Сравнение с другими. Наконец, неггинг часто включает в себя сравнение с другими людьми для подрыва самооценки жертвы.

А ты молодец, хорошо получилось… Конечно, до Маши тебе еще далеко, но…
-4

Как реагировать на «оскорблименты»?

Первый шаг в самозащите от неггинга — это умение увидеть и признать «токсичность» комплимента, ведь часто нам просто не хочется верить, что человек способен так себя вести по отношению к нам. Но это очень важно: осознание факта неггинга помогает нам «вернуть» ответственность за оскорбление обидчику, вместо того чтобы взваливать ее на себя.

Это я что-то не так поняла, дело во мне… \ Нет, этот человек хотел меня задеть, он поступил со мной плохо, проблема не во мне.

А теперь рассмотрим способы реагирования на такой вид психологического насилия.

Слив энергии. Главная цель неггинга — задеть нас, поставить в неловкое положение, вызвать чувство растерянности, неуверенности, вины и стыда. Поэтому наша цель при самообороне — не позволить обидчику получить желаемое. Для этого нам важно максимально спокойно выслушать его «оскорблимент»: не выказывать негативных переживаний в мимике и позе, не перебивать, не пытаться оправдываться. А после того, как оппонент договорил, мы можем коротко поблагодарить его за мнение, или вовсе проигнорировать его слова.

Спасибо, приму к сведению.
Ага.
-5

Перехват инициативы. Мы также можем продолжить диалог, но при этом вернуть себе инициативу в беседе. Для этого удобно использовать модель «соглашение + конкретика». Сначала мы находим в словах собеседника то, с чем мы готовы открыто согласиться, и произносим это вслух, — это помогает расположить к себе оппонента. А потом мы задаем оппоненту наводящие вопросы, выводя скрытую часть «оскорблимента» в формат открытой беседы.

Да, спасибо, я тоже считаю, что неплохо справился. А что именно ты имел в виду? почему ты не ожидал от меня такого, какова была причина твоих сомнений? \ А можешь объяснить, почему ты считаешь меня неловкой? Ты действительно считаешь это моим достоинством? \ А как думаешь, почему тебя обычно нелегко впечатлить?

Ответный удар. Наконец, мы можем выйти в ответную конфронтацию с оппонентом. Например, при помощи техники «сбивающего вопроса»: задать пассивному агрессору неожиданные и нестандартные вопросы, которые собьют его с толку. Или при помощи «раскрытия карт»: задать оппоненту обличающие вопросы, которые поставят его в неудобное положение (особенно при публичной беседе). Но важно понимать — для этих техник мы должны быть уверены в своем эмоционально-поведенческом самоконтроле, ведь нам важно сохранять внешнее спокойствие.

Понятно… А ты себя сегодня хорошо чувствуешь? У тебя ничего не случилось? Выглядишь встревоженным, нервным, неуверенным…
Интересно, почему тебе захотелось сравнить меня с другим человеком? Интересно, почему ты решил подчеркнуть именно эту черту моего характера? Интересно, для чего ты решил уточнить «фактор удачи» в беседе о моем достижении… Для чего тебе это нужно, каковы твои мотивы?

А вы часто сталкиваетесь с «оскорблиментами»? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

Токсичная дружба: топ–7 признаков. Почему мы держимся за «мнимых» друзей?

Нездоровая застенчивость: признаки, виды и причины. Как бороться

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!